«Общественная позиция»
(проект «DAT» №8 (325) от 25 февраля 2016 г.
Заявление с комментарием
КТО СТОИТ
за «делом Матаева»?
Нижепубликуемое заявление на имя президента Республики Казахстан мне оставил Сейтказы Матаев еще в прошлый понедельник. При этом попросил: предать его огласке только в случае, если наступит «черный день», то есть, если его арестуют. Сейтказы, видимо, догадывался, что все к этому идет.
Нам доподлинно известно, что, когда заявление г-на Матаева было доставлено президенту, он передал его руководителю своей администрации – Нурлану Нигматулину с пометкой «Разобраться».
Нигматулин «разобрался». Матаева арестовали бравые ищейки ведомства Кайрата Кожамжарова. Видать, Матаев не пошел на сделку – передать свои медиа-ресурсы неким лицам.
Но, как сообщает наш информированный источник, в «деле Матаева» Кожамжаров ни при каких делах. Всю операцию по «слому» Матаева выполнил его первый заместитель Талгат Таубаев – лично по поручению Нигматулина. Они оба земляки – карагандинцы. Работали вместе еще по «делу Ахметова», итог которого известен – бывший премьер признан казахстанским судом ярым коррупционером.
Кстати, по сведениям нашего источника, Нигматулин метит Таубаева на место Кожамжарова. Смена власти в Национальном бюро по противодействию коррупции якобы должна произойти после выборов. Все логично. Ведь, согласно Конституции, сразу после объявления итогов выборов правительство Масимова должно подать в отставку. Тот же источник сообщает: руководитель АП уготовил Кожамжарову место акима далекой от центра области.
По данным того же источника, в день, когда началась заваруха с арестом Матаева, Таубаев в срочном порядке прилетел в Алматы и руководил всей операцией по задержанию и последующим процессуальным действиям в отношении председателя Союза журналистов Казахстана. Однако, когда Таубаев убедился, что по делу Матаева нет финансовой составляющей в подозреваемом преступлении, он доложил Акорде, что алматинские борцы с коррупцией не нашли никакой зацепки, что побудило бы арестовать Матаева. Но якобы получил оттуда команду в любом случае определиться с медиа-ресурсами, принадлежащими Сейтказы Матаеву, в течение этой недели. А приказы, как известно, не обсуждаются, они выполняются. Таубаев решил «сломать» председателя СЖ и упечь его в изолятор временного содержания (ИВС).
Но резонанс по аресту мэтра казахстанской журналистики обрел вдруг такую огласку, что вопрос о скором назначении Таубаева на место Кожамжарова стал проблематичным. Хуже того, кажется, международный скандал, случившийся в связи с «делом Матаева», поджег землю уже под самим руководителем АП. Во всяком случае, на последнем заседании Совбеза РК Нурлан Нигматулин не присутствовал. Якобы в срочном порядке заболел. Неужто так, что до изнеможения? Ведь государственник столь масштабного уровня кровь из носу, но обязан был быть при обсуждении проблем безопасности страны в этот критический для нее период. К сожалению, кресло руководителя АП, которое ему уготовлено согласно протоколу Акорды рядом с креслом спикера сената парламента РК, на этот раз занял его первый заместитель (см.фото).
Но это к слову. Нам глубоко безразлично, кто с кем рядом сидит в Акорде (от перестановки слагаемых сумма не меняется). Но нас глубоко волнует судьба председателя нашего Союза журналистов. В частности, какую меру пресечения ему изберет Медеуский районный суд г.Алматы. Полагаем, если Сейтказы Матаева отпустят под залог или под домашний арест, то, скорее всего, Нигматулин, действительно, уже получил взбучку. Если его упекут в ИВС, то, вероятно, в исходе «дела Матаева» заинтересованы очень даже высокопоставленные фигуры, с тайной подачи которых и было оно затеяно.
Ермурат БАПИ