«Общественная позиция»
(проект «DAT» №8 (325) от 25 февраля 2016 г.
Эхо недели
Точка над «і»
ЗА АРЕСТОМ СЕЙТКАЗЫ МАТАЕВА
стоят некоторые руководители
АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА
Задержание Сейтказы Матаева является попыткой рейдерства, считает российский политолог, эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов.
«На мой взгляд, речь идет об элементарном «наезде», попытке рейдерства, стремлении заткнуть рот самому известному казахстанскому журналисту, лидеру Союза журналистов Казахстана, вице-президенту Конфедерации журналистских союзов СНГ и Балтии, самому первому пресс-секретарю президента Назарбаева», – сказал А.Дубнов в интервью российскому телеканалу «Дождь».
При этом он предположил, что ситуация связана со зданиями Национального пресс-клуба в Алматы и Астане. «Глупости про коррупцию. Беда в том, что президента Назарбаева те, кто стоит за этим наездом, информировали тенденциозно и неверно. Видимо, есть люди, которые могут к нему зайти и создать впечатление о коррупционной деятельности. Самое важное, что Матаев – уже много лет собственник двух зданий пресс-клуба в Казахстане, очень известного, действующего с 2006 года, там всегда все было законно, и вдруг вспомнили, что это здание сейсмоопасное, начали давить с этой стороны», – отметил А.Дубнов.
Кроме того, он сообщил, что на Сейтказы и Асета Матаевых оказывается давление. «Кроме того, его шантажируют. Его сын Асет сообщил, что, когда они были вместе в антикоррупционной службе, от них требуют подписать все предъявленные им обвинения, признаться в этом, тогда, возможно, их не будут преследовать. Им говорят, что они должны провести публичный брифинг с признанием своей вины, и тогда они тоже будут освобождены от преследования и т.д. Идет довольно пошлое давление, слежка, телефонные прослушивания, откровенное запугивание», – добавил А.Дубнов.
При этом политолог выразил недоумение, что подобная ситуация произошла именно в Казахстане. «И это происходит в Казахстане, который в последнее время подавал надежды, как очень современное, модернистское государство по сравнению с тем, что происходит вокруг. Если бы мы с вами говорили о Таджикистане, то вообще вопросов бы не было, или об Узбекистане. Мы говорим о Казахстане, стране, уже сегодня кажущейся обладающей такой же свободой слова, как у нас в России – мы же позволяем себе выражать свою точку зрения», – подчеркнул А.Дубнов.
При этом А.Дубнов подчеркнул, что С.Матаев является авторитетным общественным деятелем. «Сейтказы Матаев – чрезвычайно известный, популярный и авторитетный общественный деятель. Такой человек, как Сейтказы Матаев, представляет из себя весомую единицу независимой общественной деятельности. Не оппозиционной, он никогда не был оппонентом властей, надо отдать ему должное, он просто очень независимый, очень уважаемый, очень бескомпромиссный, с очень жестким и острым характером человек», – добавил он.
tvrain.ru
Асет Матаев:
МЫ ГОТОВЫ ОЗВУЧИТЬ
фамилии тех, кто нас заказал
Асет Матаев – сын и по совместительству «подельник» Сейтказы Матаева, прокомментировал арест отца и уголовное дело в целом.
– …У меня есть запись разговора с сотрудником налогового комитета, где она говорит о том, что ей звонили из финпола, ее очень торопят с аудитом, говорят, какую цифру они должны вывести. Нам понятно, что все это заказ.
– Вы предполагаете, чей это заказ?
– Я знаю, что это высшие чиновники, утверждать сейчас не буду, но я готов обнародовать их имена. Сейчас стоит вопрос о безопасности отца, я пока не хочу его обострять, скажу только, что президент к этому не имеет никакого отношения. Как мы узнали по своим каналам, есть люди, которые пытаются дезинформировать президента.
– Насколько мы поняли из имеющейся на сегодня информации, в основном обвиняют вас и вашего отца в том, что Национальный пресс-клуб участвовал в тендерах, которые проводило АО «Казахтелеком», и там были превышены суммы на размещение рекламных материалов…
– Это был тендер на размещение в печатных СМИ рекламных материалов АО «Казахтелеком». Тендеры проводились в 2012 и 2013 годах, все условия тендера были выполнены. На очных ставках с главными редакторами СМИ, в которых размещались материалы, и моим отцом все говорили, что не имеют к нему никаких претензий, «Казахтелеком» также не выдвигает никаких претензий, но это все притягивается за уши. Сотрудники бюро, которые допрашивали редакторов, задавали вопрос: «Давал ли вам Матаев откаты?». Но все отвечают, что если бы он давал откаты, то почему в последующие годы не выигрывал эти тендеры? В деле еще фигурируют здание Национального пресс-клуба в Алматы и информационное агентство КазТАГ, которые существуют совершенно легально.
– В пресс-релизе (финансовой полиции – Ред.) говорится, что Сейтказы Матаеву грозит до 12 лет лишения свободы. Что вы об этом знаете?
– Они нас этим и на допросах пугали, но если суд объективно разберется, на что мы надеемся, то никаких 12 лет не будет, а дело закроют за отсутствием состава преступления. Надо понимать, что эта антикоррупционная служба очень могущественная, и после дела Серика Ахметова (экс-премьер, осужденный на 10 лет лишения свободы за коррупционные преступления – А.К.) они считают, что в нашей стране могут закрыть любого, они это не скрывают, говоря о своем статусе. Они взламывают почту, прослушивают телефоны, взламывают мессенджеры, и не понятно, насколько это законно.
Когда я менял пароль на почте отца, то там было видно, что взлом почты произошел из Костаная, о чем пришло уведомление от Google. Сами сотрудники антикоррупционного бюро говорят, что многие главные редакторы прослушивались. И тут вопрос даже не в том, что они хотят замарать отца или меня какими-то коррупционными статьями, хотя мы вообще не подпадаем под них, у них нет таких фактов. Они просто хотят заткнуть всем рот, показав, что Сейтказы Матаева, который известен не только в Казахстане, но и в международном сообществе журналистов, могут закрыть. Так что говорить о любом другом журналисте? Мы уже сегодня видим, что на некоторых сайтах выходит однобокая информация, в которой нет даже ссылки на ведомство, поэтому мы делаем выводы, что все это было приготовлено заранее. Отмечу, что психологически мы были готовы к такому повороту событий. Мы будем молчать, как нас попросили, потому что идет электоральный период. Однако, если ситуация обострится, мы молчать не будем. Сегодня они воспользовались отсутствием наших адвокатов…
– А почему вас привлекли как подозреваемых по тендерам АО «Казахтелеком», ведь должны были привлекать и сторону, которая проводила тендер?
– Насчет АО «Казахтелеком» я не знаю, но точно знаю, что в деле фигурирует Комитет связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию (КСИИ МИР РК). На очных ставках нам говорили, что есть все акты, и никаких претензий к Национальному пресс-клубу в связи с выполнением работ у них нет, но потом вдруг они делают всю эту информацию закрытой. В доверительных беседах сотрудники этого комитета признавались, что на них идет давление, и даже есть SMS-сообщения об этом. Но если все акты закрыты, из казначейства деньги получены, и есть полный отчет об их использовании, то получается, что коррупционная составляющая в тех чиновниках, которые приняли эти отчеты.
– Можете назвать фамилии чиновников, которых допрашивали по этому делу?
– Председатель КСИИ МИР РК Талгат Казангап, начальник управления печатных СМИ Жанболат Байбосынов. Агентство КазТАГ работало и с акиматом города Алматы, с акиматами других областей. Мы подавали заявки, и если выигрывали тендер, то отрабатывали его полностью. У людей в любой области есть потребность в получении информации, и мы старались давать объективные материалы. А взятки для этого мы никому никогда не давали.
Анна КАЛАШНИКОВА,
Ratel.kz
Надеюсь,
НАЙДУ
поддержку
Президенту Республики Казахстан Назарбаеву Н.А.
Уважаемый Нурсултан Абишевич!
Обращается Вам, Сейтказы Матаев – Ваш первый пресс-секретарь, ныне председатель Союза журналистов Казахстана, руководитель общественного объединения «Национальный пресс-клуб», который объединяет иностранных журналистов, аккредитованных в республике.
Суть нынешней складывающейся ситуации вокруг общественного объединения следующая. По Вашему личному письменному поручению в октябре 1996 года для журналистов было передано здание в г. Алматы по ул. Фурманова, 122, где вместе с Александром Максимовичем Кимасовым, к сожалению, недавно ушедшим из жизни, провели в 2004 году реконструкцию и расширили его помещения. При реконструкции были соблюдены все строительные нормативы, и в соответствии с действующим законодательством здание было принято в эксплуатацию.
В рамках объявленной Вами в 2004 году первой в стране легализации имущества мы подали документы в акимат г. Алматы с просьбой узаконить новые помещения. Комиссия по легализации рассмотрела наши документы и приняла положительное решение в соответствии с Вашим указом о легализации имущества. Теперь, по прошествии 12 лет, на наше сейсмоусиленное здание подает судебный иск ГАСК г. Алматы о признании решения городской комиссии о легализации имущества недействительным. Видимо, кому-то приглянулось здание в историческом центре Алматы, где ныне располагаются офисы ведущих иностранных и отечественных СМИ в Казахстане.
Наши возражения ГАСК г. Алматы не принимает, хотя в числе членов комиссии по легализации 2004 года стоит подпись руководителя горархстройконтроля города. Парадокс заключается в том, что ГАСК подал судебный иск на самого себя. Мы считаем эти действия явным подрывом Вашей политики прошедшей и объявленной ныне легализации имущества. С подачи властей одновременно началась комплексная проверка общественного объединения журналистов со стороны налоговых органов, этому, как мы узнали, способствовала антикоррупционная служба (финпол) г. Алматы, которая обвиняет нас в нарушениях при госзакупках бюджетных средств. Этих услуг мы не оказывали и через Комитет казначейства Минфина бюджетные деньги на наш расчетный счет не поступали.
Особенно проявляют рвение финполовцы, которые пытаются незаконно изъять наши учредительные и финансовые документы, незаконно совершили выемку платежных поручений в обслуживаемом банке. Также финполовцы постоянно днем и ночью устроили слежку за членами пресс-клуба, угрожают журналистам, лично мне, супруге, моим детям и внучкам. Нам приходится ночевать то в одном доме у родственников, то на квартире у друзей. Угрожает привлечением к уголовному делу замначальника Управления антикоррупционной службы г. Алматы С.А. Таубалды, а содействуют ему в этом следственный судья Медеуского района Б.С.Кунчаев, зампрокурора г.Алматы Ж.К.Бакашбаев. На наши недоуменные вопросы финполовцы открыто говорят – у нас есть задание, а для нас журналистов это звучит как заказ.
В результате этих противоправных действий сейчас полностью парализована деятельность Национального пресс-клуба и нанесен существенный урон деловой репутации нашего общественного объединения в преддверии объявленных по Вашему указу внеочередных выборов в Мажилис Парламента РК, в областные, городские и районные маслихаты, в ходе которых на наших информационных площадках в Алматы, Астане, Караганде, Усть-Каменогорске и Шымкенте уже запланировано проведение встреч с кандидатами в депутаты от партии «Нур Отан», где я являюсь членом Республиканского общественного совета президентской партии по взаимодействию с общественностью и прессой.
Уважаемый Нурсултан Абишевич! В этом году исполняется 25 лет независимости Казахстана. Я помню 1991 год, когда Вы пригласили меня на должность пресс-секретаря Президента Казахстана. За эти годы, работая рядом с Вами, выполняя Ваши поручения по консолидации журналистского сообщества, всегда чувствовал Вашу поддержку и понимание. Надеюсь, что найду поддержку и на этот раз.
С уважением,
Ваш Сейтказы Матаев