«Общественная позиция»
(проект «DAT» №9 (326) от 3 марта 2016 г.
C чего начинается сепаратизм?
КАЗАКИ ХОТЯТ
В МАЖИЛИС
Что бы это значило?
8 февраля этого года ИА Total.kz распространило информацию: состоялся отчетно-выборный съезд русских, казачьих и славянских организаций Казахстана. Съезд принял резолюцию из пяти пунктов: о соблюдении в Казахстане статуса о языках; законодательно закрепить пропорционально национальное представительство в органах всех ветвей государственной власти; передать русские драматические театры областей и городов Алматы и Астаны в качестве культурных центров на баланс координационного совета с сохранением бюджетного финансирования; на государственных телеканалах выделить время организациям казачьих и славянских организаций и всем национальным диаспорам страны для популяризации общественной жизни и культуры языка; увеличить квоту депутатов парламента от Ассамблеи народа Казахстана до 30 мест представителям координационного совета, из числа назначенных президентом членов сената парламента закрепить 5 мест для активистов совета русских, казачьих и славянских организаций Казахстана.
Первое, что пришло в голову после прочтения этой информации, это: «Мама дорогая! Не слишком ли многого хотят?». Но «пройдемся» по пунктам.
Если взять первую часть резолюции о соблюдении статуса о языках, то все предельноясно расписано в ст.7 Конституции страны, в частности, п.1: «В Республике Казахстан государственным языком является казахский язык»; п.2 – «В государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык»; п.3 – «Государство заботится о создании условий для изучения и развития языков народа Казахстана».
Какие могут быть вопросы, кроме одного: почему в Казахстане за 25 лет его независимости и суверенитета исконный язык его государствообразующей нации так и не стал обязательным не только для признающих себя гражданами нашей страны представителей других национальностей, но и для самих казахов, пребывающих во всех эшелонах государственной власти? Однако казахстанских казаков это волнует меньше всего. Иначе они не стали бы требовать от власти некоего соблюдения статуса о языках. Чем в Казахстане ущемлен статус русского языка, на котором изъясняются с той же властью (не говоря уже о межличностном общении) те же самые казаки? Пусть ответят.
Что касается второго требования – о законодательном закреплении в Казахстане пропорциональности национального представительства в органах всех ветвей государственной власти. Тут, кажется, попахивает неприкрытым шантажом. Не надо раскачивать лодку под названием «русский вопрос» (или казачий?). Если память казакам не изменяет, то именно с раскачивания этой лодки начались все «цветные революции» на постсоветском пространстве – Грузии, Украине, Молдове, а до этого в республиках Прибалтики. Во всех этих странах до сих пор нагнетается «русский вопрос» с подачи политтехнологии, сценарий которой состряпана в Кремле…
О передаче (читайте: переделе) русских драматических театров, тем более с сохранением бюджетного финансирования, не додумались даже казахи – государствообразующая нация. Такая бредовая идея могла прийти в голову разве что политиканам, не совсем дружащим с ней. Но нет же. Казаки возмечтались заполучить русские театры на халяву. А где гарантия, что завтра казаки не потребуют передать на баланс их координационного совета, причем безвозмездно и с бюджетным финансированием, татарский, уйгурский, немецкий и другие национальные театры в Казахстане?
О засилье российских телеканалов на казахстанском медиа-пространстве не говорит разве что ленивый. Пять российских федеральных телеканалов, денно и нощно вещающих с экранов в Казахстане, – разве этого мало и где, в каком другом постсоветском государстве такое есть? Нет же, их координационному совету, оказывается, этого недостаточно, они чувствуют себя ущемленными, им на казахстанских гостелеканалах нужно еще и отдельное эфирное время для «популяризации общественной жизни и культуры языка». Какой такой общественной жизни и культуры какого языка? Казацкой? Мало ли популяризуют культуру, историю и языки живущих в Казахстане народов государственные и другие телеканалы?
Чтобы сказать, что казахстанские казаки в своих амбициях и аппетитах зашли несколько далеко, чем это им позволяют казахстанское законодательство и толерантность казахов, сошлюсь на некоторые публикации в СМИ.
Так, в прошлом году газета «Туркестан» писала: нашумевшая публикация российского сайта Meduza вызвала возмущение не только у казахскоязычного общества, но и у русских и славянских организаций в Казахстане. Речь в ней шла о репортаже некоего Ильи Азара «Усть-Каменогорская народная республика: Ждут ли русские в Казахстане «вежливых людей», где автор говорит о том, что национальный вопрос очень остро стоит в регионе, и русские, живущие в городе, не уверены в своем будущем. Но даже движение «Лад», которое не раз выступало против национальной политики, посчитало этот материал провокационным, о чем они говорят в своем заявлении:
«Странно и неприятно стало в последнее время видеть на интернет-просторах публикации явно провокационного характера, обращенные к жителям Казахстана. Мол, видали, что в мире творится: сепаратисты, военные действия в жилых кварталах? Вы – следующие! И наши «друзья» из-за кордона уже не гнушаются никакими методами, пытаясь «раскачать» общественность. Ответственно хотим заявить – написанное откровение – провокация и подлог. Смесь измышлений, домыслов и лжи! Неуважаемый отныне нами Илья! Не надо нас убеждать, что в Казахстане неровно поделили землю, язык и власть. У нас у всех здесь одинаковые права. А самое главное, мы живём в согласии и единстве, и если есть у нас проблемы, то это наши внутренние семейные проблемы, и мы сами их решим. Без советов извне. Мы однозначно заявляем – статья Азара – это иностранная попытка разжечь межнациональную рознь, столкнуть русских и казахов. Мы твердо говорим – нас не поссорить ни Азарам, ни скользким «Медузам».
Другая статья в одном из СМИ так и называется: «В Караганде основан лагерь сепаратистов Донбасса?». Статья иллюстрируется фотографиями. Цитируем в сокращении (орфография, пунктуация и стилистика сохраняются»: «Есть оказывается в городе Караганды некое казачье сообщество, так сказать военизированная организация, мимикрирующая под субэтническую группу. Все бы ничего, ходили бы в форме царской России и раздавали бы друг другу выдуманные звания и жестяные медальки. Однако все оказалось не так просто. Активист казачьего сообщества некто Александр Булавин через социальные сети ВКонтакте и Майл.ру ведет настоящую пропаганду сепаратизма.
Что же мы видим на стенах у Александра Булавина. Во-первых, это постоянно присутствующий флаг так называемой Донецкой народной республики. Причем находится это полотнище в руках у вооруженных людей в военной форме. Если не надпись, поясняющая, что это страйкбол где-то на окраине Караганды, то вполне можно подумать, что это один из захваченных лугандонцами населенных пунктов. Тем более, что присутствует фото, где лично А. Булавин дефилирует в форме с опознавательными знаками самопровозглашенной ДНР.
Можно, конечно, сказать, что молодые ребята балуются, но размещенные А. Булавиным ссылки и посты ярко демонстрируют серьезность взглядов и намерений. Чего стоит оскорбительная и угрожающая надпись в адрес лиц украинской национальности: «Смерть укропам!». Правоохранительные органы уже сейчас могут возбуждать уголовное дело за разжигание межэтнической розни. Война в Украине далеко, а убивать призывают здесь рядом в Караганды. …
Анализ фотоархива А. Булавина показывает, что он далеко не одинок. Чего стоит фотогалерея под названием «Казачий вар». Фактически мы видим летний лагерь боевой подготовки, где учат не только ходить строем, но и боевым единоборствам в реальных условиях. Особенно пугает фото мальчика лет 10, который целится из пистолета, напоминающего боевой.
И все эти фото на фоне так называемой «колорадской» символики. Той самой, которую широко используют экстремисты в Украине.
При этом распространяется информация о наборе добровольцев для войны на украинской земле. Причем делается это посредством полулегальной российской партии «Русское национальное единство», признаваемой даже в РФ близкой к фашистской идеологии. Получается, что в Караганды появились адепты этой организации, ведущие вербовку вооруженных наемников.
С начала вооруженного конфликта в Украине, ряд организаций, включая сепаратистов, не раз заявлял об участии в боевых действиях граждан Казахстана, в том числе и из казачьих объединений.
Глядя на фото А. Булавина, можно поверить в эту информацию, сколько бы ее не отрицали.
… Ведь в Украине сепаратисты появились не просто так. Их воспитывали в так называемых организациях типа «Оплот», казачьих объединениях с центрами в Москве и так называемых военно-патриотических клубах без патриотизма к Украине. Караганды уже не в первый раз проявляется в ситуации, когда сторонники сепаратизма чувствуют себя вольготно. Совсем недавно там действовала российская организация «Гуманитарные войска», собиравшая помощь незаконным военным формированиям в Украине».
Хотелось бы обойтись без комментариев. Но не получается. На том фоне, когда гражданских активистов Серикжана Мамбеталина и Ермека Нарымбаева власти привлекли к уголовной ответственности за якобы разжигание национальной и социальной розни в соцсетях, это их так называемое «преступление» выглядит детской шалостью по сравнению с казачьими «вольностями» в некоторых регионах Казахстана. Как нам кажется, органы, ответственные за национальную безопасность нашего государства, мягко говоря, довольно избирательно подходят к исполнению норм отечественного законодательства. Одних сажают в тюрьму за перепост в соцсетях, на откровенные призывы к сепаратизму других взирают сквозь пальцы.
Последний пункт в резолюции съезда казаков и вовсе «мозг вышибает»: прикрываясь пожеланием главы Казахстана Нурсултана Назарбаева об усилении роли Ассамблеи народов Казахстана, увеличить квоту депутатов парламента от АНК до 30 мест представителям координационного совета, из числа назначенных президентом членов сената парламента закрепить 5 мест для активистов совета русских, казачьих и славянских организаций Казахстана.
Правда, не хило? Особенно если учесть, что по Конституции страны (ст.ст.50 и 51), из 107 депутатов мажилиса парламента 9 избираются АНК, а из 47 депутатов сената 15 назначаются президентом РК. Но координационный совет русских, казачьих и славянских организаций, ничтоже сумняшеся, требует увеличения ему квот в обеих палатах парламента. Пройти в парламент через прямые выборы от действующих политических партий они не хотят. Зачем? Казаки же мнят себя особой кастой и спасителями государства российского, а вкупе – и Казахстана. По логике их притязаний на пути вхождения во власть, и отношение к ним должно быть особое – привилегированное. Но дурной пример, как известно, заразителен: завтра с такими же притязаниями, да еще и территориальными, выступят русские, корейцы, уйгуры, немцы. Прецеденты в истории Казахстана уже были. Однако история кое-кого, видимо, ничему не учит. Зараженные вирусом сепаратизма «горячие головы», вытирая ноги об Конституцию Казахстана, вновь провоцируют народ – вот так, запросто, росчерком президентского пера отдать им внушительную часть мест в законодательном органе страны, и даже больше – территории. Чего, к примеру, стоит кощунственная надпись на фоне портрета великого Абая – человека Мира – «Усть-Каменогорская народная республика». Это ли не посягательство на территориальную целостность Казахстана и единство всех народов, кто считает Казахстан своей Родиной?!
В истории с заявлениями координационного совета русских, казачьих и славянских организаций и «казачьими варами» нас не менее поражает не адекватная им позиция органов национальной безопасности. Заигрывание с подобным небезопасно: вполне возможно, что завтра в парламенте некоторые будут дефилировать в мундирах царских офицеров, казачьих папахах и бряцать оружием, что Казахстан может быть поделен на автономные республики типа «Усть-Каменогорской народной». А что же делать нам, казахам? Изображать толерантность?
Ермурат БАПИ,
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»