«Общественная позиция»
(проект «DAT» №16 (333) от 21 апреля 2016 г.
Мое мнение
(Продолжение. Начало в номере от 14 апреля)
История казачества в пределах казахской степи с XVII по начало XX века – это в основном военно-разбойничьи походы в целях грабежа, насилия, убийств жителей мирных аулов, оттеснения казахов с обжитых, плодородных земель в полупустыни и пустыни. А история казахов за это же время – это беспрерывные, в основном с жертвами с их стороны столкновения с казаками с попытками хоть какой-то защиты территории, необходимой для просто выживания. Но случайно известные сыны народа в начале XX века указывали, что положение в стране стало настолько тяжелым, что вопрос стоит о выживании казахов. И тяжесть вины за такое положение казахов в немалой степени лежало на казаках Уральского, Семиреченского и Сибирского казачества.
Особняком стоят кровавые события, связанные с карательными акциями с участием казаков периода национально-освободительного восстания 1916 года в отношении не только восставших, но и всех казахов. Видимо, с крушением Российской империи и связанного с ней полуразбойничьего уклада хозяйствования и жизни у некоторой части казачества произошел крайний сдвиг в понимании элементарного человеческого. Сохранились, например, свидетельства сцен крайнего, разнузданного и дикого насилия, совершенного казаками даже в русских переселенческих селах Акмолинской области (это тогда север, северо-восток, центр современного Казахстана) в период Гражданской войны 1918–1920 гг.
Таким образом, если казаки желают их признания «народом», т.е. сообществом людей, обладающих не только своеобразием языка, образа жизни, культуры, психологии, но и определенными «внутренними» моральными, духовно-нравственными ценностями, созвучными с общечеловеческими, то как они обойдутся с таким грузом совершенных их предками в течение трех веков насилий и смертей безвинных людей?! Даже не будучи в необходимой степени образованными, но основываясь на православной духовности и нравственности, может быть, потомкам тех казаков, гражданам нашей страны, следует подняться по православной традиции до покаяния и просьбы прощения за безвинно погубленные души не только казахов, но и русских переселенцев в годы известного по истории белого и красного террора Гражданской войны 1918–1920 гг?! Покаяние только нравственно возвысит современных потомков казаков и очистит души.
В традициях православия, надеюсь, люди, причисляющие себя казачеству, представляют из себя паству именно этой церкви – гуманизм, глубокая духовность и нравственность подвигнут их осознать, что общая атмосфера согласия и взаимоуважения, установившаяся между людьми в результате длительного уже по времени мирной жизни в условиях единой страны и целенаправленной политики советской, а потом и этой власти – это общая духовно-психологическая ценность, имеющая отношение ко всем – казахам, русскоязычным, беречь которую необходимо для благополучной жизни себя и своих детей.
Второй пункт о «закреплении пропорционально национального представительства в органах всех ветвей государственной власти» лишь внешне кажется требованием некой справедливости в отношении русских и русскоязычных. В действительности это требование может возбуждать и даже канализировать межнациональную неприязнь в ложном направлении, оставляя в стороне вопрос реального улучшения работы всех ветвей государственной власти.
Настоящее решение проблемы, если составители требования, как граждане этой страны, пекутся именно об этом, не в пропорционально национальном представительстве. В частности, требование такого характера говорит о том, что составители этого пункта остаются в идеологизированном, политико-правовом поле авторитарной власти, например, как Ассамблея народа Казахстана. Действительное решение вопроса качества государственного управления, что, как мы сказали выше, эта власть совершенно не приемлет, в реализации двух положений:
- Законное гарантирование естественной селекции способных и талантливых всех этносов посредством их отбора по интеллектуально- профессиональному рейтингу, установленному абсолютно анонимно с единственным требованием знания государственного языка.
- Законное гарантирование вертикальной и горизонтальной мобильности служащих по качеству работы, установленного независимой комиссией анонимно.
И никаких национальных пропорций, никаких внеслужебных связей и влияний. Это станет важнейшим общественно-политическим процессом демократизации государства и страны.
А пропорционально национальное представительство в органах, всех ветвей государственной власти – это, на деле, в духе авторитарной власти – требование о допуске «наших» к различным «благам» в коррумпированной системе управления, к государственной кормушке.
Что касается отношения русских и русскоязычных к современной России, то здесь, как говорят: «Вольному – воля!». Единственное, что я мог бы сказать своим соотечественникам, исходя только из желания им добра и благополучия, быть разумными и честными.
Далее, выдержки о современной России из будущей книги.
Думаю, настоящая неизбежность, которая должна реализоваться в жизни казахов, русских, украинцев, киргизов и др., – излечивание духовного мира современного человека от национализма, шовинизма, расизма и т.д., все более широкий переход к естественному осознанию того, что рядом с тобой такой же, как и ты, человек, с теми же абсолютно незыблемыми правами. Неизбежность – открытие и осознание своего единства с другими людьми, такими разными и бесконечно интересными своей такой разностью. Великая природа и великое море людей – бесконечный и неисчерпаемый богатством разнообразия мир.
Убежден, если национализм, шовинизм или фашизм, как предрекают в последнее время относительно России, придет в политическую жизнь стран СНГ, то это будет лишь попятное движение русских, казахов, киргизов, узбеков и т.д. в мир еще большего разгула преступности и насилия, ксенофобии различных оттенков, бессовестной государственной лжи на фоне истерии «патриотизма» оглупленных и фарса державности.
Что касается внутреннего положения России, то можно начать с общественного явления тревожащего всех русских мыслящих людей: скинхеды и усилившиеся проявления шовинистическо-уголовной нетерпимости, часто с фашистской окраской.
Именно русская действительность конца 80-х и 90-е гг. родила слова «отморозки», «беспредел» и много других. Думаю, смысл этих слов объяснять не надо. Современные заводилы скинхедов, вероятнее всего, дети тех отморозков, а все вместе, которое уже поколение – дети «пьяных ночей» 70-90-х гг. прошлого века, как обозначено российскими социологами и социопсихологами. Статистика времен гласности: население СССР в 50–70-е гг. выросло на 40%, а потребление алкоголя выросло в 17 раз.
Видимо, политтехнологи Путина хорошо знают социально-психологические характеристики и «способности» этой части русских людей, и волна «солидарности и патриотизма» по России в связи с Крымом и Украиной, надо думать, в основном результат их оболванивающей работы. Как помнится, телекартины возмущения русских в начале 90-х прошлого века, выражающих без стеснения свои «доводы» Ельцину за лишь намерение восстановить справедливость в отношении поволжских немцев и вернуть их на Волгу.
За следующими словами патриарха Кирилла, думаю, современные тревоги и …заблуждения некоторой части русского общества относительно российской и мировой действительности. Скажем, «развитое самосознание и единство русского народа» может быть основанием «целостности России» лишь при наличии политической доброй воли составляющих ее народов. Причем это «самосознание» русских должно быть не традиционным со времен Российской, а затем Советской империй великорусским шовинизмом, который после 20 лет жизни как будто в демократии так легко «воспламенил» в значительной массе русских в связи с Украиной и Крымом путинский режим, а действительно демократическим с признанием незыблемости прав народов на самостоятельное устройство своей национальной жизни.
Помнится, смыслом великорусского шовинизма всегда было убеждение русских людей, что устройство жизни «по-русски» везде, не только в СССР, но и Восточной, Южной Европе – это универсальный идеал, что все народы признают «величие русского», любят «русское», «счастливы» стать русскими, жить «по-русски». Все не русские, ранее «инородцы» с конкретными обозначениями, или позже, не вполне коммунисты с почти теми же обозначениями практически никакого интереса из себя не представляли, вернее, были интересны только в своих желаниях стать русскими. Этот шовинизм, составлявший менталитет значительной части русских людей – от большинства государственных чиновников, убежденно творивших зло до простых русских с их самоуверенно-идеализирующими себя и одновременно ограниченными о «других» представлениями, был общим морально-психологическим основанием русской экспансии, угнетения и унижения народов как Российской, так и Советской империей.
Удивительно, что обыкновенный замшелый шовинизм в новой России выражали писатель Солженицын, забывший добро, сделанный для него, тогда политического изгоя, казахами с риском для собственной свободы, и Жириновский, которому все-таки не смогли в Алматы вколотить обыкновенную порядочность и подтверждающий сейчас слова Ленина, что нерусские всегда перегибают с проявлением великорусского шовинизма.
Но, к чести русских, всегда была и «другая» Россия, «другие» русские, образованные, с демократическими убеждениями, сеявшие по всему пространству русской экспансии семена образования, науки, культуры, труды которых увенчались успехами «инородцев», «полукоммунистов» на разных поприщах человеческой деятельности. Думаю, государственное пространство современной России сложилось и сохранилось таковым не только ввиду силы русского оружия и господства в общественной жизни русского шовинизма, но, не менее того, благодаря деятельности и положительному влиянию в «инородной» среде просвещенных, душевно-демократичных, человечных русских людей. Этот урок истории и благотворной и для России культурной деятельности русских людей должны бы глубоко осознать сейчас те, кто у власти в современной России.
Политическая верхушка современной России должна, наконец, реально оценить место и роль страны на территории бывшего СССР и мира. Время пугающего «телодвижения» советско-русского «медведя» прошло безвозвратно. Мир, за исключением обывателя, уже не боится этого и легко может вызвать хаос в стране, чреватый опасными социально-политическими потрясениями, применив только экономические санкции без военной силы, превосходящей возможности России. Из-за завышенных, имперских оценок властью возможностей и места страны в мире Россия все еще пребывает вне современной цивилизации, все еще в состоянии непредсказуемого «сибирского» государства. И войти достойно и в полной мере в состав современной цивилизации Россия может, только став вполне европейской, демократической страной.
«…Лавинообразный рост маргинальных и агрессивных проявлений» в общественной жизни, «отчуждение русских, особенно русской молодежи от государства и сфер социальной жизни общества», по мысли патриарха Кирилла, от «игнорирования интересов русских людей, вытеснения русского вопроса из публичной сферы».
Как кажется, патриарх Кирилл пытается связать причинно-следственными отношениями два ряда общественных явлений, имеющих свойство слов из разных песен. Думаю, причины роста маргинальных и агрессивных проявлений, отчуждения русских от государства не в игнорировании интересов русских людей. Причины коренятся в других пластах современной русской жизни, будучи следствием переплетения целого ряда социальных, социопсихологических, социокультурных факторов. Они примерно таковы.
- Широкое распространение практического и повсеместного алкоголизма (см.ст.А.Ананьева в «Литературной газете» периода гласности), остающегося тяжелейшей проблемой для современной российской власти с рядом поколений людей, плохо поддающихся социализации и в политическом поведении колеблющихся от синдрома алкогольного отупения до плохо управляемой агрессии. Власть говорит лишь о хроническом алкоголизме, стыдливо игнорируя последствия начальной и средней стадий, ставших элементом русского быта, «русской традицией» и широко распространенных особенно среди молодежи.
- Особо тяжелые формы последствий вначале развала СССР, а затем мирового кризиса в России ввиду значительного её отставания от Запада в современных технологиях, следовательно, практического отсутствия механизмов гибкого реагирования, перестраивания экономики, что обусловило свертывание целых отраслей, повсеместное закрытие заводов и фабрик. «Перерыв» в работе по традиционным промышленным специальностям, рост безработицы усугубило еще более широкое распространение «русского выхода» из тягот жизни. Алкоголизм, даже по сравнению с советскими временами, принял массовые формы. Этим, наверное, можно объяснить вербовку некоторое время назад на уральские и сибирские заводы «наших» русских по северным областям Казахстана. А также нескончаемые аварии «Протонов» и вынужденные признания руководителей «Роскосмоса» о снижении качества работ в космонавтике. А к молодежи вместе со свободой с Запада пришло широкое привыкание к пиву, коктейлям, тонизирующим напиткам и наркотикам.
В общем, обозначенный комплекс явлений обусловил крайнюю формализацию отношений общественной социализации вместе с нарастанием жестокого обращения соответствующих государственных структур с хулиганствующей молодежью и ответного крайне негативного отношения к государству; фактический распад отношений семейной социализации.
- Практическое господство в подростковой и молодежной среде, организованно охваченной влиянием, контролем криминального мира, морали и ценностей зоны. Свою «лепту» внесло в это «дело» российское телевидение романтизацией рэкета, героизацией воров.
В результате не только значительная часть российской молодежи уведена из сферы цивилизованных отношений с государством, но также пребывает в состоянии раннего формирования позиции неприятия государства, противостояния с ним.
- Из-за постепенного ухудшения качества общего образования в «эпоху перемен» и практически массового «выпадения» ряда поколений школьников из-под духовного культурного влияния, особенно русской классической литературы вместе с традиционно малым с советских времен интересом к православию, сохранившего, несмотря на все изменения паствы, церемониальность в обрядах и назидательную «высокую» проповедь, в мировоззрении значительной части русских людей, исключая, может быть, старших, образовался опасный духовный вакуум; стали часты проявления духовно-культурного невежества, циничного меркантилизма, душевной глухоты и бессердечия.
- Сравнительно с советским временем «пьянящая» свобода в жизни молодого и среднего поколения, усугубленная невысокой общей культурой, асоциальностью на грани хулиганства, ставшей заразительным массовым поведением, обернулась не творением «своего», а отвратительными «отрыжками» хлынувшей западной массовой культуры. Как, например, можем наблюдать по «вторичной» продукции российских телеканалов, когда сделанное на Западе пошлое, вульгарное, надо полагать, в целях делания денег «сейчас и сразу» доводится, сообразно с русским характером, до совершенно непотребного вида и формирует вкусы, образ жизни русской молодежи (отчасти и у нас на Севере, Западе, Востоке и столицах).
Таким образом, патриарх Кирилл, как кажется, пытается соорудить парадигму деятельности российской власти из разноплановых идей, в первой из которых будто эхо бывшего великодержавного русского шовинизма, а во второй – неверные представления глубины и сложности реалий современной русской действительности. А позиции русского большинства в России игнорировать невозможно, ибо любое государственное решение власти есть решение, касающееся этого большинства. Другое дело, что эти решения в настоящее время по целям, сути исходят прежде всего из интересов власти, прикрытых идеологизированной ложью. Другое дело, что современная российская власть своей авантюрной геополитикой реанимирует ушедшее было в прошлое чувство русофобии на обширной территории Евразии.
Думаю, всем «нашим» русским и русскоязычным нужно понять, что современный великорусский имперский шовинизм, в проявлении которого политическая верхушка России во главе с Путиным вошла, можно сказать, в некоторый раж, – это не шовинизм времен царского самодержавия, который придерживался хотя бы на виду некоторого квазиевропейского приличия, тем более, несколько стесняясь осуждения просвещенных, демократичных русских людей из дворян и разночинцев. Это не шовинизм времен социализма, плотно окутанный идеологией коммунизма, в основе которого лежали все-таки интересы простых, в том числе и не русских людей. Современный великорусский шовинизм и в политическом, и экономическом, и духовном отношении намного опаснее своих предшественников. Наверное, не случайно мыслящие и совестливые русские современной России уподобляют его фашизму или считают предтечей фашизма.
Этот политико-идеологический, духовно-психологический феномен, думаю, во-первых, вобрал в себя некоторые ценности, мораль и приемы русского криминалитета. Помните указание Путина, президента Российской Федерации (!), «мочить в сортире», кстати, таких же граждан России, что и русские? Вот лицо современного великорусского шовинизма: ни один президент Российской федерации, включая Путина, не попросил прощения у чеченского, небольшого по численности, народа за годы навязанной ему войны, за страдания и гибель стольких людей, в том числе и тех, кто мог быть полезен российскому государству.
Во-вторых, за этим шовинизмом стоят интересы русских олигархов, более опасных, чем европейские или американские, как могут быть непредсказуемо и цинично жестоки люди, в первом поколении поднявшиеся из нищеты и ничтожества в безмерное богатство и всесилие. В-третьих, реализаторы этих интересов, политико-партийная верхушка современной России, надо полагать, тесно связанная с русской олигархией, как оказалось, составлена из людей, лишенных государственного разума и совести.
Можно сказать, что в русской истории повторяется положение перед Первой мировой войной в виде фарса. Великая Россия оказалась униженной безответственным всевластием «маленьких людей». Одержимые внушенной себе химерой, эти люди не понимают, что время «империй», в состав которых возможно «собирать земли» прошло безвозвратно, что на этих землях уже значительное время живут другие народы, включившие в свои государства русских людей, ставших «их» гражданами. Что сейчас время цивилизованной интеграции «больших» и «малых» государств, успех которой во взаимном уважении, равноправии и выгоде. «Маленькие люди» не понимают, что величие России отныне может быть не в устрашающей угрозе оружием, а в величии ее культуры, в распространении идей и ценностей человеколюбия, духовности, нравственности, берущих начало в русской литературе, музыке, живописи, философии XIX – нач. XX вв.
Политико-партийная верхушка современной России должна наконец осознать, что не получится возродить «империю» не столько из-за тревог меркантильного Запада, а потому, что изменилось время и изменились народы, которых не удастся снова загнать в «стойло империи». Думаю, первый урок она получит на Украине, где будет восстановлено единое государство. Далее, в евразийском пространстве отношения России с «друзьями» изменятся в настороженно-опасливые, а с «другими» до холодно-враждебных.
В самой России, особенно в субъектах федерации, очень легко слетит флер будто демократии и усилится психология русского шовинизма, особенно там, где русские составляют значительную диаспору. Усилится ответная русофобия, что вызовет рост насилия и преступности. Так современная российская власть вместо «победного» возрождения «империи» получит массу проблем геополитического и внутригосударственного характера. Думаю, беспредел насилия в стране, экономические и финансовые санкции Запада, изоляция в мире обернутся значительным ухудшением условий жизни народа. Вчерашние русскошовинистические «патриоты» поднимут «русский бунт». Надо надеяться, что в этих условиях к власти придут не фашиствующие олигархи, что приведет к окончательному распаду России, а разумные, патриотичные демократы. Но бедная, великая Россия, отставшая от Запада и технологически, и политически на десятилетия, из-за авантюрного путинского периода, откатится еще дальше. И, возможно, переживет «отпадение» некоторых субъектов федерации. Преодоление путинского «имперского» периода возможно только через демократию, которая единственно вернет русским и стране доверие и уважение мира.
Таким образом, современная Россия при всей общественной эйфории от Олимпиады и «успехов» с Крымом и Украиной находится в крайне опасном в отношении своей будущности положении. И главная опасность в том, что оба указанных фактора не являются показателем прогресса страны. Блеск Олимпиады – это купленный блеск невиданной расточительности. А «успехи» в Крыму и на Украине – это в действительности поражение с консервацией худших сторон экономики с неизбежным технологическим скатыванием назад и тяжелые, прежде всего, духовные и нравственные потери страны.
…Думаю, страна подходит к очень важному историческому рубежу, когда всем, разумным и честным людям всех национальностей, нужно осознать общую ответственность за страну, будущей свое и детей. Эту ответственность должна бы осознать, в первую очередь, власть, но, увы, она обнаруживает всякий раз или неуместную суетливость, или дешевую хвастливость, или внушающую тревогу ненадежность, к тому же, как говорят, имея в составе «агентов влияние» других стран.
Должна бы осознать это, по своему «делу» более убедительная, тележурналистика, но ее казахоязычная часть или увлеченно «хабарит» вне реальной жизни народа, или в своем желании изображать ответственность и объективность не поднимается выше сообщений о том, где «горит», «топит», «рушится».
А русскоязычный «Первый канал» Казахстана с каким-то азартом от своего лицедейства, глядя в глаза, улыбчиво «разыгрывает» нас относительно политики власти или, часто взахлеб, «объясняет» народу российскую «линию» в мировой политике, попутно, иногда со злой иронией, поддевает противников Кремля и особенно, почти по-советски, западную демократию.
Кажется, достаточно образованные и умные молодые люди, но неужели не понимают, что так почти радостно лгать или «обслуживать» интересы другой страны, а интересы соседствующих стран как «сообщающиеся сосуды», – это предательство, по крайней мере, своей профессиональной чести, интересов родины, будущности своих детей?!
Но в практически опустошенной от оппозиции стране только разумные, совестливые и ответственные в структурах власти и журналистике должны начать говорить казахам, русским и русскоязычным правду о происходящем в стране и вокруг нее.
Особенно важно власти и журналистике говорить правду нашим русским и русскоязычным, объясняя на примере войны, смертей, разрушений, страданий людей на Украине, насколько опасны для всех нас, для нашей мирной и в общем благополучной жизни имперские замыслы Путина, что вопрос языка, единственный, как будто реальный оселок, с которого началась «заваруха» на востоке Украины, совсем не стоит всего того, что произошло там потом.
И напоследок хочу напомнить нашим русским одну мудрую народную пословицу: «От добра добра не ищут!».
Алимхан НУРЕКЕЕВ