Ситуация становится ТОЛЬКО ХУЖЕ

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №18 (335) от 05 мая 2016 г.

 

Казахстанская экономика

 

Ситуация в казахстанской экономике за последние 15 месяцев ухудшается из квартала в квартал. Всему виной – низкие цены на нефть, тяжелая ситуация в банковском секторе, снижение притока иностранных инвестиций и малоэффективные меры правительства и Нацбанка по решению как текущего, так и структурного кризиса отечественной экономики. Примечательно, что все это находит отражение даже в официальной статистике.

 

Как и предсказывал КазТАГ, экономическая ситуация в Казахстане становится только хуже. Указывают на это и последние данные статистического комитета Министерства национальной экономики за первый квартал этого года.

По результатам первых трех месяцев казахстанская экономика продемонстрировала спад. Краткосрочный экономический индикатор (КЭИ), показывающий изменение выпуска объемов продукции в базовых отраслях экономики (промышленность, сельское хозяйство, строительство, торговля, транспорт и связь), за первый квартал снизился на 0,6%.

Наибольшее падение – на 1,5% – произошло в январе, когда наблюдалось снижение нефтяных цен до исторических минимумов. Однако в феврале и марте на фоне удорожания «черного золота» уменьшение названного показателя составило 0,6% в каждый из этих месяцев. Конечно, КЭИ не отражает полностью ситуацию в экономике, поскольку он показывает изменения в отраслях, формирующих примерно 70% ВВП. Но так как он отражает динамику в большей части казахстанской экономики, то по нему можно четко проследить тенденции происходящих в ней изменений.

А поскольку краткосрочный экономический индикатор продемонстрировал отрицательную величину, то очевидно, что процессы в экономике за первые 3 месяца этого года можно уверенно назвать более негативными, чем за то же время прошлого года. Наибольший негатив в указанный период наблюдался в сфере торговли, где снижение составило небывалые в последние годы 6%. Очевидно, что это стало результатом снижения потребительской активности из-за роста инфляции и падения доходов домохозяйств.

Весьма заметный спад продемонстрировала сфера связи. Здесь, несмотря на традиционно хорошие показатели, зафиксировано снижение на 4,3%, что явно указывает на резкое уменьшение деловой активности в этой отрасли.

Менее заметный негатив наблюдался в промышленности, где произошло снижение на 0,8%. Но поскольку динамика промышленного производства имеет наибольшее значение с точки зрения общего вклада в ВВП, то очевидно, в какой отрасли ситуация оказала наибольшее негативное влияние на экономику в январе-марте 2016 года. При этом снижение краткосрочного экономического показателя могло оказаться еще большим, если бы не позитивные показатели аграрной, строительной и транспортной отраслей, темпы роста которых составили соответственно 2,9%, 6% и 4,1%.

Что касается в целом динамики ВВП в первый квартал этого года, то, по информации министра национальной экономики Ерболата Досаева, произошел экономический спад на 0,2%. Сразу бросается в глаза, что этот показатель заметно разнится с краткосрочным экономическим индикатором.

Впрочем, не это главное. Не нами было замечено, что ВВП не отражает полную картину в экономике и поэтому его часто называют лукавым показателем. К примеру, ВВП не учитывает социальные и экологические последствия экономического роста и имущественное неравенство. Более того, методика подсчета валового внутреннего продукта была разработана еще в 30–40-х годах прошлого века.

Эксперты предлагают различные показатели в качестве альтернативы ВВП. Например, чтобы судить о реальном состоянии экономики, необходимо, в частности, учитывать уровень энергопотребления, кредитование экономики и капитальные вложения. Очевидно, что без увеличения этих показателей говорить об экономическом росте можно весьма условно. По подсчетам аналитической службы Energyprom.kz, за первый квартал этого года потребление электроэнергии сократилось на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом 2015-го.

Если говорить о кредитовании, то официальные цифры вряд ли могут помочь, поскольку они не учитывают эффект девальвации. Но по крайней мере те эксперты и банкиры, с которыми удалось переговорить на эту тему, в один голос утверждают, что в прошлом году и вначале 2016-го наблюдалось заметное снижение кредитования экономики банками – от 10% до 20%.

Касательно капитальных вложений официальная статистика из года в год фиксирует рост этого показателя. Однако эта же официальная статистика приводит весьма удручающие данные по другому показателю, которые говорят о том, что стимулов для наращивания инвестиций в казахстанскую экономику, по крайней мере со стороны частного сектора, фактически нет.

Речь идет о показателях прибыли или убытков до налогообложения всех секторов экономики. Поскольку пока нет данных статкома по этим индикаторам за первый квартал этого года, следует привести официальную информацию по ним за последний квартал 2015-го. Так вот, совокупный и только квартальный убыток до налогообложения всех секторов составил Т747,5 млрд, в том числе убыток иностранных компаний – Т573,7 млрд.

Понятно, что говорить в этой ситуации о стимулах для наращивания инвестиций в казахстанскую экономику частным сектором и особенно иностранными инвесторами весьма наивно. А ждать возобновления экономического роста с учетом состояния даже только трех названных показателей не приходится. Вывод вполне очевиден: не исключено, что падение ВВП продолжится во втором квартале и неизбежно усилится в случае возобновления негативного тренда по нефтяным ценам.

Сергей ЗЕЛЕПУХИН,

КазТАГ

 

 

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн