КАШАГАН – БЛЕФ стоимостью в $200 млрд?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №40 (357) от 03 ноября 2016 г.

 

Нефтяная надежда: за и против

 

 


 

 

Сначала небольшая справка: Кашаган – крупное нефтегазовое месторождение в Казахстане, расположенное на севере Каспийского моря. Геологические запасы нефти, по последним данным, оцениваются в 35 млрд барр. Его коммерческие ресурсы, по оценкам специалистов, находятся в пределах от 9 млрд до 13 млрд барр. нефти. Имеются также крупные запасы природного газа – более 1 трлн куб. м.

 

Напоминаем, что добыча нефти на Кашагане началась 11 сентября 2013 года. Однако 24 сентября того же года в ходе плановой проверки трубопровода, идущего с острова «D» на завод «Болашак», обнаружилась утечка попутного газа. Добыча на Кашагане была приостановлена.

После завершения ремонта в октябре при плановой проверке газопровода вновь обнаружились следы утечки. Причиной утечки газа назвали растрескивание трубопровода под воздействием сульфидных соединений.

Теперь как бы возобновилось освоение Кашагана. В этой связи азербайжанский информационно-аналитический и мониторинговый портал Нaqqin.az пишет, что «новость о начале добычи нефти на месторождении важна не только для Казахстана, как владельца месторождения, но и для Азербайджана, через территорию которого транспортируется до 4 млн тонн казахстанской нефти в год. В связи с предстоящим нефтяным событием мирового уровня нашу страну, в первую очередь, интересует, какой дополнительный объем транзита нефти из Казахстана предполагается и способны ли будут наши транспортные ресурсы пропустить его», – говорится в статье.

Буквально накануне появления первой кашаганской нефти никто ничего, кроме двух-трех весьма предварительных цифр, об этих грандиозных залежах не знает, пишет автор статьи. «Во всяком случае, попытки haqqin.az хоть что-то узнать из первых, казахстанских, уст успехом не увенчались», – говорится в сообщении.

Так, в АО «Казахский институт нефти и газа», узнав, что речь пойдет о Кашагане, начинали как-то странно запинаться и уверять, что об этом знают в совсем другом отделе. Все «другие» подразделения главного нефтяного института страны отвечали так же, и только в одном решились сказать: «О Кашагане вам никто ничего не скажет». За прошедшее десятилетия по разным причинам срок начала добычи нефти на новом казахстанском месторождении переносили несколько раз: с 2005 на 2008 год, затем на 2011-й, далее – на 2013-й и теперь, наконец, на октябрь 2016 года.

«Вполне вероятно, что время от времени озвучиваемые препятствия у казахстанских нефтяников действительно имеются, но после столь длительного торможения и упорного молчания почему-то невольно возникают подозрения, что той самой заявленной «большой нефти» вовсе и нет, что все это просто большой блеф. Настораживает, к примеру, что с 2000 года, то есть со времени обнаружения месторождения, его запасы, заявленные, неуклонно растут – с 1,5 млрд вначале до аж 10,5 млрд тонн спустя 15 лет», – отмечается в статье.

Казахстанский эксперт Дастан Ельдесов в беседе с Haqqin.az заявил, что в Кашагане нет разрекламированной большой нефти, и все участники консорциума North Caspian Operating Company (NCOC) это знают, однако игра продолжается. Тем временем проект все больше втягивает Казахстан в кризис. По одним данным, в «Кашаган» уже вложено более $50 млрд, по другим – общий объем инвестиций достиг $116 млрд.

Как отмечается в публикации, некоторое время назад консорциум заверял, что для завершения проекта нужно вложить $136 млрд, а теперь исполнительный директор Shell Upstream International Энди Браун говорит уже о $160–200 млрд.

У эксперта нет сомнений, что большой нефти в казахстанском секторе Каспия нет. У Казахстана нефть есть на суше, и оттуда иностранные компании не бегут. «Для Казахстана же этот проект однозначно катастрофически убыточен – у национальной компании КМГ уже сейчас огромные долги», – отмечается в статье.

Развязка кашаганской эпопеи должна наступить в конце октября этого года. Очередной перенос начала добычи поставит, скорее, не точку, а запятую в мифе о Кашагане. Это не значит, что проект закроют, просто сказку о неуловимом (так с казахского переводится слово «кашаган»), точнее, неуловимой нефти будут рассказывать еще лет двадцать, отмечается в статье. Тем временем, и в самом Казахстане появляется скепсис: что дасть в конечном итоге казахстанский глобальный проект? Например, главный научный сотрудник Института экономики Министерства науки и образования РК Олег Егоров считает, что казахстанское месторождение Кашаган при текущих ценах на нефть в ближайшие 5 лет сможет окупить лишь малую часть затрат на его освоение. «Затраты на освоение Кашагана выросли с первоначальных $15 млрд до $136 млрд, – напомнил О. Егоров в комментарии корреспонденту КазТАГ. – В одной тонне нефти содержится 7 баррелей. Если даже предположить, что в ближайшие годы цена на нефть сохранится в пределах $50, то сами посчитайте», – сказал он, отвечая на вопрос о сроках окупаемости инвестиций в освоение месторождения.

Между тем, как указывалось в раздаточных материалах к проекту республиканского бюджета на 2017–2019 годы, представленного в мажилисе парламента, в 2016 году на Кашагане планируется добыть 0,5 млн тонн нефти, что в пересчете в валюту при стоимости нефти $50/барр. составит порядка $175 млн.

В 2017 году рассчитывают добыть 4 млн тонн нефти ($1,4 млрд), в 2018 году – 7 млн тонн ($2,45 млрд), в 2019-м – 11 млн тонн ($3,85 млрд), в 2020 и 2021 годах – по 13 млн тонн ($9,1 млрд). Итого, с учетом озвученных данных, в течение 5 следующих лет Кашаган может заработать лишь $16,975 млрд.

При этом О.Егоров считает, что начало фактической добычи на Кашагане состоится в лучшем случае в конце этого года. В октябре же, как было заявлено, месторождение только официально запустят в эксплуатацию, проверяя прочность трубопроводной системы. «После аварии на трубопроводе в 2013 году нужно очень осторожно относиться к результатам ремонтных работ. Следует проверить трубы на предмет утечки газообразных фракций. Период наблюдения может составить 2-3 месяца с момента запуска трубопровода», – полагает О.Егоров.

Однако с горем пополам возобновлена добыча на Кашагане. «Если бог даст, в конце этого месяца начнется добыча нефти. После этого в середине или конце ноября анонсируется достижение уровня коммерческой добычи. Планы такие…» – сказал председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Сауат Мынбаев на расширенном заседании правительства.

Ранее сообщалось, что на первоначальном этапе добыча на месторождении составит 75 тыс. барр. нефти в сутки. В рамках опытно-промышленной разработки предполагается добывать 375 тыс. барр. в сутки.

А в начале октября министр национальной экономики РК Куандык Бишимбаев сообщил, что поправками в действующее законодательство предлагается освободить от всех налогов операции, связанные с реализацией нефти и газа в рамках доли Казахстана в Северо-Каспийском проекте (Кашаган). «Еще одна поправка – это решение проблем налогообложения недропользователей, реализующих газ национальному оператору. Она предусматривает определение дохода по фактической цене без привязки к себестоимости газа», – сказал тогда К.Бишимбаев.

Одним словом, в Казахстане делается все, чтобы доказать миру мощь Кашагана. Но что на это ответит Мать-Природа – это еще большой вопрос.

 

Обзор подготовил

Сырым ДАТОВ

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн