«Общественная позиция»
(проект «DAT» №46 (363) от 15 декабря 2016 г.
Долгое эхо «Рахатгейта»
• Немецкий судмедэксперт установил, что смерть зятя
президента Казахстана в тюрьме Вены была убийством.
Авторитетный немецкий судмедэксперт Берндом Бринкманн пришел к выводу о насильственном характере смерти казахского бизнесмена, миллионера Рахата Алиева, одного из влиятельнейших людей в Казахстане и зятя президента страны Нурсултана Назарбаева, найденного мертвым в феврале 2015 году в камере австрийской тюрьмы, пишет немецкая газета Die Zeit.
Заключение Бринкманна, подготовленное по поручению адвокатов Алиева, газета называет «сенсационным поворотом в деле, которое уже не первый год будоражит общественность Австрии». В заключении, оказавшемся в распоряжении Die Zeit, говорится: «Речь идет об убийстве третьим лицом или лицами». Эксперт указывает, что причиной мучительной смерти Алиева стало удушение, при котором преступник или преступники с силой давили ему на грудь, при этом зажимая нос и рот, цитирует материал газеты сайт InoPressa.
Экс-глава спецслужб Казахстана и посол страны в Австрии был найден в феврале 2015 года повешенным в тюрьме Вены, тело было обнаружено надсмотрщиком и медсестрой. В конце февраля 2015 года прокуратура Австрии заявила факт обнаружения запрещенных веществ в крови Алиева. Два экспертных заключения назвали причиной смерти суицид через повешение.
Напоминаем, что многие годы Рахат Алиев входил в ближайшее окружение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, будучи женатым на его дочери Дариге Назарбаевой, ныне депутата сената парламента.
В 2001 году Алиев был сослан на дипломатическую работу, т.к. приобрел слишком большое влияние в стране, они развелись в 2007 году, вскоре после возбуждения против Алиева дела по обвинению в похищении бывших руководителей коммерческого банка «Нурбанк» и вооруженном нападении.
Алиев был приговорен к 20 годам лишения свободы по обвинению в создании мафиозного объединения и подготовке государственного переворота, и Назарбаев пытался вернуть его в Казахстан, но власти Ав-стрии его не выдавали, поскольку сомневались, что Алиев может рас-считывать на справедливое судебное разбирательство.
Сам Алиев обвинения в свой адрес отрицал и говорил о политическом характере преследований, как и обвинения в убийстве двоих сотрудников его банка, из-за которых оказался под следствием уже в Австрии. Оба его предполагаемых соучастника по этому делу были оправданы, Алиев был оправдан посмертно.
КАЗАХСКАЯ ДУЭЛЬ за сомнительные миллионы
За миллионное состояние умершего казахского посла в Вене Рахата Алиева разгорелась яростная битва между режимом Казахстана, оппозицией и вдовой Алиева.
Эльнара Шоразова обожает проводить время в SPA, на дорогих курортах и в шикарных ресторанах. Суммы, которые эта добропорядочная женщина тратит между Веной и Крумпендорфомам-Зее за два дня, обычный человек был бы не прочь видеть на своем счету в виде месячного дохода. Госпожа Шоразова и ее расположенный на Кипре банковский счет уже некоторое время находятся в центре внимания органов юстиции многих стран. Потому что на средства, которая эта тридцатилетняя женщина так активно тратит, предъявляют претензии не только казахстанский режим, но и жертвы ее умершего супруга.
Это имущество было украдено, заверяют потерпевшие. Такие, как, например, Серик Медетбеков, являющийся сегодня спикером Загран-бюро оппозиции Казахстана. Шоразова, гражданка Австрии казахстанского происхождения, была замужем за бывшим послом Казахстана в Вене Рахатом Алиевым. В течение долгого времени Алиев был в Ав-стрии знаменитостью: сначала как дипломат, затем как преследуемый по политическим мотивам и, наконец, как человек, скрывающийся от правосудия.
В феврале 2015 года, за несколько дней до начала уголовного процесса в Вене по возбужденному против него делу об истязаниях, Алиев был обнаружен повешенным в своей камере строгого режима. «Самоубий-ство», – говорят криминалисты. «Убийство», – утверждает его вдова, которая обвиняет в этом казахстанские спецслужбы.
Для напоминания: в первом браке Алиев был женат на Дариге Назарбаевой, дочери многолетнего президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Будучи любимцем режима, руководителем спецслужб и главой налоговых органов страны, Алиев смог создать империю из различной компаний, прежде всего в области СМИ и сахарной индустрии. Ему также принадлежал мажоритарный пакет акций в зарегистрированном на бирже алматинском банке «Нурбанк».
Когда в 2007 году его стали подозревать в убийстве двух менеджеров банка, он бежал в Австрию, куда был назначен послом своим тестем и главой государства, который хотел дать ему таким образом дипломати-ческую неприкосновенность.
Если верить оппозиции, Алиев всегда дей-ствовал цинично и нагло. Серику Медетбекову принадлежала успешная телерадиовещательная компания, пока в конце 1990-х годов Алиев не потребовал переписать на себя эту компанию.
Под угрозой насилия
Свое требование он подкрепил угрозой в противном случае применить физическое насилие, говорит живущий сейчас в Дрездене Медетбеков. Сначала он игнорировал эти угрозы. Когда же ему объявили, что руководитель спецслужб Алиев хочет передать заведенное на него уголовное дело в суд, Медетбеков бежал. Уголовные процессы еще в Советском Союзе относились к любимым методам расправы над неугодными.
Другой пострадавший от Алиева, член казахстанского союза предпринимателей Рафик Соткимбаев, умер в 2014 году в результате загадочной автомобильной аварии на скоростной трассе в Алматы за несколько дней до пресс-конференции в Вене, на которой он собирался рассказать о методах Алиева и добиваться наложения ареста на его имущество. В то время Алиев проживал со своей второй женой Эльнарой Шоразовой на Мальте.
Алиев, согласно данным его женой в мальтийском суде показаниям, владел не менее 207 компаниями по всему миру. Сеть, которая, по мне-нию его противников, могла служить только одной цели – отмыванию денег. Венский адвокат Габриэль Лански, представляющий интересы вдов убитых менеджеров «Нурбанка», полагает, что через эту «сти-ральную машинку для денег» прошло 100 млн евро. Так, в 2005 году Алиев приобрел через казахское подставное лицо находящуюся в состоянии банкротства компанию Metallwerke Bender в Крефельде (ФРГ) и несколько лет спустя снова возбудил в ее отношении производство о несостоятельности. За это время через компанию Bender были отмыты под видом кредитов значительные денежные суммы.
Шоразова уверят, что финансовая империя ее мужа, который умер, не оставив завещания, была арестована казахстанским режимом: «Я не знаю, что ему принадлежало, и мне это безразлично». В любом случае, заявляет она, в совместной собственности имущества у них не было.
Серьезные обвинения
Однако это утверждение оспаривают Медетбеков и ряд других по-терпевших, которые в течение многих лет пытаются вернуть себе хотя бы часть украденных у них денег. Именно поэтому он обратил внимание на роскошный образ жизни Эльнары Шоразовой. Его возмущает, что она транжирит принадлежащие, как он считает, ему деньги, с которых она даже не платит налоги.
Австрия вовлечена в это дело многократно. Бывший канцлер Альфред Гузенбауэр консультирует казахстанский режим по вопросам внешней политики, а министр юстиции Вольфганг Брандштеттер был адвокатом Алиева. В свое время Брандштеттер предоставил ему свой адрес в «Лес-ном квартале» для доставки корреспонденции, и, как говорят, получил из банковского сейфа миллион долларов наличными и привез их Алиеву на Мальту, где разыскиваемый проживал в то время.
Наследство Алиева в Австрии находится под управлением адвоката Йоханнеса Якша. Предположение органов юстиции, что перед смертью Рахат Алиев был банкротом, является «…абсолютно далеким от ре-альности и кажется нам издевательством, – пишет адвокату Якшу Медетбеков 11 октября. – Нам пришлось в течение многих лет следить за демонстративно расточительным образом жизни Алиева, за тем, как он тратил украденные деньги на яхты, автомобили и виллы на Средиземном море, представляя себя при этом эдаким оппозиционером».
Спикер оппозиции заявил о готовности «предоставить подробные сведения об истинной имущественной ситуации Рахата Алиева, которая позволит удовлетворить требования всех кредиторов и, в частности, жертв Рахата Алиева».
Адвокат Якш, однако, отклонил это предложение. После этого Медетбеков обратился к Yiangou Demetriou из Национального банка Кипра. В письме от 2 ноября 2016 года он потребовал, чтобы банк заморозил счета г-жи Шоразовой: «Алиев инвестировал эти средства, полученные в результате совершенных в Казахстане преступлений, в акции французского сахарного концерна Sucres & Denrees (Sucden)». Этот пакет акций, приобретенный в 2005 году за более чем восемь миллионов евро, Алиев продал в 2013 году компании Camac Investissements в Люк-сембурге по цене, более чем в три раза превышающей цену покупки.
Уголовные расследования
Когда Алиев разместил средства в банке Ammochostou Co-operative Saving Society Ltd., уже шли уголовное расследования в Лихтенштейне, на Мальте, в Греции и Германии. В Австрии и Лихтенштейне, к тому же, уже были заморожены счета. Тем не менее, вдове Алиева, очевидно, удалось спасти по крайней мере часть имущества. Она учредила на Бри-танских Виргинских Островах компанию Zitrovia с местом нахождения на Кипре, об экономической деятельности которой ничего не известно.
Затем она перевела деньги покойного мужа со счета в банке Ammochostou на Кипре на открытый в том же банке счет компании Zitrovia. Не менее подозрительной является и вся сеть ее компаний. Выпускница экономического факультета Венского университета обладает правом подписи, среди прочих, в компаниях Camco Holdings (место нахождения в Панаме) и в Zurich Asset Management, фирме-пустышке, зарегистрированной на островах Сент-Китс и Невис.
В мальтийском суде она признала только свое участие в венской компании Maximus GmbH, которая в свою очередь обладает долей участия в другой венской компании – Marx Media на улице Landstraße. Эта компания частично принадлежала ее супругу Алиеву (он же Шораз).
Согласно имеющимся в распоряжении редакции банковских выписок, только в мае этого года Шоразова потратила со счета компании Zitrovia 42 000 евро на игрушки, косметику, спа-процедуры и дорогие рестораны.
Серик Медетбеков и его группа обратились к кипрскому Агентству по борьбе с отмыванием денег (MOKAS) с просьбой заморозить всё имущество Алиева и его вдовы. Одновременно с этим аналогичные меры были предприняты и правительством Казахстана. Назарбаев и его клан предъявляют требования в отношении счетов и недвижимости в Никосии, общая стоимость которых составляет 2,3 млн евро. В конце ноября кипрские органы юстиции начали действовать и вынесли постановление о наложении ареста на имущество Шоразовой (33 млн евро на счетах и недвижимость стоимостью 2,3 млн евро).
«Die Furche»,
Вена