«Общественная позиция»
(проект «DAT» №10-11 (375) от 16 марта 2017 г.
Смысл вольных строк
Перед Штраусом-композитором я снимаю шляпу,
перед Штраусом-человеком я надеваю её опять.
(Артуро Тосканини, итальянский дирижер ХХ века)
Сразу хочу сказать, что речь здесь идет не об Иоганне Штраусе – авторе знаменитого «Венского вальса», а об его однофамильце. Этот Штраус свою репутацию выдающегося композитора, создателя знаменитой поэмы «Так говорил Заратуштра» и гимна Олимпийских игр, состоявшихся в Берлине в 1936 г. испортил, запятнав сотрудничеством с нацистами, когда в 1933 г. принял приглашение Геббельса возглавить Имперскую музыкальную палату.
Вспоминаю еще случай из большого спорта, рассказанный мне заслуженным тренером Казахстана по гимнастике Хаки Чимировым. Так вот, наш земляк Максим Цыганков был членом сборной СССР по спортивной гимнастике и перед Олимпийскими играми 1980 года, состоявшимися в г. Москве, был вызван на сборы. На прикидочных соревнованиях, то есть своеобразных тестовых испытаниях он показал абсолютно лучший результат в пяти упражнениях и должен был выйти на помост Олимпиады. Однако вечером капитан сборной СССР, знаменитый Николай Андрианов, обладатель многих Олимпийских наград высшей пробы, заставил Максима «обмыть» этот успех, а потом «настучал» старшему тренеру о неспортивном поведении Цыганкова. Естественно, наш земляк из сборной был отчислен и лишился своих заслуженных Олимпийских наград. Зависть Андрианова не позволило Цыганкову стать Олимпийским чемпионом. Поэтому вслед за Артуром Тосканини я тоже говорю: перед спортсменом Андриановым мы снимаем шляпу, а перед человеком Андриановым мы одеваем ее опять.
Берегите слезы Ваших детей, дабы они могли проливать их на Вашей могиле.(Пифагор)
Проблема взаимоотношений отцов и детей была всегда. Мы знаем, что на Западе отец-миллионер не потакает желаниям своих детей. Деньги на карманные расходы, как правило, зарабатывают на бензоколонках, в кафе-ресторанах… Современный же казах, сколотивший небольшое состояние, зачастую создает своему чаду тепличные условия, о чем позже горько сожалеет. Я думаю, детей нужно растить и воспитывать в любви: к семье, родителям, соседям, окружающим людям, своему Отечеству…
Что касается детских слез и наказаний за проступки, то еще царь Соломон в своих Притчах (13, 24) говорил: «Кто жалеет розги свои, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». А американское изречение гласит: «Наказывай сына каждый вечер; если ты не знаешь за что, он-то уж точно знает». Так что кто из древних мудрецов прав – пусть каждый решит сам. Прошу прощение у своего сына, что, не ведая мудрости Соломона, следовал его заветам, потому что любил свое чадо.
Вспоминая свои детские годы, припоминаю случай, когда мой одноклассник Витька Скороженин бахвалялся тем, что в детстве отец его избивал, а сегодня он ему сдачи дает. Я не думаю, что на могиле своего отца такой сын будет проливать слезы отчаяния.
Мои родители воспитывали нас в любви и дали всем своим восьмерым детям хорошее образование. И мы почти каждый год встречаемся в родном селе на их могиле и всегда вспоминаем их добрыми словами благодарности. Когда же они были живы, мы все собирались за родительским столом, где, как в известной песне, «и хлеба горбушку и ту пополам…». Мы, трое старших братьев Марат, Талгат и я, могли, выпив маминой бражки, и подраться. Конечно, без зла, больше из спортивного интереса.
Но я вспоминаю до сих пор, как мой покойный отец жаловался матери: «Бәрі айтады – бала-шағаңның қызығын көр деп. Екеуіміз қашан балаларымыздың қызығын көреміз?». То есть отец говорил: «Когда же наши дети будут радовать нас своим поведением и успехами?». На что мудрая наша мать отвечала: «Надо терпеть. Все придет. Всему свое время». Мы не подвели своих родителей – каждый из нас стал уважаемым членом общества, у каждого – свое место.
Говоря о взаимоотношениях отцов и детей, нельзя обойти стороной вопрос лидерства в семье. По определению им должен быть отец, но и это право нужно заслужить, оно не дается по праву первородства. Французский писатель XVIII в. Люк Вовенарг говорил, что управлять одним человеком иной раз труднее, чем целым народом. А что же говорить о целой семье или государстве?
Наш великий предок Чингисхан считал, что, прежде чем командовать тысячами воинов, ты должен научиться командовать сотней, а до этого – десятком. Но прежде всего ты должен доказать свою способность содержать в порядке свой дом.
Папа Римский Иоанн XXIII, говоря об особой роли отца в семье, подчеркнул: «Легче отцу иметь детей, чем детям отца». Английское же изречение гласит: «Отцовские и сыновние чувства различны: отец питает любовь к сыну; сын же питает любовь к памяти отца».
Что касается нашей семьи и моих отношений с сыном, то, думаю, английское изречение нам не совсем подходит.
Возвращаясь к Пифагору, хочу сказать, что по истечении трех лет после кончины моей супруги мои дети также тяжело переживают потерю своей любимой мамы Марзии Нуртазовны.
От подношений и боги становятся сговорчивыми.(Еврипид)
Только подумать: две с половиной тысячи лет назад людей волновала та же проблема, которая волнует нас и сегодня – проблема коррупции. Если боги поддаются на это искушение, то какой может быть спрос с нас, простых смертных? Но я, все-таки оправдывая богов, думаю, что под подношениями они понимали благодарность, которая является, по словам древнегреческого баснописца Эзопа, признаком «благородства души». Однако вернемся к современности.
Помню, как-то звонит мне одно ответственное лицо, которое распределяло деньги в спортивном бюджете. Назвав меня человеком их круга, он попросил откат от одной сделки в размере 30%. На мой вопрос, а что было бы, если бы я был не вашего круга, он простодушно ответил: тогда бы ты платил 50%. К сожалению, коррупция стала образом жизни современного человека.
Ранее я уже цитировал древнеиндийскую мудрость, которая, в частности, предписывала побеждать жадного деньгами. Но жадных меньше не становится, и проблем, которые надо решать, тоже не убавляется. Вот такой заколдованный круг! Пусть каждый сам решает, как из него выбираться.
Лучше рухнуть скалой, чем сыпаться песком(Монгольское изречение)
В одной русской пословице говорится, что на миру и смерть красна. Великий русский поэт Александр Блок писал: «Гибель не страшна герою, пока безумствует мечта». Никкола Макиавелли считал, что «только герой, избранник Судьбы имеет силу вынести свободу – преступать закон без страха, без угрызения, оставаясь невинным во зле».
Хочу в этой связи вспомнить своего отца. Он умер в возрасте Мухаммеда, а его отец – мой дед Закирья прожил на 30 лет больше. Так вот, в студенческие годы, когда я приезжал домой на каникулы, в родительском доме меня ждал немощный мой дед, за которым ухаживала моя сердобольная мама. Мой отец, смотря на моего деда, почему-то всегда просил Всевышнего, чтобы Он не дарил ему столько лет, как отцу. Видимо, он хотел, чтобы его сыновья и внуки запомнили его молодым, здоровым, в расцвете сил. Он не хотел сыпаться песком и быть обузой для своих близких… Мой отец и не ведал об американской мечте жить долго и умереть молодым. Как сказал Пьер Буаст, которого мы уже цитировали: «Каждый хочет жить долго, но никто не хочет стареть».
Хотел бы закончить этот раздел не на такой печальной, а даже на шутливой ноте. Современники о библейском Моисее, который своих соотечественников 40 лет водил по пустыне, чтобы вымерли все, кто был заражен ядом психологии рабства, говорят: «Если 40 лет водить народ по пустыне, то из него песок посыплется…».
(Продолжение следует)
Кайрат ЗАКИРЬЯНОВ,
профессор