«Общественная позиция»
(проект «DAT» №19 (383) от 19 мая 2017 г.
Журналисты в беде
В минувшие выходные руководитель фонда «Журналисты в беде» Рамазан Есергепов сам оказался в беде, причем в прямом смысле этого слова. На журналиста было совершено нападение, в результате которого он получил ножевые ранения брюшной полости. Обращает на себя внимание, что покушение совершено в поезде, на котором Есергепов направлялся в Астану, где был запланирован ряд его встреч с представителями дипломатических миссий. Чтобы прояснить ситуацию, мы связались с его коллегой – Розланой Таукиной.
– Розлана Рамазановна, вы первой сообщили в социальных сетях новость о случившемся с Рамазаном Есергеповым. Расскажите о деталях.
– 14 мая Рамазан Есергепов в рамках работы Общественного комитета по защите журналиста Жанболата Мамая выехал в Астану, где он должен был встречаться с послами Литвы и Германии. Целью поездки являлось привлечение внимания международного сообщества к складывающейся ситуации вокруг главного редактора газеты «Трибуна» Мамая, который уже третий месяц находится в следственном изоляторе. Однако через несколько часов после отбытия поезда, около 05 часов утра с телефона Рамазана мне поступил звонок. Звонивший представился проводником поезда, он сообщил, что на Рамазана совершено нападение и что он получил ножевые ранения. Звонивший сказал следующее: «Тут Рамазан сидит около меня, он не может говорить, держится за живот, его пырнули ножом». На этом связь оборвалась. Я не поверила услышанному, подумала, что это чья-то злая шутка или провокация. Решила перепроверить информацию и стала сама названивать на его номер телефона, но трубку никто не поднимал.
Минут через двадцать с телефона Рамазана поступил еще один звонок. В этот раз звонивший представился следователем РОВД города Шу. От него я узнала, что Рамазана положили в больницу. У него ножевое ранение, а следователь по последним звонкам его мобильного телефона ищет близких родственников. Я назвала имена супруги и сына Рамазана, после чего незамедлительно разместила информацию о случившемся в социальных сетях. Это было в районе 6 часов утра. После этого я связалась с сыном Рамазана Есергепова – Тохнуром, который незамедлительно выехал в Шу. Вместе с ним выехала гражданская активистка Жазира Тоганбаева, которая все время находилась на связи и информировала нас о складывающейся ситуации.
– Каково состояние здоровья Рамазана, что известно о ходе следствия?
– Я по телефону разговорила с Рамазаном Есергеповым. Его из реанимации перевели в палату. Первое, что мне сказал он со слов врачей, операция прошла успешно, жизненно важные органы не задеты, хотя было проникающее ранение в брюшную полость и внутреннее кровотечение. Тем не менее Рамазан отметил, что персонал больницы зашуганный, видимо, их обработали сотрудники КНБ, чтобы они не распространяли информацию о состоянии его здоровья.
– А что рассказал сам Рамазан Есергепов о нападении?
– Да, он сообщил, что нападавших было двое. На мой вопрос: сможет ли он их опознать, ответил, что лица нападавших помнит смутно, поскольку все произошедшее для него было неожиданным. Он также сообщил, что следователи, которые к нему приходили, продвигают версию, что якобы он поссорился с этими людьми еще на вокзале в Алматы и конфликт якобы продолжился в поезде. Рамазан отрицает версию следователей, поскольку она не соответствует действительности. Более того, есть свидетель, сын, который провожал отца на вокзале и видел, что он ни с кем в конфликт не вступал.
Как рассказал Рамазан, после того, как сын проводил его до вагона, он зашел в свое купе. Когда поезд тронулся, пассажиры стали расстилать постель и готовиться ко сну. Многие пошли в туалет. Он не стал лезть в эту очередь и лег спать. В районе 4 часов утра он проснулся и прошел в сторону туалета, где и наткнулся на этих двоих. Получается, если Рамазан действительно вступил с ними в конфликт, то они его три часа ждали возле туалета?!
Со слов Рамазана, следователи уговаривают его принять версию о конфликте. А он не желает этого делать, поскольку никакого конфликта ни с кем не было.
– А разве в поездах не дежурят наряды полиции?
– Поезд, в котором ехал Рамазан, был из разряда простых. Кроме того, сейчас из-за сокращения штатов не во всех поездах имеются наряды полиции и медработники. Поэтому когда проводник обнаружил Рамазана, истекающего кровью, он сразу сообщил о ЧП на станцию Шу. Когда поезд прибыл, их уже ждала карета «скорой помощи» и сотрудники полиции, которые предприняли попытку допросить Рамазана о происшествии, но он был не в состоянии давать показания. Поэтому полиция допросила проводника вагона, а Рамазана увезли в больницу, в которой его и прооперировали. На следующий день в Шу из Астаны прибыла комиссия МВД РК. Они допросили Рамазана и заверили, что будут держать на контроле ход следствия.
– Ваша версия причины нападения?
– После того как Рамазана доставили в больницу, я связалась с сотрудниками посольств Литвы и Германии, где у него были назначены встречи, и сообщила о случившемся. Но они уже были в курсе.
Как вы знаете, Рамазан, несмотря на свой солидный возраст, имеет активную гражданскую позицию. Он планировал провести встречу с зарубежными дипломатами, чтобы ознакомить их с ситуацией вокруг Жанболата Мамая и проделанной работе комитета по его защите. Более того, перед своим выездом он позвонил отцу Жанболата и рассказал ему о своих планах по привлечению внимания международных организаций к делу журналиста. Рамазан хотел попросить от них дипломатические ноты с обеспокоенностью судьбой Жанболата Мамая и получить рекомендации, в какие международные организации необходимо обратиться, чтобы добиться домашнего ареста журналиста либо подписки о невыезде. Наряду с этим, Рамазан хотел подать заявление и по своему делу.
Что касается самого нападения, то я убеждена, это было покушение на его жизнь. Когда «они» вспороли ему живот, то, скорее всего, рассчитывали, что он не дотянет до больницы.
Рамазан стал проявлять активность по делу Жанболата в рамках работы комитета по его защите. Именно Рамазан инициировал встречи гражданских активистов с прокуратурой и руководством колонии, где сейчас содержится журналист.
Рамазан один из немногих, кому удалось дойти до ООН по своему делу, но казахстанские власти не торопятся выполнять рекомендации международных организаций. Быть может, любой другой человек на его месте удовлетворился бы, но это не про Рамазана. Как вы знаете, наши власти такого не прощают. То, что случилось с Рамазаном Есергеповым, мы связываем только с его профессиональной и правозащитной деятельностью. Другой версии у нас нет, мы ничего другого и предположить не можем.
– Как сейчас чувствует себя Рамазан?
– У нас хорошие новости, если это, конечно, можно так назвать. Сегодня, 16 мая, Рамазана транспортировали в Алматы. Я хочу выразить человеческую благодарность медикам, которые спасли его жизнь. В первую очередь это хирург Тунгуш Мухамедиевич Тургумбаев, прооперировавший Рамазана. Также хочу сказать спасибо главному врачу Шуской городской больницы Бахыту Сакеновичу Бисембаеву, который организовал его транспортировку в Алматы, и руководству городской больницы № 12 г.Алматы, куда Рамазан был доставлен.
Азамат
ШОРМАНХАНУЛЫ,
«D»
Кстати
ДЕЛО О НАПАДЕНИИ ВЗЯТО под контроль министерства
Дело о нападении на главу фонда «Журналисты в беде» Рамазана Есергепова находится на контроле МВД РК, сообщили в пресс-службе ведомства.
«Для раскрытия преступления создана следственно-оперативная группа из числа опытных сотрудников МВД и ДВД на транспорте. Проводится опрос проводников, пассажиров поезда и другие необходимые оперативно-следственные мероприятия, направленные на установление и задержание преступников. Дело находится на контроле МВД», – сообщил директор Департамента государственного языка и информации МВД Алмас Садубаев.
По его словам, о нанесении ножевых ранений Р.Есергепов сообщил проводнику в 4 часа утра. Проводник сообщил о случившемся в медицинский пункт и полицию на станции Шу. Как выяснилось, пострадавшему было нанесено 3 ножевых ранения, одно из которых проникающее в брюшную полость без повреждения внутренних органов. В настоящее время его жизни ничто не угрожает.
По данному факту проводится досудебное расследование по признакам преступления, предусмотренного ст. 24 и 99 УК РК.
Как сообщали ранее в СМИ, на председателя общественного фонда «Журналисты в беде» Рамазана Есергепова 14 мая было совершено нападение. Он ехал поездом в Астану, где утром неизвестный нанес удар ножом. Позже на станции Шу его госпитализировали, провели операцию.
КазТАГ