ШАХТЕРСКИЕ «ГРОБОВЫЕ» или ПОЧЕМ ВЫГОДА МИТТАЛА

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №33 (397) от 14 сентября 2017 г.

 

Война рабочих с олигархом

 


И без того непростые отношения администрации АО «АрселорМитталТемиртау» (далее – АМТ) с профсоюзами усугубились различным видением сторон условий Коллективного договора (далее – КД).

 

Если профсоюзы шахтеров и металлургов «Коргау» и «Жактау» настаивают на сохранении всех предыдущих льгот и гарантий, то их оппонент – АМТ так не считает. Оно и понятно. Акционер компании намертво будет стоять за увеличение своей прибыли. Какой ценой – для него это, кажется, второстепенно.

По информации делового портала «Аtameken», цена КД АМТ с профсоюзами угольного, стального и железорудного (а это путевки, льготы, выслуга лет, отпуск продолжительностью 66 дней, оздоровление детей, доплаты и пр.) составит 29 млн долларов. Как говорится, есть за что биться.

1 сентября этого года истек срок ранее заключенного КД. Нового нет. Забегая вперед, отметим: 29 августа этого года профсоюзы «Коргау» и «Жактау» обратились с иском в специализированный межрайонный экономический суд Карагандинской области. 31 августа суд вынес определение – до рассмотрения дела по существу работодатель не вправе прекращать льготы и гарантии, предусмотренные КД.

 

НА ЧЕМ СПОТКНУЛИСЬ

Автор этих строк хорошо помнит, какие тернии проходила процедура подписания Соглашения между правительством и профсоюзом после масштабной забастовки летом и осенью 1989 года. Напуганное до смерти, правительство сохранило шахтерам все льготы, которыми они пользовались до этого. Иначе не могло быть. Без карагандинского угля могли свалиться на бок почти вся металлургическая отрасль Союза, энергетика, система ЖКХ и пр. Не случайно даже в бессрочном Соглашении, заключенном администрацией угольного департамента (далее – УД) АМТ в 2007 году, эти льготы сохранились. Благодаря титаническим усилиям профсоюза «Коргау».

Однако русскую пословицу «Новая метла метет по-новому», прижившуюся в Казахстане со времен царя гороха, видимо, хорошо усвоил новый инвестор. В 2014 году директор по персоналу УД Анджей Выпих, поляк по происхождению, кстати, один из руководителей независимого и самоуправляемого польского профсоюза «Солидарность», который успел «выпить» немало крови карагандинских шахтеров и которого (кажется, не без вмешательства органов нацбезопасности РК) выдворили за пределы нашей страны, сделал все, чтобы отменить КД.

Но, видимо, не на тех наткнулся. На запрос «Коргау» в Минтруда и соцзащиты ответили: Соглашение должно иметь определенный срок. КД между профсоюзом угольщиков и УД АМТ было продлено до 1.03.2017 года. Но без шахтеров не может быть металлургов. Как без коксующегося угля Караганды может работать Кармет или же Магнитогорский металлургический комбинат?

 

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ

Если взглянуть на проблему с разных точек зрения, в том числе социальной, то шахтеры и металлурги должны быть «связаны одной цепью». Друг без друга им не выжить. Эту аксиому, кажется, поняли и в АМТ. После обращения профсоюзов шахтеров и металлургов о рассмотрении нового КД там ответили: необходим единый КД с едиными льготами – как для шахтеров, так и для металлургов. Действие двухсторонних обязательств продлили, как сказано выше, до 1.09.2017 года.

Но профсоюз шахтеров у АМТ – как бельмо на глазу. Сейчас компания из кожи вон лезет, чтобы убрать все доплаты, которые были достигнуты в течение последних лет ради экономии. В том числе чтобы исключить из КД так называемые «гробовые» – единовременное пособие, которое выплачивается по выходу на пенсию. Сумма выплаты – около 2,5– 3,5 млн тенге, которая складывается из среднегодового заработка, умноженного на 0,25, и общего стажа.

Не устраивает АМТ в КД и пункт, предложенный шахтерским профсоюзом «Коргау», – включение в КД пункта о выделении доплаты в размере среднемесячной зарплаты сотрудникам, призванным в Вооруженные силы РК. Хотя, по статистике администрации АМТ, за два последних года по трем его департаментам были призваны в армию всего три человека. Для промышленного гиганта это, согласитесь, тиынки, а спор по этому пункту просто смехотворен.

По словам председателя «Коргау» Марата Миргаязова, политика топ-менеджеров АМТ при обсуждении условий КД породила массу вопросов. Делается ли это противостояние по заданию Лакшми Миттала, либо это инициатива нынешних руководителей АМТ? Вопросы со многими составляющими отправили Митталу. Ответа пока нет.

Я удивляюсь наивности шахтеров. Объясняя причину написания этого письма Лакшми Миттал, лидер «Коргау» вспоминает: «В 2008 году, когда Лакшми Миттал приезжал в Караганду, чтобы навестить семьи погибших при взрыве горняков шахты «Абайская», он заверял, что все льготы для шахтеров будут сохранены. Неужели по прошествии нескольких лет все это забыто? Кощунственно сейчас говорить о том, что шахтеры не заслужили льгот, действующих на протяжении последних лет». Надежды, как известно, юношей питают.

Но вернемся к новому КД. На сегодня сторонам удалось согласовать 70% Соглашения. Остальные должны быть включены в протокол разногласий. Но, по словам Марата Миргаязова, эти 70% не столь важные. Жизненно важные – в тех самых пресловутых 30% – социальных льготах и гарантиях.

Как объяснил лидер «Коргау», руководство АМТ заверяет, что намерено регулировать эти вопросы актами работодателя, во что верится с трудом.

– Мы не раз сталкивались с тем, что даже при действующем Коллективном договоре компания шла на различные хитрости, пытаясь исключить тот или иной пункт, указывая, что он утратил силу. И всякий раз нам приходилось доказывать обратное в суде. Как в случае с доплатой проходчикам и горнорабочим очистного забоя за работу в опасных условиях. Что касается того, что льготы могут определяться актом работодателя, то утром он еще может действовать, а уже к вечеру компания заявляет об его отмене ввиду отсутствия прибыли. Поэтому КД – это та соломинка, которая должна стать спасительной для шахтеров и металлургов.

Но садиться за стол переговоров профсоюзам «Коргау» и «Жактау» с новым руководством АМТ становится все сложнее. Гендиректор для них практически недоступен, а нынешнему директору по персоналу Анне Адом, топ-менеджеру, нанятой из Украины (в Казахстане, видимо, перевелись умные головы, если на эти должности Лакшми Миттал приглашает специалистов то из Польши, то из Украины – Ж.Ж.), постоянно недосуг встретиться с лидерами угольного и металлургического профсоюзов.

– Если говорить об озвучиваемых компанией суммах затрат на коллективный договор, то в него можно вписать все. Например, приобретение нового комбайна можно обозначить как обеспечение безопасности – согласно соответствующему разделу договора. Поэтому настоящую цифру никто никогда не скажет. Да мы никогда и не ставили себе такую цель и не задавались вопросом, сколько стоит Коллективный договор. Самое главное для нас – численностьработников, заработная плата, социальный пакет и безопасность. Мы должны сделать так, чтобы все льготы, имеющиеся у шахтеров и металлургов, были сохранены. Позиция руководства компании иная. Зачем им думать о нас? Все они – временщики, для которых на первом месте собственная карьера и благополучие, – говорит председатель «Коргау».

 

КД КАК КУЦИЙ СБОРНИК

Свою позицию по этому вопросу высказал и председатель профсоюза металлургов «Жактау» Виктор Щетинин. Он отметил, что руководство промышленного гиганта не только принимает меры по выхолащиванию Коллективного договора, оставляя только те пункты, которые не несут значительной финансовой нагрузки, но вмешивается во внутренние дела профсоюзов, требуя, чтобы руководители подразделений вышли из профсоюзов и провели соответствующую работу в своих коллективах.

– С первых же дней заседания комиссии мы видели настрой правления – не заключать полноценный коллективный договор. Максимум, на что была нацелена администрация, – принятие некоего подобия куцего сборника, подчеркнул он, – сообщает портал «Аtameken».

Проблему защиты социальных интересов карагандинских шахтеров наше издание держит под своим прицелом не один год. Вместе с ПО «Коргау» выдерживали не одни судебные споры. В чем-то выиграли, в чем-то проиграли. Социальные льготы, в том числе шахтерам-регрессникам, – выиграли.

Но с приходом нового руководства как самого АМТ, так и его службы по персоналу, кажется, что-то пошло не так. В ходе переговоров по КД нынешняя администрация АМТ заявляет об исключении из его текста львиной доли социально значимых пунктов, которые работали десятки лет. Безусловно, такая позиция работодателя не может не вызвать ответную негативную реакцию. Что, кстати, обратно же негативно сказывается на производительности труда в самой же компании.

Так, согласно некоторым данным, в июле-августе этого года около тысячи шахтеров – получателей госспецпособия по списку № 1, обеспокоенных тем, что с 1 сентября (срок окончания действующего КД) возможно прекращение действия Положения о выплате единовременного пособия в связи с увольнением на пенсию, встали перед дилеммой: то ли уволиться и получить пособие, которое при длительном стаже составляет немалую сумму, то ли продолжать работать без права на его выплату. Более 300 шахтеров выбрали первый вариант.

А между тем, в темиртауской газете «Металлург» публикуются объявления о вакансиях на специалистов шахтерских профессий в УД АМТ. К сведению: украинский металлургический гигант, находящийся в Кривом Роге, тоже принадлежит Лакшми Миттал. Так вот, рабочие предприятия, выйдя на несанкционированный митинг, добились от индуса повышения заработной платы на 30%.

 

КТО КОГО?

Как было сказано выше, специализированный межрайонный экономический суд Карагандинской области 31 августа суд вынес определение – до рассмотрения дела по существу работодатель не вправе прекращать льготы и гарантии, предусмотренные КД. Работодатель – АО «АМТ». И сегодня, судя по всему, он пытается исключить профсоюзы шахтеров – «Коргау» – и металлургов – «Жактау» – из всего переговорного процесса. А для достижения своей цели использует запрещенный казахстанским законодательством прием – всей мощью административного ресурса «давит» на простых работяг, чтобы они вышли из «Коргау» и «Жактау» и влились в ряды профсоюза «Бирлик», созданного администрацией УД АМТ несколько лет назад, чтобы уничтожить «Коргау». Но шахтеры и металлурги – ребята не из робкого десятка. «Коргау», «Жактау» или «Бирлик» – определятся сами. Давление бесполезно.

Жумабике ЖУНУСОВА,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн