«Общественная позиция»
(проект «DAT» №35 (399) от 28 сентября 2017 г.
О чем пишут в соцсетях?
АнекDAT
Воровать у народа нужно уметь так, чтобы все думали, что это реформы.
Фазиль Тонай
На днях информагентства страны сообщили о том, что регулярное авиасообщение в Казахстане находится под угрозой срыва.
«Из-за прекращения поставок авиакеросина из России и предстоящей приостановке на ремонт Шымкентского нефтеперерабатывающего завода регулярное авиасообщение в РК находится под угрозой срыва», – говорится в сообщении департамента по корпоративным коммуникациям Air Astana в понедельник.
По данным казахстанского авиаперевозчика, основными компаниями-экспортерами авиационного керосина для Казахстана являются ПАО «Газпромнефть», ПАО «НК Роснефть», ПАО «Лукойл» и ПАО «Татнефть», совокупный среднемесячный объем экспорта которых в 2017 году снизился до 15 тыс. тонн по сравнению с 44 тыс. тонн в 2016 году. «Более того, на октябрь данные компании не подтвердили поставки в связи с высоким спросом на российском рынке. Так «Газпромнефть» уведомило о возобновлении экспорта топлива не ранее мая 2018 года», – указано в сообщении.
Что касается отечественного производителя, то, по данным авиаперевозчика, Шымкентский НПЗ, являющийся единственным стабильным производителем авиатоплива в Казахстане, производит всего 241 тыс. тонн, тогда как потребность гражданской авиации в авиационном топливе в 2017 году составляет 800 тыс. тонн. «Однако Шымкентский НПЗ останавливается на проведение ремонтно-профилактических работ осенью текущего года, что еще более усугубляет кризисную ситуацию», – уточняют в авиакомпании.
«На протяжении многих лет субъекты гражданской авиации РК на 70% зависимы от поставок из РФ, которые носили нецикличный и негарантированный характер. Политика российских ресурсодержателей направлена на реализацию авиатоплива по остаточному принципу. Другие страны-экспортеры авиационного топлива, такие, как Туркменистан, Азербайджан и Беларусь, также испытывают значительный дефицит на внутреннем рынке. Еще один экспортер – КНР – производит другой тип авиакеросина – Джет А-1, для использования которого потребуется переоснащение и модернизация действующей инфраструктуры аэропортов РК. Таким образом, ввоз альтернативного авиатоплива в краткосрочной перспективе не представляется возможным в краткосрочной перспективе», – заявляют в Air Astana.
«В нынешних условиях недостаточных мощностей резервуарного парка аэропортов РК разрешенный лимит хранения авиатоплива для «Эйр Астаны» позволяет планировать заправку воздушных судов лишь на 10-дневные сроки», – резюмировали в авиакомпании.
Тем временем, вице-министр энергетики Асет Магауов признал, что Казахстан вынужден импортировать 1,1 млн тонн российского бензина в год. «В целом порядка на 30% мы зависим от российских поставок. Порядка 10–15% по дизельному топливу. Мы предусмотрели, что за весь 2017 год, то есть в рамках годового индикативного баланса мы завозим порядка 1 млн 100 тыс. тонн бензина из Российской Федерации, 520 тыс. тонн дизельного топлива и 450 тыс. тонн авиакеросина. В целом динамика поставок у нас удовлетворительная», – сказал А. Магауов на брифинге в Минэнерго в понедельник.
А замминистра энергетики России Кирилл Молодцов иного мнения. По его словам, Россия направила Казахстану предложения о поставках авиатоплива на 2018 год; проблем с поставками на текущий год нет, сообщил К. Молодцов. «Я вчера разговаривал со своим визави в Казахстане. Жду, когда они подпишут. Мы свое предложение направили», – цитирует К.Молодцова агентство ТАСС.
По его словам, Россия на текущий момент удовлетворила все запросы Казахстана в авиатопливе, и острой проблемы в поставках авиакеросина пока нет. Тем не менее индикативный баланс на следующий год пока не подписан. «Во всяком случае, мы удовлетворили полностью их (Казахстана) желания, вопрос в их планировании и прогнозировании. Проблемы я не вижу», – добавил замминистра.
«D»
Мнение без купюр
«ДЕЛО – КЕРОСИН»
Два интересных заявления сделало Минэнерго: первое, мол, не надо беспокоиться насчет авиакеросина. Все «окэй». Мол, почему «Эйр Астана» с нами заранее не согласовала свой пресс-релиз, прежде чем с такими заявлениями в народ выходить. Кабинетные игры.
Если бы, с другой стороны, ЭА не сделала заявления и через 10 дней начали бы срываться рейсы, то Минэнерго, думаю, делало бы гневные заявления, мол, почему нас не предупредили, мы бы заранее приняли меры. Если Минэнерго такие провидцы, то вопрос к Министерству энергетики – почему Казахстан, производя более 80 млн тонн нефти и имея три НПЗ, 20 лет импортирует 70% (вы вдумайтесь только в эту цифру) авиакеросина и почти 30% (порядка 1 млн тонн) бензина. Я не говорю про качество бензина вообще сейчас.
Красочно говорит о работе Минэнерго и второе его заявление: они начинают поэтапную работу по переводу ТЭЦ-2 Алматы на газ в соответветствии с поручением президента. А о чем они раньше думали? Пока Алматы не побивает рекорды пот онкологии, респираторным заболеваниям и находится в реальном состоянии экологического бедствия в последние 20 лет. Единственное, что они сделали, это заставили экологов повысить ПДК по выборам, так, мол, показатели загрязнения лучше выглядят. Объясните это больным людям. Это как на градуснике больную температуру на 40 градусов перевести, все, что ниже, нормально. Если ТЭЦ-2 можно было перевести, почему травили народ? Почему два миллиона жителей мегаполиса платят своим здоровьем за частный Экибастузский карьер? Вопросы остаются.
Қуат ДОМБАЙ
Казбек БЕЙСЕБАЕВ:
Нас волнует другой вопрос: почему, сидя на нефти, мы себя так и не обеспечиваем ГСМ? Вот на этот вопрос нам хочется получить ответ у правительства. В послании 2010 года было четко сказано, что к 2014 году Казахстан решит проблемы обеспечения собственным ГСМ. Уже три года прошло с назначенного срока, а бензин и авиакеросин как покупали в России, так и продолжаем покупать. В этой связи следует сказать, что наши власти часто в качестве своих козырей любят приводить примеры о наших достижениях и успехах.
Завершившееся недавно ЭКСПО считается даже некой козырной картой в ряду этих достижений и успехов.
Вот на эти все козыри у народа лежит простая карта, где написано: Өзіміздің бензиніміз қайда? (Где наш собственный бензин?).