МАНКУРТЫ всех стран ОДИНАКОВЫ

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №44 (408) от 30 ноября 2017 г.

 

О чем пишут в соцсетях?


 

Как известно, таксисты – народ словоохотливый, и московские тоже не исключение. Встретивший меня в Домодедово таксист Алексей, узнав, что я из КЗ, сказал: «Моя сестра тоже проживает в Казахстане, но собирается вернуться в Россию. Она в Москве познакомилась с казахом и после замужества уехала жить в Астану. Там у нее сын родился».

 

На мой вопрос, что побудило ее вернуться на историческую Родину, таксист ответил: «Казахи стали плохо относиться к русским. И племянник с женой тоже хотят уехать в Россию».

Оказывается, его племянник записан русским и таковым себя считает и женат тоже на своей соплеменнице.

Я возразила Алексею: «Казахи хорошо относятся к русским, мы, до сих пор обращаясь к ним, говорим на их языке. И если честно, нам нет дела до других, нам бы своих казахов заставить говорить на родном языке».

Сам Алексей приехал в Москву из Тулы несколько лет назад, семья осталась дома, навещает своих раз в месяц. По его словам, в Туле, как и во многих региональных центрах РФ, зарплаты небольшие – в среднем 15 -20 тыс. рублей, в деревнях и того меньше – 5-10 тыс. рублей. Все как в КЗ.

И при всем при этом Алексей поддерживает политику Путина, объясняя экономические неурядицы большой территорией РФ происками США и Запада. Ну, слово в слово повторял мантры зомби ящика!

Я сказала: «Вот у США, Новой Зеландии, Австралии, Канады тоже огромные территории, у Японии и Южной Кореи нет полезных ископаемых, но все они богаче РФ и КЗ, так, может, дело в плохом госуправлении?».

Алексей: «Так, а кого выбирать-то вместо Путина, Навального что ли? Его ребятишки во время приезда короля Саудовской Аравии устроили митинг против Путина, так, говорят, король сказал, что в его стране их бы расстреляли!».

«У нас теперь вообще никакие митинги невозможны, инициаторов в тюрьму сажают. Алексей, вы сами сказали, что регионы еле выживают, вы оторваны от семьи, может, все же попробовать выбрать другого президента помоложе, свет же на Путине и Навальном не сошелся, и посмотреть, вдруг он сможет лучше управлять страной?».

«Чиновники нынешней власти все уже наворовали сколько надо, а придут новые – все по кругу пойдет. У нас если Путин будет снова баллотироваться, то 90% населения будут голосовать за него, и я в числе первых».

На пути домой в Домодедово меня вез таксист Рафик. Он оказался русскоязычным татарином, приехавшим 10 лет назад в Москву и осевший здесь. Он похвастал, что зарабатывает в месяц порядка 2000$. Рафик нещадно ругал США и Запад за санкции, сказал, что перегрызет горло любому за Путина.

Когда я спросила его, что он думает по поводу отмены обязательного изучения татарского языка в Татарстане, то он сказал: «Да кому надо, сам выучит. И вообще, побеждает сильнейший, языки малых народов, в том числе и казахский, исчезнут, останутся только 2-3 языка!».

– Так, может, надо стараться, чтобы наши языки как можно долго продержались, это ведь в наших с вами руках? Нам нужно учить самим и детей учить родным языкам, чтобы их сохранить.

– Да, кому это нужно, все равно наши языки уже полумертвые!

– Нужно брать пример с евреев, которые свой мертвый язык воскресили, а вы хотите, чтобы живые языки исчезли!

– Хотим мы или нет, они все равно исчезнут!

– Неужели все татары так рассуждают?

– Да я не нацист, мне все равно, кто на каком языке говорит. Я в первую очередь россиянин. Если надо, я пойду воевать за Россию и против Турции и других тюрков. У нас госязык русский, и это нацизм, фашизм – требовать от других говорить на татарском, казахском и т.д. Еще раз говорю, что у кого в руках ресурсы, – тот и хозяин.

– Но ведь все мерить деньгами нельзя, неужели вы не будете любить свою мать, если она бедна?

– Да вам, казахам, свободу русские просто подарили на блюдечке с голубой каемочкой! Вот мы, татары, веками с ними воевали, а вы нет.

– На территории КЗ было около 700 восстаний против царской и советской власти. И на последнем мирном выступлении в Алматы в 1986 году казахскую молодежь убивали штыковыми лопатами. И почему если вы такие храбрые, то КЗ является отдельным государством, а Татарстан входит в состав РФ?

– Да я слышал, что казахи зажимают остальные народы, поэтому многие переезжают в РФ!

– Мы вообще-то никого к себе не звали, но хорошо относимся ко всем проживающим в КЗ. Реэмиграция после распада империи – это нормальный процесс, и не надо в этом обвинять казахов.

И считаю необходимым прекратить этот бессмысленный разговор, Вам уплачено не за политические дебаты, а за доставку меня в аэропорт.

– У меня изменилось мнение о казахах!

– Ну и хорошо! Теперь вы знаете, что казахи раболепствовать ни перед кем не собираются. У нас нет врагов, мы хотим со всеми жить в мире, но и себя в обиду не дадим.

И выходя из такси я сказала: «Учите свой родной язык!».

Таксист неожиданно ответил: « Да, буду!».

Я не поняла, ирония это или что-то еще, но мне было все равно. Одно было ясно, что манкурты всех стран одинаковы.

Жулдузай ФОРТ

(Zhuldyzay Forth)

 

 

Comments

 

Zhuldyzay Forth:

• В Казахстане, зная только казахский, невозможно найти работу, а не зная его, можно работать в правительстве! Где еще такое видано?! Нам нужно взять пример с России – там даже дворником не устроиться без знания русского!

 

Батима Тасмухамбетова:

• Никогда казахский язык в Казахстане не станет общеупотребительным и не будет соответствовать своему статусу государственного языка и не получит должного развития, сколько об этом ни говорили патриоты, до тех пор, пока рядом с ним будет русский язык, закрепленный в Конституции как официальный язык и язык межнационального общения. Весовые категории разные. И ничто не поможет казахскому языку: ни переход на латиницу, ни трёхъязычное образование, ни патриотичные призывы говорить на казахском. Если государство не заинтересовано придать языку действительно статус государственного языка, то так все дальше будет продолжаться. Вот зачем переводить названия остановок на русский язык, если 95% пассажиров казахи в Астане? Для кого это переводится? И так во всем. Заседания правительства проводятся на русском. Для кого? Даже представители некоренной национальности уже должны понимать язык, потому что он уже почти 30 лет преподается во всех учебных заведениях. Нет языковой среды. Будет языковая среда, достаточно будет максимум 5 лет, чтобы все заговорили.

 

Yeldos Murzabekov:

• Жұлдыз, у нас куда не посмотришь, все на русском. Начиная с названия учреждений, улиц и заканчивая национальной валютой, я уже молчу про НАН-ХЛЕБ и т.д. В Азербайджане в 2004 году президентом был издан Указ, согласно которому с 1 августа 2004 года вся периодика, все названия и т.д. должны выходить только на азербайджанском языке. И ничего, от этого там не один русский, еврей или др. представитель не умер и не побежал жаловаться в ООН или ОБСЕ. У меня такое ощущение, что у нас не независимая страна, а субъект РФ. Мы типа Татарстана с постоянной оглядкой на Москву. Должна быть политическая воля президента, что, например, с 2021 года в Казахстане во всех отраслях жизни будет только казахский язык. Да и пора убирать с Конституции статус официального языка. Отказаться от вредоносной программы трехъязычия. И все.

 

 

ЛИНГВОЦИД

 

Всё больше убеждаюсь в том, что переход на трёхъязычие связан с попыткой всячески ограничить стремительное развитие казахского языка и казахоязычного образования в целом.

Это как надо не любить родной язык, чтобы отказать его носителям в праве изучать на нем физику или химию?! Представьте такое во Франции, Японии или России. Угадайте, через сколько минут правительство уйдёт в отставку с пожизненным позором и «волчьим билетом»?

Иначе как лингвоцидом называть это трудно.

Ещё раз объясню: наше правительство считает, что наш государственный язык такой убогий, что на нем нельзя изучать физику, химию и всемирную историю. И это в чисто казахских школах!

Что это, как не геноцид казахского языка, то есть самый настоящий лингвоцид?

Самое смешное в этой ситуации (как бы странно это ни звучало) – это то, какой шум и скандал обязательно возникнет через некоторое время вокруг этой темы. Выяснится нецелевое использование денег. Выяснится, что переучившиеся учителя практически не могут преподавать, ибо не реально за такой срок не то что вести предмет на английском, а хотя бы выучить азы самого английского языка. Много чего интересного выяснится.

Поэтому призываю остановить унижение казахского языка, пока не поздно.

Наш родной язык пережил много унижений за последние сто лет, переживёт и это. Просто вам самим будет стыдно смотреть в глаза потомкам.

Руслан ТУСУПБЕКОВ

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн