А ЧТО ТАМ, В БЕЛОРУССИИ?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №7 (371) от 23 февраля 2017 г.

В Евразийском союзе – раскол

 


 

В Белоруссии проходят массовые акции протеста. Население страны выступило против скандального решения властей ввести налог на тунеядство, сообщает российская пропаганда. На улицы сразу нескольких крупных городов вышли тысячи граждан страны, проигнорировав отсутствие разрешения властей на проведение митингов. Толпы людей стали собираться возле административных зданий и центральных площадей белорусских городов – люди держат в руках плакаты и призывают Лукашенко отменить скандальное постановление. Манифестации проходят в Гомеле, Могилеве, Витебске и Минске. СМИ сообщают, что началом акции стало проведение митинга в Минске на прошлой неделе под названием «Марш рассерженных белорусов», на котором протестовали против «грабительского» налога за тунеядство.

 

А что способствовало тому, чтобы ФСБ России подняла на ноги пророссийско настроенные регионы (Гомель, Могилев и Витебск)? Самая свежая новость: официальный Минск впервые купил около 600 тысяч баррелей нефти у вышедшего из-под санкций Ирана. Такие действия предприняла белорусская сторона с целью замещения поставок черного золота с территории Российской Федерации, сообщает «Диалог UA».

Эта важнейшая сделка была осуществлена между двумя государственными компаниями – «Белоруснефть» и Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC). Примечательно, что еще 80 тысяч тонн нефти Беларусь осуществила через польскую компанию «Beloil Polska». Также сообщается, что стратегическое сырье будет доставлено в порты Одессы (Украина) и Вентспилс (Латвия), откуда по железной дороге его переправят в Беларусь (источник: http://m.dialog.ua).

К слову, из-за длительных газовых споров между Россией и Беларусью, в 2017 году Москва сокращает поставки нефти Минску. В связи с этим президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что его страна будет искать альтернативные источники.

Как ранее сообщалось, белорусский лидер дал понять российскому диктатору Путину, что его не устраивают условия в ЕАЭС, и ему надоела имперская политика Москвы по отношению к Беларуси.

 

Тем временем, в республике Беларусь заверили, что не пустят в страну людей с документами ДНР и ЛНР, которые признаны в России как общегражданский паспорт. «Признание Россией документов ДНР и ЛНР никак не повлияет на работу белорусского погранведомства, въехать в Белоруссию по таким документам невозможно», – об этом сообщил агентству «Интерфакс-Запад» официальный представитель Госпогранкомитета Белоруссии Антон Бычковский.

«Это не вносит никаких корректив в работу белорусской пограничной службы. Если мы такого человека встретим у себя на границе, данный человек через границу пропущен не будет, если у него будут отсутствовать документы, дающие право пересечения госграницы республики Беларусь. Въехать в настоящий момент граждане по этим документам (документам ДНР и ЛНР – прим.) в республику Беларусь на границе с Украиной, Евросоюзом не могут. Также будет нарушением законодательства и въезд их через российско-белорусский участок границы» – сказал Бычковский.

На самом деле Республика Беларусь имела полное право на такое решение, т.к. в начале февраля на российском официальном портале правовой информации появились приказы директора Федеральной службы безопасности России Александра Бортникова об установлении пограничной зоны на границах Смоленской, Псковской и Брянской областей с Беларусью. В приказах номер 801, 802 и 803 – по три пункта: установить пограничную зону (с длинным перечислением населенных пунктов, географических названий и координат), установить места и время для въезда и выезда и предупреждающие знаки, признать утратившими силу действующие приказы.

«Первым делом, конечно, напрашивается версия, будто новые пограничные зоны связаны с недавним указом Александра Лукашенко об установлении безвизового порядка въезда и выезда иностранных граждан сроком на пять дней через национальный аэропорт «Минск», – пишет novayagazeta.ru. – Это касается граждан 80 государств, то есть почти полмира может теперь въехать в Беларусь без визы. И те же полмира за пять дней прекрасно успеют съездить в Россию без визы, если им это зачем-то нужно. Так что логично предположить, что это ответ на новую визовую политику Минска. Но неувязочка в том, что указ о безвизовом въезде Александр Лукашенко подписал 9 января».

Не зря Александр Лукашенко недавно, комментируя собственный указ об отмене виз, сказал: «Вой и вопли со стороны некоторых сопредельных государств – это просто попытка высказать неудовлетворение со стороны определенных сил. Мы здесь ничего не нарушили, с точки зрения нашего внутреннего законодательства. Это наше суверенное право».

«D»

 

 

Эксперты

 

Проект «ДАТ», сопоставив информацию российских СМИ с материалами из других источников, обратился к независимым экспертам с вопросом: «Что творится в Белоруссии?».

 

Айдос САДЫКОВ, журналист

– Разговаривал с белорусскими оппозиционерами, рассказали много интересного. Нынешние митинги не самые многочисленные в новейшей истории страны. В 2010 году после президентских выборов, когда Лукашенко в очередной раз объявил себя победителем, на улицы Минска вышли десятки тысяч человек. Организаторами выступили кандидаты в президенты от оппозиции Николай Статкевич, Владимир Некляев и другие лидеры белорусской оппозиции. Митингующих тогда арестовывали и избивали. Статкевич впоследствии был осужден и провел пять лет в тюрьме. Некляев тоже просидел в тюрьме какое то время.

Инициаторами нынешних митингов опять же были они – Статкевич, Некляев и профсоюзный активист Сидиныч.

Введение так называемого декрета №3, направленного против тунеядцев, вызвало большое возмущение в белорусском обществе. По закону, в случае если человек не будет официально работать, он должен будет вносить в казну примерно 200 долларов в год. Что для многих белорусов является неподъемной суммой. По официальным данным, в стране около 15 000 безработных, по неофициальным, их количество приближается к полумиллиону человек. Помощи безработным белорусские власти не оказывают. В случае постановки на учет им полагается около 14 долларов в месяц.

Поэтому возмущение этим законом было повсеместным. Кроме того, не надо забывать, что в Белоруссии давно назрело недовольство самим режимом Лукашенко. Белорусы видят, как живут соседние с ними балтийские страны, как живут люди в Польше, и понимают, что с этим режимом у них нет никакого будущего. Уровень жизни в стране очень низкий: безработица, проблемы у бизнесменов, которых жестко контролируют власти. Страна по сути застряла в совке, нынешний режим ситуацию законсервировал в своих интересах. Белорусы хотят идти в Европу, а их ведут в ЕАЭС, где нет никаких перспектив. Поэтому говорить о том, что внутри Белоруссии не было причин для широкого и организованного недовольства, совершенно не правильно. Митинги были естественной реакцией на действия властей и президента Лукашенко. Митинги были, действительно, народными, и за ними никто не стоял – ни Запад, ни Россия.

Действительно, на этот раз белорусские власти не стали задерживать и избивать участников митингов, но на то были несколько причин. Во-первых, власти попросту растерялись и не смогли вовремя среагировать, подтянуть силы к Минску, Гомелю, Гродно и Могилеву. Тех сил, которые у них были для силового разгона, не хватало, сообщали, что власти блокировали выходы из метро и все-таки задерживали некоторых активистов, направлявшихся в сторону протестующих, но сами митинги не разгоняли. Во-вторых, в последнее время Лукашенко заигрывает с ЕС и США, пытается играть в демократа, в случае силового разгона это небольшое потепление отношений с Западом могло сойти на нет.

Что касается влияния на Казахстан, то влияние белорусские митинги на нас, конечно, окажут, как в свое время казахские митинги оказали влияние на белорусов. Люди смотрят, читают, учатся, есть понимание, что мы сидим в одной лодке под названием Таможенный союз, есть понимание схожести наших режимов и нашего положения. Каждое такое выступление дает большой опыт, люди постепенно учатся организовываться и преодолевать страх. Если украинский опыт майдана, по большей части, для нас бесполезен по причине несхожести ситуации, то белорусский опыт для нас подходит. Режимы схожи, законодательство по части запретов уличных собраний – тоже. Обе страны находятся под контролем Кремля. Это понимают и Назарбаев, и Лукашенко. Не зря же они накануне созвонились, чтобы обменяться мнениями. Но пока говорить, что режим Лукашенко зашатался, еще рано. Следующий большой митинг белорусская оппозиция назначила на 25 марта – на день национального праздника образования Белорусской народной республики. Посмотрим, чем все это закончится.

 

Казбек БЕЙСЕБАЕВ, экс-дипломат:

– Прежде всего, нужно сказать, что Белоруссия испытывает серьезные экономические проблемы. Поэтому налог на тунеядство – это ощутимый удар для отдельной категории белорусов. Следует также сказать, что серьезные торгово-экономические разногласия между Москвой и Минском также сказываются на белорусской экономике.

Я не стал бы говорить, что за протестными акциями в Минске и других белорусских городах стоят внешние силы, как Москва или Запад. Россия в лице Белоруссии не потянет вторую проблемную Украину, и для нее будет только хуже. Это также касается Запада, у которого своих проблем тоже хватает. Налог на тунеядство – это также возврат к советскому прошлому, которое сильно раздражает определенную часть населения Белоруссии. Здесь нужно понять, что Белоруссия, в отличие от нас, граничит со странами Европейского союза. Немало белорусов имеет возможность побывать в соседних странах. Скажем так, они хорошо знают, какая может быть демократия и как население может влиять на власть. Поэтому, если белорусам что-то не нравится в действиях властей, то они могут об этом открыто заявить.

Опрос провела

Бахытгуль МАКИМБАЙ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн