БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ


Альнур МУСАЕВ

К написанию этого материала меня вынудила смертельная угроза, нависшая еще над одним членом семьи президента Н.А. Назарбаева, находящимся сейчас в изоляции в иностранном государстве. Не являюсь сторонником теории заговоров, оперирую только фактами, основанными на материалах технического контроля, прослушках, наружном наблюдении и агентурных сообщениях, собранных с 1992 по 2009 год. Осознаю, что частично разглашаю материалы, являющиеся государственной тайной РК.

Борьба за власть в Казахстане, как и во многих других авторитарных странах, всегда происходила и происходит вблизи трона, среди близких к первому лицу людей, родственников, друзей, высокопоставленных чиновников и допущенных к расхищению природных богатств богачей, олигархов.

Главных кукловодов при этом не видно. На поверхности только те, кого продвигают эти кукловоды. А кто открыто заявил о своих президентских амбициях, подвергались уголовному преследованию, изгнанию из страны или были просто убиты в межклановых войнах. Акежан Кажегельдин, Заманбек Нуркадилов, Алтынбек Сарсенбаев, Рахат Алиев…

С первых дней независимости в КНБ РК поступала информация о действиях бывших высокопоставленных партийных и советских работников, направленных на захват власти в стране, смещение легитимного президента Назарбаева. Это были зафиксированные техническими средствами кулуарные разговоры о не угодности им Назарбаева, попытки объединиться по типу Брежневского заговора. На большее эти люди в тот момент не были способны.

В 1993 году по инициативе председателя КНБ С.Б. Токпакбаева и генпрокурора Ж.А. Туякбаева был создан специальный орган по выявлению заговоров в окружении президента, в правительстве и Верховном Совете. Официально этот орган назывался «Спецпрокуратура по борьбе с коррупцией и преступностью в высших государственных органах».

Этот орган возглавили тогда на паритетных началах полковник юстиции Р. Тлеухан и подполковник А.А. Мусаев. Статус Спецпрокуратуры и наши полномочия были по современным меркам чрезвычайными. В тот год были профилактированы Е. Ауельбеков, А.Кулибаев, З.Камалиденов, М.Оспанов и некоторые другие. В дальнейшем произошел самороспуск Верховного Совета, переход еще одного политического тяжеловеса Серикболсына Абдильдина в оппозицию. На этом была покончена первая робкая попытка свергнуть Н.А.Назарбаева.

Главный КУКЛОВОД учел этот неудачный опыт борьбы с Н.А.Назарбаевым за власть и надолго затаился.

В 1994 году на смену Спецпрокуратуре было создано «Совершенно секретное управление по защите Президента РК» (УПП) с неограниченными полномочиями по контролю за близким окружением Н.А. Назарбаева. Положение и функции УПП были доложены через руководителя АП Нуртая Абыкаева главе государства. Штат Управления первоначально состоял только из сотрудников КНБ-МВД-Генпрокуратуры. Впоследствии, по мере необходимости, в штат зачислялись сотрудники СОП, а также обслуга высших должностных лиц, отдельных членов семьи президента, шофера и домашние работники олигархов и других влиятельных людей, контактировавших с Н.А. Назарбаевым.

Оплату деятельности УПП первоначально производили Сыздык Жуматаевич Абишев. Я не интересовался у него, откуда он брал деньги. Он не интересовался, куда они тратятся. Умный был мужик, но это его не спасло. «Меньше знаешь – спокойнее спишь» – в его случае не сработало. Нуртай Абыкаевич слил информацию Кукловоду, который обеспечил внезапную смерть С.Ж.Абишева от «солнечного удара» на яхте во время отдыха в Турции.

На место Абишева Управделами президента был назначен Владимир Ни, который поддерживал доверительные отношения с Кукловодом. Поэтому от его услуг пришлось отказаться. К тому же он в отличие от С.Ж. Абишева начал интересоваться, на что расходуется бюджет.

Забегая вперед, отмечу, что в 2008 году 16 сотрудников УПП, обеспечивавших информационную безопасность Н.А. Назарбаева, были осуждены Акмолинским военным трибуналом к длительным срокам заключения. Один сотрудник погиб в 2001 году и один пропал без вести в 2010 году.

Уверен, что история и время – это высший судья, и все люди, пострадавшие от преступников и воров, окопавшихся ныне во власти, будут перед страной и народом реабилитированы.

Информация о деятельности УПП в порядке финансирования и сегодня имеет гриф «Совершенно секретно». Но я не первый, кто публично ее разгласил. В иной интерпретации она уже была освещена в прессе.

В этой части необходимо сделать небольшое отступление от хронологии и поделиться своим мнением, основанном на опыте пребывания во власти Казахстана в 90-х–2000-х годах. Так будет понятнее, в каких условиях проходит борьба за власть в нашей стране.

Вся полнота власти сосредоточена на одного человека – Нурсултана Назарбаева. Я далек как от восхваления, так и очернения личности президента. Он, по моему мнению, вполне заслуженно стал во главе Казахстана в 1989 году. Альтернативы ему в тот сложный для страны и республики период не было. И не зря ему прочили должность Председателя Совета Министров СССР. Если бы Советский Союз сохранился, кто знает, возможно, Назарбаев возглавил бы и советскую империю.

Два главных момента способствовали Назарбаеву занять высший пост в нашей стране. Это большой опыт участия в партийно-политических интригах и открывшаяся возможность критиковать вышестоящее начальство в условиях объявленной гласности и перестройки. С первых лет независимости, пользуясь авторитетом у народа и нарождающейся элиты, президент сосредоточился на укреплении личной власти.

Любой гражданин, живший в то время, может привести массу конкретных примеров того, как Назарбаев укреплял личную власть: разгонял Верховный Совет, принимал Конституцию, бесконечно продлевал свои полномочия и, как апогей, инициировал принятие Закона о Первом Президенте РК. Этот процесс будет длиться до ухода Назарбаева в иной мир.

Нурсултан Назарбаев обычный, пожилой человек, со своими достоинствами и недостатками, подвержен влиянию окружающих его людей, не умеет трезво оценить свои способности, считает себя умнее и хитрее всех. У него отсутствует чувство нового и способность к саморазвитию и самообучению. Особая слабость – это отсутствие стратегического мышления. Не восприимчив к критике, которую не переносит абсолютно. Категорически запретил сообщать негативные информацию. Отсюда оторванность от современных реалий и ситуации в стране.

К достоинствам я бы отнес мертвую хватку за президентское кресло. Ни о каких приемниках он не думает, кроме, возможно, своего старшего малолетнего сына. Поэтому всеми силами стремится прожить до 100 лет. Личная власть позволила ему запугать всех близких и окружение, которые считают его выдающейся личностью и всячески культивируют такое восприятие в народе.

Но я точно знаю, «король-то голый»!

Сегодня ни у кого нет реальной возможности сменить Нурсултана Назарбаева. Хотя экономический кризис, сокращение «кормовой базы» для чиновников и олигархов, обнищание населения, а главное – всеобщая и всепоглощающая коррупция внешне создали условия для смены назарбаевского режима.

Также сегодня любой чиновник высшего звена, каждый очень богатый гражданин РК в мечтах примеряет себя в кресло елбасы. Некоторые из них пытаются подруливать политическую ситуацию так, чтобы продвинуться ближе к заветному трону. Для большинства это пустые и даже опасные хлопоты.

Подковерная, тайная политическая жизнь казахских богачей и власть имущих на протяжении всей новейшей истории РК гораздо интереснее американских политических триллеров и боевиков, снятых в Голливуде. Наш главный мафиози умнее и прагматичнее «Дона Корлеоне». Находясь вне власти, в тени, он организует политические убийства, посадки оппонентов в тюрьму, продвигает членов своей ОПГ на высшие должности, захватывает наиболее прибыльные отрасли экономики, расхищает бюджет страны.

А главное – умело манипулирует действиями елбасы, осторожно, методично, создает условия для захвата власти при форс-мажорных обстоятельствах. Сегодня Назарбаев вполне устраивает главного «авторитета-кукловода». Под его крылом он продолжает «отстреливать» потенциальных претендентов, укрепляет своего кандидата на высший казахстанский пост.

Новейшая история Казахстана характеризуется, кроме всего прочего, формированием групп влияния, борющихся за власть, за сырьевые ресурсы и денежные потоки. И не всегда группировки, замыкавшиеся на членов семьи Нурсултана Назарбаева, брали верх в этой борьбе. Только зятья президента Рахат Алиев и Тимур Кулибаев успешно захватывали лучшие должности и лучшие доли в экономике Казахстана. Рахат успешно завоевывал места во власти и немного в экономике. Тимур захватывал лучшие куски в экономике и банковской сфере, и немного во властных структурах.

Деление на группы влияния всегда было условно, основывалось на мафиозных правилах ведения войны за место под солнцем. В прежние годы четко прорисовывались группировки: «семья» –возглавляли Рахат с Даригой; «южане» – их лидерами считались в разное время Калмурзаев, Умбетов, Шукеев и другие; «нефтяники» – их возглавляли Балгимбаев, Тасмагамбетов, Мусин и другие; «младотюрки» – возглавляли Акежан Кажегельдин, Тимур Кулибаев, Даулет Сембаев. Были и другие менее значимые группы влияния.

Следует подчеркнуть, что ни одна из группировок никогда не имела четко выраженного лидера за исключением тандема Дариги с Рахатом. Хотя их группировка и называлась в народе «Семья», однако кроме этой пары, никто из членов семьи президента в эту группу влияния не входил. Более того, все остальные члены семьи Назарбаева, кроме Сары Алпысовны, активно боролись с тандемом Дариги и Рахата.

«Короля делает свита». Точно так же и в Казахстане – большинство решений, принимаемых президентом, формируется его окружением.

Аскар Алтынбекович Кулибаев – главный теневой аксакал нашей страны. Согласно агентурных данных и материалов технического контроля УПП, именно он стоит за всеми подковерными движениями борьбы за власть с первых лет независимости и до настоящего времени. Его воле неформально подчинялись премьер-министры, руководители АП, Управляющие делами президента, министры, акимы областей, судьи, руководители силовых структур. Как настоящий руководитель мафии, он никогда не действует напрямую, только через своих «консильери», через которых направляет в нужное ему русло политические процессы, кадровые вопросы, управляет всеми вышеперечисленными группами влияния. В период премьерства Акежана Кажегельдина главный аксакал страны Кулибаев, почувствовав угрозу того, что денежные потоки уходят мимо Тимура, объекты горнорудной и нефтяной промышленности приватизируются «не теми людьми», активно способствовал тому, чтобы заменить премьер-министра более лояльным ему человеком. И в конце 1997 года премьером стал нефтяник Нурлан Балгимбаев, а его место в «Казахойл» занял Тимур.

Особо ярко проявились мафиозные таланты Кулибаева по компрометации и устранению из политики Рахата Алиева, которого он считал главным соперником своего сына Тимура. В 2001 году он объединил все казахские элитные группировки в борьбе с Рахатом и Даригой. Своим авторитетом и «добрым словом» поддержал создание демократического движения, руководители которого – первый вице-премьер Ураз Джандосов и аким области Галымжан Жакиянов – поверили в то, что их действия по демократизации страны опираются не только на разрешение президента, но и на высочайший неформальный авторитет главного аксакала.

В том году был нанесен удар не только по Рахату Алиеву, ущерб был нанесен и членам ДВК. Премьер-министр Балгимбаев потерял должность, лишились должностей министры, руководители силовых структур. В выигрыше остались только Кулибаевы. Как говорится, славная была битва.

Подтверждение указанным фактам и событиям можно найти в секретных материалах «Управления поддержки президента РК».

Аскара Кулибаева полностью устраивает сложившаяся в Казахстане политическая система власти олигархического капитализма. Более того, он приложил немало усилий для того, чтобы установилась именно такая воровская власть. Он терпеливо ждет своего часа для того, чтобы сделать своего сына Тимура президентом Казахстана. Спешить ему некуда.

(Продолжение следует)

Альнур МУСАЕВ

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №18 (430) от 10 мая 2018 г.

О чем пишут в соцсетях

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн