Герольд БЕЛЬГЕР ПЛЕТЕНЬЕ ЧЕПУХИ Из 22-й тетради № 3

«Общественная позиция»

(проект «DAT» № 47 (271) от 25 декабря 2014 г.

Смысл вольных строк

Говорить далее, однако, я намерен о статье и суждениях упомянутого мною профессора Аскара Ахметова. Статья называется: «Национальная идея: из химеры в реалии» (см. «Ашық алаң – Трибуна», № 8-9 за 2012 г.).

Автор серьезно озабочен проблемами народного единства. И это наша общая забота. Исходный тезис автора звучит так: «Казахстан со дня обретения независимости испытывает большие трудности в своем развитии из-за отсутствия единства народа». Не спорю, но сказано очень жестко. Я бы предпочел сказать не «отсутствия», а «недостаточности». «Отсутствие» – все же слишком категорично и резко. Другое дело, что абаевский упрек «алты бақан ала ауыз» действительно имеет место быть, и в этом смысле казахи – самые верные ленинцы, ибо склонны исповедовать тезис вождя: «Прежде чем объединяться, нужно размежеваться». Охотников размежеваться среди казахов всегда было предостаточно, о чем красноречиво свидетельствуют казахские исторические романы. И не зря лидер нации неизменно подчеркивает необходимость единства народа. Это краеугольный камень в политике президента страны.

ПЛЕТЕНЬЕ ЧЕПУХИ ВРЕЗКА

 

Соглашусь и с политическим диагнозом Аскара Ахметова: «Отсутствие единства подтверждается отсутствием должной связи между властей и народом».

Кто спорит? Этот тезис сплошь и рядом декларируется в сотнях аналитических статей и исследований.

 

Далее автор конкретизирует свое суждение: «…раздробленностью общества на социальные слои, группы и одиночек; провалившимися акциями по сбору золотых изделий у населения; по сбору средств для пострадавших от урагана жителей Иргиза; социально несправедливым распределением благ и т.д.».

И с этим поневоле соглашаешься. Что есть, то есть. Что было, то было.

Богата информацией и часть статьи А. Ахметова, где речь идет о разных национальных идеях в других странах (в Китае, Германии, Франции, Норвегии; ЮАР, Кубе, США, России на разных этапах истории). Затронуты в статье и некоторые казахстанские идеи, которые имели, однако, короткий век (почивший с миром «Асар»).

Так, что же предлагает кандидат технических наук, разуверившийся в гуманитарных вариантах в качестве национальной идеи? Вот его мудреная формула единения народа: «Z = KT (V± 0,19)». Что сие означает?

«Z – заработная плата, К – коэффициент трудового вклада индивида, Т – тарифная ставка (оклад), V – прирост (снижение) в % ВВП за установленный период, 0,19 – коэффициент чувствительности роста (снижения) ВВП. Знаки «+» и «–» соответственно означают рост и снижение ВВП».

Читатель, вы что-нибудь поняли? Я – нет.

Все же национальная идея должна быть понятной и доступной широчайшим массам, как лозунг, как призыв, как емкая и броская максима, а не как некая заумь, доступная горстке кандидатов технических наук. Не так ли?

А. Ахметов убежденно разъясняет свою точку зрения. И я, честно, с ним спорить не могу. Более того, охотно допускаю, что в его суждениях есть некое рациональное зерно. Он уповает на успешное достижение единой цели (ВВП, которое «приведет к спонтанному единению народа»).

Ой ли?! Возможно, его замысловатая формула отражает какие-то экономические сферы нашего бытия, но сильно сомневаюсь, что она в состоянии служить действенной национальной идеей. Не случайно, полагаю, мнимая универсальность предлагаемой системы оплаты труда никак не заинтересовала знатных государственных мужей, к которым лично обратился наш автор.

Есть в этом что-то иллюзорное, ирреальное, виртуальное, умозрительное, сконструированное.

Эта идея, думаю, массами не овладеет. А коли так, ей не суждено стать казахстанской национальной идеей. Путь «из химеры в реалии», как выражаются шахматисты, некорректен.

Прочитал я статью Аскара Ахметова с интересом, что-то мотал на ус, но полностью разделить ее пафос – увы! – не в состоянии. Для этого моей компетенции явно недостаточно.

***

Тему необузданного воровства, как степной пал, охватившего страну сверху донизу в независимый ее период, я уже не однажды затрагивал. Я вполне серьезно предлагал парламенту принять закон «О воровстве». Однако кое-кто посчитал, что я шучу, зубоскалю или занимаюсь черным юмором.

Какие шутки, какое зубоскальство, когда страна горит? Разве тут до черного юмора?

Может, моя форма подачи легковесна? Так ее общими усилиями можно отрихтовать.

Что воровство свирепствует – факт. Его и слепой видит, и глухой слышит, и немой ощущает. Дело зашло слишком далеко. Надо что-то срочно предпринять. Увещевания и разные полумеры уже не срабатывают. Этак заворуемся до рваных порток и пойдем всем народом тропой позора по миру.

Что я предлагал? Постатейно расписать, кто в каком чине и должности сколько имеет право легально, на законных основаниях воровать. Скажем, на что может рассчитывать министр, аким, вице, зам, советник, помощник, судья, прокурор, директор департамента, руководитель ведомства, мелкий, средний клерк и т.д., и т. п., и пр. от самых верхов до районных, поселковых, аульных низов. Чтобы все воровские ресурсы и возможности были строго регламентированы и ограничены минимальными и максимальными рамками. А вылез невзначай из-за рамок, нарушил закон – сразу получай по носу, по достоинству. В чужой огород не лезь. Не переходи через отведенную тебе границу. Иначе говоря, все определено по пунктам. И наказание (кара; зауал) должно распространяться не только на того или иного шельмеца, но и на его жену, детей, внуков, правнуков, дабы все знали, за что страдают. А то высокий чин ворует, оправдываясь тем, что он не о себе заботится, а о бедных, беспомощных детках («жаман балалардың қамы»), которые завтра, дескать, без его барымты уж точно пропадут.

Можно еще придумать соответствующие регалии и награды, которые носить обязательно: вор первой, второй, третьей гильдии или жулик-хапун первой, второй, третьей категории, мастер или гроссмейстер большого хапка.

Разве не звучит? Вполне почетные и заслуженные звания.

Кто должен разрабатывать этот закон? Комиссия по борьбе с коррупцией. А парламент обсудит его в деталях и после всенародного обсуждения примет. Далее президент подпишет закон, и он вступит в реальную силу. Я же в этом акте проявляю лишь законотворческую инициативу на правах гражданина Республики Казахстан.

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн