Казахстанская медицина – УСЛУГА ИЛИ ПОМОЩЬ?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №35 (399) от 28 сентября 2017 г.

 

Резонанс

 


За все почти 26 лет у меня такое ощущение, что государство большую часть заботы о здоровье населения перекладывает со своих плеч на плечи самих больных… Я боюсь, что наше здравоохранение войдет в стадию необратимых процессов – в плане доступности простому народу.

 

Я проработал в системе здравоохранения врачом-практиком 42 года. В 70-е годы, после окончания института, когда только начинали врачебную деятельность, мы не часто сталкивались с такими болезнями, как дисбактериоз, аллергия, повышение внутреннего давления, массовое снижение иммунитета, СПИД и т.п., особенно у детей. Сейчас это сплошь и рядом. Если в те годы тяжелейшие формы пневмонии можно было излечить в течение 10 дней, то сегодня на это уйдет масса сил и средств, а лечение займет длительное время. Невольно задаюсь вопросом: «В чем дело?»

Из множества причин могу выделить основные три фактора, характерные для нашего региона (хотя они общеизвестны).

 

Первый – своей неразумной, необдуманной деятельностью (иногда варварскими) человек нарушил тысячелетиями сформировавшийся баланс в природе. Более чем сорокалетние ядерные испытания в нашем регионе не прошли бесследно. Сегодня здесь проживают второе, третье, четвертое поколения тех людей, которые получили высочайшие дозы радиации – как непосредственным действием факторов ядерных испытаний, так и потреблением воды и пищи. Поскольку водоемы, растительный и животный миры также подвергались воздействию факторов ядерных испытаний. В результате всего этого происходили изменения в генной структуре организма, которые передавались по наследству. Последующие поколения подвергались воздействию факторов ядерных испытаний, что привело к повальному снижению иммунитета и, как следствие, – повышенная восприимчивость ко всем болезням, рост заболеваемости. Еще неизвестно, чем это аукнется в последующих поколениях.

У меня вызывает восхищение и белая зависть действие японского правительства. В борьбе с последствиями взрывов атомных бомб в Хиросиме и Нагасаки оно хороших результатов добилось – максимальным улучшением социальной сферы. Сейчас в Хиросиме и Нагасаки самый высокий индекс здоровья населения, самая высокая продолжительность жизни, чем в других районах Японии.

 

Второй. Общеизвестно, что 80% здоровья населения зависит от так называемого социального фактора (заработная плата, жилье, питание и т.д.). Несмотря на имеющиеся хорошие макроэкономические достижения, в основном, за счет сырьевого сектора, большая часть населения живет бедно. Неоспоримым доказательством этого является следующий факт.

История человечества доказала, что туберкулез, имея инфекционное начало, все-таки социальная болезнь. Туберкулез процветает там, где уровень жизни низкий. В недавнем прошлом, в советский период, показатель заболеваемости 50 случаев на 100 тыс. населения считался порогом. Превышение его считалось эпидемией. Сразу били тревогу, и была соответствующая реакция. К великому сожалению, у нас показатель заболеваемости туберкулезом в 2000-х годах составил 160–170, на данный момент 100 и выше. Туберкулезные диспансеры переполнены. Врачи вынуждены прибегать к ускоренным методам лечения, чтобы как можно больше людей получили стационарное лечение. Все они с момента рождения получали вакцинацию и ревакцинацию против туберкулеза и, тем не менее, заболели.

В росте заболеваемости определенную роль играет безработица. Не секрет, что многие молодые люди не могут себе найти работу, особенно в сельской местности. Избыток свободного времени приводит молодых людей к пьянству, наркомании. Вызывает опасение и то, что пагубному влиянию подвергаются даже женщины и дети.

На сегодняшний день нельзя сказать, что пенсии и заработная плата не повышаются. Но инфляция опережает это повышение. Рынок мгновенно реагирует космическим ростом цен на все и вся. Результат сводится к нулю, даже получается отрицательный результат. Этот процесс никем не контролируется.

По Конституции РК, богатства, находящиеся над землей и на ней, принадлежат народу. Казахстан – богатейшая страна сырьевыми ресурсами. В первые годы независимости у нас была эйфория: теперь-то Москва ничего забирать не будет, через 5-6 лет заживем как в Кувейте, ОАЭ. Об этом даже сам президент страны Нурсултан Назарбаев заявлял.

Увы, этого не случилось. Хотя за 26 лет суверенного развития страны эти богатства интенсивно осваиваются и продаются. Наверное, наступило время, чтобы на законодательном уровне большую часть этих богатств направить на благо народа.

Нам часто преподносят капитализм и рыночную экономику как благо. Но большей части населения от этого блага хочется рыдать. Известный французский экономист Том Пикетти говорит, что капитализму никогда не решить проблему неравенства, тенденция капитализма – сконцентрировать в руках все меньшего числа людей все больше и больше богатств. То есть богатые богатеют, бедные беднеют, что приведет к расслоению общества. Что чрезвычайно опасно. Чтобы не допустить этого, надо хорошо поработать нашим законодателям. Надо стимулировать открытие новых производств, особенно в сельской местности, увеличить плату на сырьевые ресурсы (прогрессивный налог), налог на роскошь и т.д. и т. п.

Если народ будет жить свободно и в достатке, то никогда не произойдет радикализации общества.

 

Третий. Около 10–15% здоровья населения зависит от состояния здравоохранения. За 26 лет независимости система здравоохранения подвергалась нескончаемому реформированию, так называемой оптимизации. Она разрабатывалась в министерских кабинетах, без достаточного анализа, без широкого обсуждения мнения медицинской общественности. Прослеживается усталость медицинских работников от этой оптимизационной деятельности. Принимались модели здравоохранения запада и других развитых стран, без учета особенностей нашего бытия.

Во-первых, уровень жизни в развитых странах в разы выше, чем у нас.

Во-вторых, территория. Если любое государство запада в течение дня можно проехать вдоль и поперек, то у нас с отдаленной точки до райцентра, не говоря об областном центре, ехать минимум полдня. Низкая плотность населения на больших территориях.

В-третьих, не взят во внимание менталитет народа.

Оптимизация особенно больно ударила по селу, району, малым городам. Закрывались больницы в селах, в больницах районов и малых городов закрывались целые отделения (родильное, реанимация), шло повальное сокращение штатов и т.п. В результате практически была ликвидирована мобильно функционирующая советская система здравоохранения, которая была бесплатной и имела профилактическую направленность. То есть больше внимания уделялось не столько лечению, сколько предупреждению, оздоровлению, наблюдению и учету.

Оптимизация отрицательно отразилась на оказании педиатрической помощи. Непонятно зачем, но закрыли педиатрические факультеты в медицинских ВУЗах. Сейчас ощущается острый дефицит педиатров, не говоря об узких детских специалистах. Функции педиатров передали врачам общего профиля. Прием детей (как больных, так и здоровых) осуществляется совместно со взрослыми. К счастью, с этого учебного года обещали снова открыть педиатрические факультеты в медицинских ВУЗах.

В целях увеличения финансирования здравоохранения решено создать Обязательное социальное медицинское страхование (ОСМС). Подобие этого (ФОМС) начал вводиться еще на заре нашей независимости. Но через 3-4 года его свернули, мотивируя тем, что якобы еще не разработаны клинико-диагностические стандарты. Но причина свертывания банальна. Деньги, накопленные в фонде, были разворованы. Не будем вдаваться в подробности того, кем и как это осуществлено. Но факт остается фактом.

С июля 2017 года вновь началось накопление денег в ОСМС, который должен был заработать в июле 2018 года. Но опять недоработки. Хотя деньги продолжают накапливать в фонде.

 

Я не против ОСМС, оно как дополнительный источник финансирования полезен, расширяет объем и качество медицинской помощи, но надо учесть прежний негативный опыт. Должна быть прозрачность в работе.

В обиход вводятся новые термины. Мне не нравится термин «медицинские услуги». Мне по душе советский термин – «медицинская помощь». Слово «услуги» подразумевает обязательную оплату, а требовать деньги со страждущего, чаще – малоимущего больного человека, аморально.

За 42 года работы в практическом здравоохранении для меня высшей оплатой своего труда было: когда больной шел на поправку и выписывался здоровый и с улыбкой на лице.

От проводимых оптимизационных мер в сфере здравоохранения за все почти 26 лет у меня такое ощущение, что государство большую часть заботы о здоровье населения перекладывает со своих плеч на плечи самих больных. Это было бы оправдано, если бы население имело возможность нести такую ношу. У населения Казахстана такой возможности нет. Здоровье народа требует больших вложений. Только государству под силу такие расходы.

Государство не должно жалеть средств на это благое дело. Любая болезнь претерпевает определенные стадии развития (начальная стадия, стадия обратимых изменений, стадия необратимых изменений). Я боюсь, что наше здравоохранение войдет в стадию необратимых процессов – в плане доступности простому народу.

Как всегда, актуален вопрос, поставленный русским философом, журналистом, литературным критиком Николаем Чернышевским: «Что делать?»

Конечно, меня могут обвинить в пессимизме. Но дело не во мне. Просто я лишь вкратце изложил чаяния сегодняшнего здравоохранения страны с точки зрения своего опыта. Если ошибаюсь – буду рад.

Кадрболат КАРИМОВ

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн