ПРИГОВОР ПОД ПЫТКОЙ

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №22 (386) от 8 июня 2017 г.

 

Что в «ящике пандоры»?


 

По древнегреческой мифологии, девушка Пандора появилась на свет по волеизъявлению Зевса как орудие мести. В античном мире боги тоже, оказывается, не были эталоном высокой морали. Им не были чужды злоба, ревность, похоть, коварство, зависть, зверская жестокость.

В «ящике Пандоры», который Зевс якобы вручил Пандоре в качестве приданого и с которым она пришла в дом Эпитемея, который женился на ней, были заперты несчастья, болезни и беды, которые Зевс захотел напустить на род людской в полной уверенности, что Пандора откроет его из женского любопытства. Так оно и случилось. Открытие ларца стало роковым шагом Пандоры. Зло, однажды выпущенное из него, уже невозможно было собрать обратно.

Если бы казахстанская Фемида, следственные органы прокуратуры, МВД, финансовая полиция открыли свои «ящики Пандоры», это был бы удар по ним самим же. Не открывают. Но кое-какие «чертики» из них нет-нет да выскакивают.

В социальных сетях оглушительный, без преувеличения, резонанс вызвали признания нескольких присяжных заседателей на пресс-конференции в Казахстанском международном бюро по правам человека в Алматы, которые озвучили адвокаты осужденных экс-сотрудника КНБ майора Айдына Алпысбаева и Хасенова – Аманжол Мухамедьяров и Маулен Алимбаев. В своих заявлениях, копиями которых располагает редакция «D», в компетентные органы шестеро присяжных написали, какое беспрецедентное давление на них оказывал судья Специализированного военного суда по уголовным делам г.Астаны Аскар Каиров, когда они в совещательной комнате выносили свой вердикт по уголовному делу. Судья кричал, указывал, какие ответы необходимо давать в бюллетенях, а когда увидел, что большинство присяжных в бюллетенях проголосовало за невиновность Алпысбаева, Хасенова и третьего подсудимого Логвиненко, он в ярости на глазах присяжных порвал их бюллетени и принудил их написать то, что требовалось ему для вынесения обвинительного приговора.

После вынесения судьей обвинительного приговора присяжные подали апелляционные и кассационные жалобы на приговор суда. Военный суд оставил их без рассмотрения.

Пресс-конференция прошла в мае этого года. Однако вместо того, чтобы, согласно законодательству о судах и статусе судей, Кодексу судейской этики, провести соответствующее служебное расследование в отношении судьи Аскара Каирова, мощь давления обрушилась на присяжных, посмевших собственное суждение иметь. Несмотря на до сих пор оказываемое на них давление, присяжные пока держат удар.

 

Напомним, приговором судьи Каирова от 11 марта 2015 года Айдын Алпысбаев признан виновным по ст.ст. 24 ч.3-96 ч.2 п.п. «ж,з», 24 ч.1-96 ч.2 п.п. «ж,з,н» УК РК – и осужден к лишению свободы сроком на 14 лет с конфискацией имущества, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Обжалование приговора в апелляционной и кассационной инстанциях военного суда ничего не дало. Оно и понятно: ворон ворону глаз не выклюет. В Верховный суд осужденные еще не обратились. Возможно, в надежде на пересмотр приговора по вновь открывшимся обстоятельствам.

А обстоятельства – просто шокирующие. Даже под пытками Айдын Алпысбаев не признал своей вины. А пытал его не кто иной, а заместитель начальника управления криминальной полиции ДВД г. Астаны Сакен Сулейменов. Причем в самых изощренных формах. Зная о том, что закон не допускает помещение подозреваемых сотрудников правоохранительных органов, тем более КНБ, в одной камере с уголовниками-рецидивистами, что нельзя Айдына Алпысбаева помещать в карантийную камеру с ВИЧ-инфицированными и больными туберкулезом, он, угрожая руководству следственного изолятора тем, что в случае неподчинения его воле, представит руководству КУИС негативную информацию о них, сделал свое «черное дело».

Но даже под этими издевательствами, не говоря о рукоприкладствах Сулейменова во время допросов Алпысбаева (о психологических – вообще молчим), экс-сотрудник КНБ не признал своей вины. Он написал заявление на Сулейменова в отношении оказавших им пыток. Пытки были настолько жестокими, что Айдын Алпысбаев, будучи в камере, хотел совершить суицид. С петли его сняли сокамерники-уголовники.

Итогом уголовного расследования по заявлению Айдына, которое провели сотрудники управления специальных прокуроров прокуратуры г.Астаны, стал приговор судьи Алматинского районного суда №2 г.Астаны Н.Баяхметова от 27 марта 2017 года. Сакен Сулейменов приговорен к лишению свободы сроком на три года с лишением права занимать должности на государственной службе и в правоохранительных органах на тот же срок и лишен звания подполковника полиции.

Кроме того, с него в пользу Айдына Алпысбаева суд постановил взыскать моральный вред в размере 500 тыс. тенге, в качестве компенсации процессуальных расходов столько же.

Но дальше – более занятно. Уже после того, как Айдына Алпысбаева отправили в места не столь отдаленные, из «ящика Пандоры» «выпрыгнули» факты, уже документально подтверждающие преступный сговор потерпевшего бизнесмена Кудина, по заявлению которого Алпысбаев создал ОПГ и препятствовал деятельности предпринимателей Астаны, и иже с ним, как следствие – невиновность Айдына Алпысбаева.

 

Редакция «D» располагает информацией некоторых инсайдерских источников. В частности, о том, кому это было выгодно. Но ограничимся официальными данными.

Айдына Алпысбаева приговорили к 14 годам лишения свободы за то, что он якобы, применив огнестрельное оружие, совершил покушение на жизнь столичного бизнесмена Кудина.

Но что выяснилось впоследствии. Кудин, как говорят наши источники, бизнес которого привязан к вышибанию денег с предприятий, нелегально добывающих щебень и прочий строительный материал в окрестностях Астаны, просто-напросто оговорил Алпысбаева. Версию о покушении на него Алпысбаевым он выдумал.

За выгодное ему ложное заключение медэкспертизы о нанесенных ему Алпысбаевым огнестрельных ранениях он заплатил судебно-медицинскому эксперту Л.Андрееву. Но возмездие рано или поздно неотвратимо. Приговором районного суда № 2 Сары-Аркинского района г.Астаны от 17 октября 2016 года Андреев приговорен к лишению свободы сроком на три года.

Что касается Кудина.

Согласно заключению повторной судебно-медицинской экспертизы от 15 августа 2016 года, с учетом показаний врача-хирурга Ш.Ташетова, который оказывал ему первичную медицинскую помощь, раны у Кудина не имеют характерных признаков огнестрельных ранений, экспертная комиссия категорически исключает причинение их при выстреле из огнестрельного оружия, снаряженного боевым пулевым снарядом, в волосистой части головы Кудина каких-либо следов травмы не обнаружено. Все другие экспертизы также исключили факт покушения на Кудина, который был инкриминируем Алпысбаеву и из-за которого судья Каиров отправил его в места лишения свободы на 14 лет.

 

Обвинительного приговора в отношении Алпысбаева, Хасенова и Логвиненко могло не быть. При условии, если бы судья спецвоенного суда Аскар Каиров внял бы УПК, а не своему «внутреннему убеждению», и удовлетворил бы ходатайства адвокатов подсудимых о назначении повторной судебно-медицинской экспертизы, судебно-баллистической и судебно-трасологической экспертиз. А так получилось, что для приговора ему хватило ложного доноса Кудина и ложного заключения эксперта Андреева.

Якобы потерпевший Кудин также привлечен к уголовной ответственности по факту мошенничества, совершения заведомо ложного доноса и дачи заведомо ложных показаний. Следствие доказало, что он инсценировал факт покушения на Алпысбаева, потом подкупил судебного эксперта Андреева, в сговоре с неустановленными лицами подготовил место якобы покушения, подкинул на место происшествия пули и гильзы от огнестрельного оружия.

Но пока Алпысбаев отбывает срок наказания за сомнительное преступление, якобы совершенное им, в Астане события разворачиваются интригующе.

Как нам стало известно, Генеральная прокуратура РК инициировала протест по отмене приговора в отношении судмедэксперта Андреева, который в суде чистосердечно признался, что заключение Кудину на предмет его ранения огнестрельным оружием сфабриковал за взятку.

Главное «око государево» просит Верховный суд направить «дело Андреева» на новое рассмотрение. Хотя в свое время следователи столичной прокуратуры, казалось бы, дотошно и скрупулезно расследовали все обстоятельства и неопровержимо доказали преступный сговор Андреева и Кудина.

Но что бы сейчас значил протест Генпрокуратуры? Не утверждаю, но подозреваю: чтобы увести от ответственности за явно незаконный приговор судью Аскара Каирова. Косяков-то наломал. Особенно с рваньем протоколов присяжных, демонстративных отклонений ходатайств адвокатов подсудимых. И что в «сухом остатке» приговора Каирова?

Сплошной судейский беспредел. Те, на чьих обвинительных показаниях зижделся становой хребет приговора, осуждены за многочисленные фальсификации.

Подводных рифов в деле Алпысбаева много. Как и вопросов. К примеру, почему прокуратура прекратила дело по заявлению другого осужденного Хасенова о примененных в отношении него пытках, не выдержав которые он дал показания против Алпысбаева? Пытали его до такой степени, что чтобы скрыть следы на лице и теле Хасенова, 52 дня его держали на конспиративной квартире в Алматы. Следы избиений зафиксированы на видео. Некоторые свидетели по «делу Алпысбаева», сокамерники, подтвердили этот факт (из материалов уголовного дела).

Так или иначе, но даже сегодня, когда неопровержимо доказаны факты клеветы и оговора Айдына Алпысбаева, когда приговор почти точь-в-точь повторил обвинительный акт, основанный на лжесвидетельствах и лжепоказаниях, когда судья военного суда Аскар Каиров, злоупотребляя своим статусом и откровенно продемонстрировав институту присяжных заседателей свое всемогущество перед законом, ни судебные органы, ни органы надзора за законностью, по всему, не намерены направить дело Алпысбаева на новое рассмотрение в связи с открывшимися новыми обстоятельствами. Как того требует уголовно-процессуальное законодательство страны.

В связи с этим ремарка. Согласно ст.77 ч.2 п.9 Конституции РК, не имеют юридической силы доказательства, полученные незаконным способом.

Приговор в отношении Айдына Алпысбаева не может быть законным и обоснованным по той причине, что он основан на ложном заключении эксперта, на ложных показаниях потерпевшего, производство по уголовному делу было начато на основании заведомо ложного доноса.

 

Вчера в военном суде отложили рассмотрение ходатайства горпрокуратуры Астаны о рассмотрении дела Алпысбаева по вновь открывшимся обстоятельствам. Аж на конец июня. Подозреваю, что судьи взяли столь длительный тайм-аут, чтобы дождаться решения Верховного суда РК по протесту Генпрокуратуры об отмене приговора в отношении продажного медэксперта Андреева.

Чем это чревато для Алпысбаева? Тем, что в случае удовлетворения этого протеста он лишается последней надежды на отмену приговора в отношении него.

Но вопрос: с чего это вдруг ГП встревожилась судьбой Андреева, который чистосердечно признался в суде, что заключение по Кудину выдал за хорошую мзду?

Вчера стало известно: отбывающий срок в колонии экс-сотрудник КНБ Айдын Алпысбаев объявил голодовку – в знак протеста против тайн «ящика Пандоры». Хотя, кажется, они на поверхности. Видимо, каэнбэшник в свое время перешел дорогу нелегальному бизнесу Кудина и за ним стоящих.

И последнее. Когда Айдын Алпысбаев получил приговор, суицидом распрощалась с жизнью его родная сестренка с таким лучезарно-абаевским именем – Айгерим. Не выдержала прессинга угроз и давления. Как говорят родные, люди в погонах и без них требовали, чтоб она прекратила писать заявления во все инстанции, грозились подбросить наркотики…

А безутешный отец Айдына за последние два года написал в Генпрокуратуру и другие инстанции более 60 обращений. Они – как в песок пустыни Сахара…

Жумабике ЖУНУСОВА,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн