«Общественная позиция»
(проект «DAT» №04 (275) от 29 января 2015 г.
Кстати
Курс краха:
$1 = Т 250…
В Казахстане наиболее достоверным предзнаменованием того, что инвесторы готовятся к очередной девальвации, является их отказ от ухода от доллара, передает Bloomberg.
Экспортеры и другие доллародержатели обратились к рынку валютных свопов за контрактами с целью добыть нацвалюту без необходимости продавать доллары. Согласно данным Казахстанской фондовой биржи, объемы подобных сделок достигли своего среднего ежедневного показателя в 2 млрд долларов в этом месяце, что в 5 раз больше всех показателей прошлого года.
Как указано, спустя 11 месяцев после 19-процентной девальвации, которая оставила тенге колебаться на уровне 185 за доллар, напряжение растет, так как появилось опасение, что тенге нырнет вниз вслед за рублем, который упал на 47%. И Казахстан, и соседняя Россия, крупнейший торговый партнер РК, борются с колоссальным падением цен на нефть, размывая ведущий источник экспортных доходов.
«Наблюдается рост долларизации, – сообщил агентству Ерлан Мустафин, аналитик из Halyk Finance. Мы ожидаем постепенное обесценивание либо девальвацию тенге».
Ожидание ослабления тенге стимулировало переход к депозитам в иностранной валюте, объем которых увеличился до максимальных показателей в ноябре прошлого года, согласно последним данным центрального банка.
«Казахстану, который вошел в руководимый Россией экономический союз с 1 января и стремится повысить товарооборот внутри бывших советских республик, возможно, придется столкнуться с девальвацией в 35% в первой половине 2015 года», – считает Владимир Миклашевский, стратег Danske Bank/ S, как следует из его отчета, опубликованного 8 января.
Вынужденное ослабление может привести тенге к 250 за доллар уже к 31 марта, заявили Дэвид Нэнгл и Армен Гаспарян, аналитики Renaissance Capital, московского инвестиционного банка, который контролируется российским миллиардером Михаилом Прохоровым.
«Национальный банк намерен предотвратить резкие колебания обменного курса», – заявил председатель Национального банка Кайрат Келимбетов президенту Нурсултану Назарбаеву. Однако Тимоти Эш, главный экономист по развивающимся рынкам Standard Bank Group Ltd в Лондоне, заявил, что он «не уверен, примет ли рынок такие заверения всерьез», назвав тенге «еще более переоцененным» теперь, когда цены на нефть упали ниже $47 за баррель в этом месяце.
«С более чем 100 миллиардами долларов в резерве и поддерживая ликвидность тенге чрезвычайно жестко, Казахстан смог бы избежать девальвации, хотя и в ущерб балансу и/или росту экономики страны», – говорят аналитики «Ренессанс Капитал».
Казахстанские резервы увеличились на 17% в прошлом году до $ 28,9 млрд в декабре. Активы Нацфонда выросли примерно на 4% в 2014 году до $73 млрд. Правительство Казахстана снизило прогноз экономического роста до 1,5% в этом году, исходя из цены на нефть в $50 за баррель, тогда как предыдущий показатель ВВП составлял 4,8% при $80 за баррель, как сообщалось в октябрьском заявлении Ерболата Досаева, министра экономики РК.
Распродажи в России распространились по всей территории бывшего Советского Союза. Центральный банк Азербайджана потратил $1,1 млрд, или около 8% своих резервов, чтобы защитить свою валюту в прошлом месяце. В Беларуси власти девальвировали свою валюту на прошлой неделе, так как увеличение процентных ставок и контроля за движением капитала, введенное в декабре, не позволило остановить спад.
«Участники рынка ожидают действий от Национального банка Республики Казахстан, – сообщил Ерлан Мустафин из Halyk Finance. Давление со стороны низких цен на нефть и курса рубля, вероятно, сохранится, усиливая ожидания девальвации».
Диана БАЙДАУЛЕТОВА,
kursiv.kz
Тем временем
«ВОЙНА САНКЦИЙ»
сказывается в Казахстане
- Казахстанские предприниматели говорят, что санкции Запада против России и ответные действия Кремля негативно сказываются на их бизнесе.
Входе телефонного разговора с президентом США Бараком Обамой президент Казахстана Нурсултан Назарбаев 21 января сказал, что экономические санкции в отношении России влияют и на Центрально-Азиатский регион. В декабре 2014 года президент Назарбаев заявлял, что напрямую санкции на Казахстан не действуют, но «ничего хорошего нет, потому что Россия – наш основной партнер».
Санкции США и Европейского союза в отношении России были введены в ответ на аннексию Россией украинского полуострова Крым. Затем президент России Владимир Путин издал указ о запрете на импорт продовольствия и сельскохозяйственной продукции из стран, которые ввели санкции.
Казахстанские предприниматели рассказали репортеру «Азаттыка» о том, как на их бизнесе сказываются санкции Запада против России, ответные действия со стороны России и девальвация рубля.
Ержан Муканов,
представитель компании в Актобе по экспорту
свинины:
– Прежде основным поставщиком свинины на рынок России была Европа. Сейчас, с введением санкций, спрос на свинину в России восполняется за счет поставок из близлежащих стран, в том числе из Казахстана. В этом году отдел сбыта и маркетинга нашей компании работает более активно, в России стали узнавать о нас. Выросли объемы продаж. Наша компания ежегодно производит более трех тысяч тонн свинины. Большую часть экспортируем в Россию. Однако в связи с удешевлением рубля терпим убытки.
Кайрат Жукел,
представитель компании розничной торговли
в Алматы:
– Россия приняла технический регламент в отношении тех компаний, которые возят товар с Запада. Там указано, что по территории России не могут проходить транзитные вагоны старше 30 лет. Сейчас большинство вагонов старые, они были выпущены 30-50 лет назад. В связи с этим наши транспортно-экспедиторские компании, пытаясь их заменить, несут большие расходы, что не заложено в их бюджете. Поэтому выросли цены на транспортные услуги.
Талгат Хамитов,
руководитель Ассоциации защиты прав
предпринимателей города Актобе:
– В связи с понижением цен на нефть и удешевлением рубля актюбинские предприниматели не могут конкурировать с российскими производителями. Товары в России намного дешевле. Например, наши компании по производству молочной продукции, которые вывозили свой товар в Оренбург, столкнулись с трудностями.
Владимир Калихов,
руководитель мебельной фабрики в Караганде:
– В прошлом году цены на изделия из дерева в России понизились. Надо сказать, что от этого нам легче не стало. Мы знаем, что долго эти цены не будут держаться, неизвестно, выдержит наша страна эту разницу в ценах или нет. Завтра из России привезут еще мебель. И мы не сможем продать свою мебель.
Виталий Тимофеев,
глава завода по производству
пластиковых труб в городе Сарани Карагандинской области:
– Мы работаем только на Казахстан. С Россией мы не работаем. На нас влияет лишь подорожание доллара, потому что сырье мы приобретаем за границей.
Макпал МУКАНКЫЗЫ,
Azattyq.org