Арман ШОРАЕВ: Хороший народ ТЕРПИТ плохую власть

Все, что происходит сейчас на юге страны – это результат системных сбоев и ошибок, совершенных властью в последние 25 лет. К сожалению, такие инциденты будут вспыхивать и дальше.

Главная причина – отсутствие социальной справедливости для всех. Отсутствие социальных лифтов. Отсутствие равенства для всех. 

Целые отрасли экономики приватизированы маленькой кучкой людей. Вся страна приватизирована крутыми чиновниками. 

Доходы от нефтянки и других ископаемых идут не на благо народа, а на виллы и самолёты. Даже деньги из Нацфонда используются для латания дыр в банках, которые принадлежат этой кучке.

Если бы у людей был стабильный источник доходов, крыша над головой, сытые и радостные дети – разве им нужно было бы вцепляться соседу или прохожему в горло? 

Нет! 

Это происходит не от того, что казахи плохие или дунгане плохие, это происходит от того, что казахи, дунгане, русские – вместе очень хороший народ Казахстана – терпят очень плохую власть.

Ермек ТУРСУНОВ: ДАВАЙТЕ ОБЪЯВИМ «водяное перемирие»

В эти дни, когда на Кордае происходят страшные события, мне на память приходит мой духовный Учитель – Герольд Карлович Бельгер. Вы наверняка должны его знать. Гера-ага. Мне в каком-то смысле повезло. Я много лет был с ним рядом, а последние годы так и вовсе воспринимал его как своего отца…

Родился Гера-ага на Волге. В семилетнем возрасте его с родителями сослали в казахские степи. В далекий поселок Караоткел, что в Северном Казахстане. Для ребенка это было трагедией. Он оказался «во враждебной среде»: все чужое – быт, нравы, язык. Но со временем маленький Герольд освоился. Вернее, ему помогли. Новые друзья – казахи. Они помогли ему освоить и быт, и нравы, и язык. Причем так, что со временем Герольд Карлович настолько проникся, что выучился на педагога и стал преподавать казахам их же родной язык. Позже он взялся за литературу и перевел на русский с немецкого невероятное количество произведений казахских авторов. Так он стал ярым защитником казахского языка и его популяризатором. За что я, любя, называл его «мамбетом»! Он не обижался, наоборот – гордился. По сути, Гера-ага был живым символом подлинного интернационализма.

…Когда у него случился пятый инфаркт, я поехал забирать его из больницы. Мы медленно шли к моей машине, когда он вдруг остановился и тихим голосом сказал:

– Ей, бала, егер ертең менімен бірдеме болып қалса, достарымның қасына жатқызасың… (Если завтра со мной что-то недоброе случится, положишь рядом с моими друзьями).

А его друзьями были, в основном, поэты и писатели. Многие из них покоятся нынче на Кенсае.

…Я сам опускал его в могилу. Как он и просил – положил рядом с друзьями. Неподалеку от него лежит Кадыр Мырзалиев, чуть дальше – Баккожа Мукай, Аширбек Сыгай, ну и все остальные… И Гера-ага – единственный инородец,  что лежит на Кенсае рядом с казахами… В казахской земле… Но кто посмеет сказать, что он там – чужак?

Так вот, в эти дни я все чаще вспоминаю его слова: «Ей, бала, – говорил мне мой Учитель, – запомни, не бывает плохих народов, бывают плохие люди. Это как в природе: есть цветы и есть сорняки. А они растут везде».

Наблюдая за истерией, что творится в соцсетях, за тем, как иные «сорняки» собирают очки на людском горе, я понимаю, как он был прав, наш Гера-ага: нет плохих наций, есть отдельные персонажи. Сволочи! Нелюди! К сожалению, они обитают везде. Это они сегодня занимаются стравливанием, нагнетают страсти и спекулируют на гнилых идеях. Это они в тридцатые годы писали доносы на своих соседей, а сегодня вдруг озаботились чистотой крови. Они позиционируют себя патриотами. Защитниками национальных интересов. В своих призывах они говорят о готовности «умереть за отечество». Если их не попытаться образумить, они завтра станут «убивать за родину».

Впрочем, почему «станут»? Они этим уже занимаются. Жгут, калечат, убивают… Между тем, хочется напомнить, что патриотизм по природе своей не агрессивен. «Патриоты – это люди, любящие свой народ. А националисты – это люди, ненавидящие другие народы». Так сказал когда-то Йоханнес Рау, федеральный президент Германии. И с этой его мыслью не хочется спорить. 

Да, возможно, по горячке кто-то закипел и вспылил, но без провокаторов тут не обошлось. И хорошо бы умным людям остудить горячие головы и произнести важные слова. «Қазақ сөзге тоқтаған халық еді» – «Казахи всегда прислушивались к мудрому слову». И, думаю, это относится сегодня ко всем, кто тут живет, не только к казахам.

И сегодня, когда весь мир сильно озабочен распространением коронавируса, меня больше беспокоит распространение маргинальных настроений в нашей стране. Всеобщее падение культуры сказалось на всем остальном. Наше время запомнится как эпоха маргиналов. Они уже везде. В политике, бизнесе, культуре и даже науке. Количество бандерлогов на душу населения превзошло все мыслимые нормы. Мы ушли от одной дикости и пришли в другую. В такой ситуации любой баран будет воспринимать пастуха богом, а козла – его наместником. А козлам ведь все равно. Они могут повести за собой не только на тучные луга, но и на бойню. Хорошо бы помнить об этом.

Если честно, я с отчаянием смотрю на то, как из нашей повседневной жизни уходят такие понятия, как сочувствие, сострадание, милосердие, одухотворенность… А испарившись из жизни, они уходят и из сознания людей. Сегодня наши сенсорные каналы забиты шумом. Ведь что такое социальная сеть? Это микрофон без очереди. Это лозунги без редактуры. Причем все говорят одновременно, да еще так громко! Стоит шум, но ничего толком не разобрать. Александр Дюма как-то сказал: «Чем больше вокруг пустых людей, тем больше шума они издают». И вот посреди этого шума я хотел бы обратиться ко всем тем, кто меня слышит. И правым, и левым, и богатым, и бедным, и победителям, и реваншистам, и тем, кто у власти, и тем, кто в оппозиции… Короче ко всем нам, сегодняшним.

Ребята! Нам с вами сильно повезло. К власти пришел новый человек. Он – правильный. Я встречался с ним, и я ему поверил. Нам нужно сейчас всем забыть свои обиды и объединиться вокруг него. Объединившись, мы ему поможем. А подсобив ему, мы спасем наш хрупкий мир. Вот такая нехитрая формула. Давайте объявим «водяное перемирие». Хотя бы на пять лет. Нам нужно, чтобы сегодня во власти было «побольше Токаевых». Тогда мы еще сможем на что-то надеяться, иначе пропадем все: и правые, и левые, и те, кто сбоку припеку…

К сожалению, кулаки у нас нынче развиты больше, чем сердце, поэтому нам проще драться, чем любить. Но любовь не приходит к трусам. Умение прощать – удел мужественных и благородных. 

Нынче наше сердце отмалчивается, пока язык метет. И что забавно – язык метет о том, что надо быть смелым, храбрым, решительным, крутым, успешным, креативным… каким-то там еще. И никто не призывает стать умным и милосердным, добрым и благодарным. Это ведь не только христианские или исламские заповеди. Это – незыблемые общечеловеческие правила.

И опять же – почему любовь и милосердие? Потому что они – единят. Будь моя воля, я бы загнал все эти пошлые телевизионные шоу с их рафинадными звездами «в утро», а прайм-тайм отдал бы детям-инвалидам. Я бы стер всю эту хрень в инстаграмах и фейсбуках с подробностями личной жизни совершенно никчемных типажей и заполнил бы всю содержательную часть рассказами о жизни онкобольных. Или – параолимпийцев. Я бы отдал им микрофоны, чтобы они вели с нами неспешные беседы каждый день. Думаю, они бы многому научили нас. То есть всех тех, кто считает себя людьми с неограниченными возможностями. Мне, к примеру, очень бы хотелось понять, как ограниченные возможности помогают человеку быть и оставаться человеком.

Поэтому…

Поэтому давайте постараемся сохранить в себе человека. «Человек должен быть порядочным, – писал Фазиль Искандер. – Это осуществимо при любой власти. Порядочность не предполагает героичности, она предполагает неучастие в подлости». 

Так что давайте постараемся. Нам тут жить. Нам детей и внуков растить. И неважно, кто мы по нации. Мы все – разные. И мы все – одинаковые. Мы – казахстанцы. И мы все – люди.

  •  

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн