БЫТЬ ЛИ «КАЗАХСКОЙ ВЕСНЕ»?

Загадочная смерть гражданского активиста Дулата Агадила в застенках столичного СИЗО вызвала бурю возмущении, прокатившуюся по всей стране. Невинная смерть послужила толчком для объявления мирного митинга 1 марта и в Алматы. Опасаясь наступления т.н. «казахской весны», власти пошли на беспрецедентные меры по недопущению каких-либо массовых протестов.

Всех потенциальных участников митинга блокировали еще накануне. Тех, кто всё же осмелился выйти из дома, хватали и доставляли в полицию. Представители акиматов осуществляли адресный обход, проводя профилактические беседы с активистами. Одним словом, людям дали понять, что никто в этой стране слышать, а тем более уступать власть не собирается.

Главным местом развития событий в Алматы стала площадь Республики. Выставленные вдоль дорог полицейские кордоны, эвакуаторы, автозаки и автобусы стали уже обыденным явлением. Еще на подходе, у монумента независимости виднелась автовышка с коммунальщиками, производящими мойку и без того чистой статуи мальчика верхом на жеребенке. Действия мойщиков сильно напоминали арамейскую поговорку – «Чем бы солдат не занимался, лишь бы он …». Было понятно, что их главной задачей является обеспечение шумового эффекта работающего дизельного двигателя, то есть создание звуковых помех для участников митинга.

Ближе к полудню полицейские стали производить выборочные задержания предполагаемых участников несостоявшегося митинга. Одним из наиболее активных сотрудников, рьяно выполнявшим свой «долг перед Отечеством», был полицейский в штатском, представившийся Смановым Олжасом. От вопросов журналистов о причинах и основаниях произведенных задержаний активистов он отбивался выученным текстом: «Не имею права разглашать информацию. Все вопросы к пресс-службе департамента полиции г.Алматы, Масанчи 55.», который повторял то на русском, то казахском языках.

И тут в поле зрения журналистов попадает как раз-таки представитель пресс-службы департамента полиции города – подполковник Аида Касымова, которая также не смогла прокомментировать ситуацию.

Журналисты сослались на слова Олжаса Сманова, что вопросы необходимо адресовать пресс-службе департамента, на что явно смущенная госпожа Касымова ответила глубоким молчанием и в качестве защитной реакции стала снимать самих журналистов на камеру мобильного телефона. Выйдя из состояния ступора, подполковник, отвечая на вопрос о причинах задержания граждан, сослалась на ст.488 КоАП РК (Нарушение законодательства РК о порядке организации и проведения мирных собраний, митингов, шествий, пикетов и демонстраций). На вопрос «если человек сидит на скамейке без плаката и не делает каких-либо призывов, считается ли это митингом?» представитель пресс-службы ответила «глубокомысленным молчанием».

Убедившись, что от подполковника Касымовой трудно получить компетентный комментарий, журналисты переключили внимание на появившуюся у монумента независимости женщину на костылях – Айнаш Жорабековой, чья фотография облетела просторы интернета, когда её задерживал женский спецназ.

«Наши депутаты получают зарплату 900 тыс. тенге. В их распоряжении бесплатное жилье и служебные машины. В честь чего такие поблажки, они что, инвалиды?! У меня протезы на обоих ногах. Я 40 лет проработала на стройке, пока не упала с 3 этажа и не стала инвалидом. Несмотря на это, я выхожу на все митинги. Я боюсь только одного Всевышнего! Я хочу обратиться к президенту Токаеву. Почему он не слышит чаяния народа?! Нам нужен человек, который будет слышать свой народ. Нам нужно сменить сегодняшнюю систему! Я обращаюсь к таким же инвалидам. Не сидите дома! Не прячьтесь. Не бойтесь! Какая разница, где умирать, дома или на площади!» – сетовала Айнаш Жорабекова.

Другой выступившей женщиной стала Камал Кабылкаккызы. «Я впервые вышла на митинг. Мне страшно, но я не могу сидеть дома, когда вижу, что народ стравливают. Убили нашего брата Дулата Агадила. Необходимо выяснить, кто это сделал! Помимо этого, посмотрите, как идет китайская экспансия. Социальное положение многих казахстанцев ухудшается с каждым днем. Наших активистов забирают словно скот! Нельзя это терпеть, мы же не в 37-ом году живем!», – поделилась о наболевшем женщина.

Выборочные задержания граждан продолжились, и руководил процессом уже всем знакомый «человек в кепке» – заместитель ДП г.Алматы полковник Нурлан Алмасбеков (фото).

Обратило на себя внимание задержание мужчины (на фото), который отчаянно противился схватившим его четырем полицейским, и только численное превосходство позволило им затащить активиста в автозак. После этого кто-то в толпе высказал: «Стоило одному воспротивится, так полицейские вспотели. Что будет, если воспротивятся сотни или тысячи?».

Во всей этой суматохе всё время мелькала Айнаш Жорабекова, которая своими резкими высказываниями заметно нервировала полицейских. Спустя полчаса они всё же решили «блокировать» инвалида, используя карету скорой помощи. Двое парней спортивного сложения с чёткой окантовкой стрижки, какие бывают преимущественно у сотрудников полиции и военных, неуклюже изображали из себя врачей. Проявляя наигранную заботу, они поместили женщину в карету скорой помощи и увезли в неизвестном направлении.

Просматривая сделанные фотографии с несостоявшегося митинга, нам захотелось выделить одну, где запечатлён момент пристального взгляда Айнаш Жорабековой в сторону полицейских, который говорит о многом.

Позже министр МВД РК Ерлан Тургумбаев сообщит, что в первый день весны было задержано порядка 80 человек, из которых 4 активиста привлечены к административной ответственности. Позволим себе усомниться в достоверности данного заявления, поскольку 1 марта задержанных граждан из центра доставляли в самое отдаленное УВД Наурызбайского района, что косвенно свидетельствует, что управления полиции Медеуского, Алмалинского, Бостандыкского районов были переполнены.

В числе задержанных оказался и руководитель медиа проекта «ДАТ» Ермурат Бапи, которого задержали на подходах к площади и продержали пять часов без объяснения причин. Анализируя события последних месяцев, можно смело утверждать, что маховик прозрения гражданского общества уже запущен и наступление «казахской весны» неизбежно. Вопрос только – когда?

Димаш АЗАМАТОВ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн