Возвращенная ценность нации

Сегодня я хочу поведать вам об одном своем поступке, которым горжусь чрезвычайно. В жизни есть место некоторым вещам, которые при всем хотении сложно показать другим, но осознание того, что о них ведает твой главный зритель – создавший тебя Всевышний, дарит безграничное чувство удовлетворения. Пожалуй, главное мое жизненное увлечение – служить обществу, частью которого я являюсь.

Многие знают, что я занимаюсь книгоиздательством, просветительскими и благотворительными проектами, работаю над деловым журналом и т.д. Это та сфера моего служения, которая находится на поверхности, на виду у общественности.

А дело было вот в чем. Когда в Алматы проходят международные научные конференции, я ищу дружбу с зарубежными учеными, которые имеют доступ к архивам в своих странах. Это оправданная стратегия для человека, который мнит себя независимым общественным идеологом, но не располагает свободными ресурсами и временем для самостоятельных изысканий. Через светил науки я пытаюсь первым узнавать об интересных находках по нашей истории.

В начале весны этого года моя тактика дала первый результат: один из знакомых ученых написал мне о находке ценной реликвии. Я не знаю, каков провенанс, но у алматинских коллекционеров каким-то образом оказался Коран, принадлежавший последнему казахскому хану Кенесары. Дельцы вышли на один московский антикварный салон с целью оценить и продать редчайший экспонат, а салон, в свою очередь, на ученого, чтобы получить научную экспертизу. Весной я ознакомился с выводами ученого, который подтверждал подлинность реликвии. Я был первым, кому он об этом сообщил. Вы можете понять чувства, переполнявшие меня тогда. Ведь это Коран, который принадлежал глыбе в нашей истории.

Мне привычно ковать железо пока горячо, но сложилась непростая ситуация, когда я не мог контролировать процесс в той мере, в какой мне хотелось это делать. Знакомый не знал контактов владельцев Корана Кенесары. Они были намерены сбыть его в России, а владелец салона не желал делиться номерами, видимо, опасаясь упустить свой процент.

И я почти полгода контактировал с незнакомыми мне людьми через два рукопожатия, умоляя ученого максимально давить на салон, чтобы тот, в свою очередь, убедил людей оставить сокровище там, где ему и надлежит быть – у себя на Родине. Национальному достоянию место в столичном музее, но никак не в частных руках где-нибудь в Подмосковье.

Я нашел потенциального бизнесмена, который согласился выкупить Коран и передать музею. Гарантировал, что при любом раскладе владелец салона получит свой процент. Постоянно был на связи с Москвой, а через них – с владельцами. Но процесс шел очень долго, оттого мучительно. Всякий раз меня охватывал дикий ужас при мысли о том, что реликвия может покинуть пределы страны раз и навсегда. Я лишился сна. Могло произойти что угодно. Тогда и написал свой апрельский пост с призывом максимально помолиться, потому что там, где опускаются руки, всесильна молитва.

И вот, буквально месяц назад я получил радостную весть: владельцы решили оставить Коран Кенесары хана в Казахстане. Я получил известие о том, что его передали в музей. Видимо, совсем скоро объявят об этом в новостях.

Вот такой скромный вклад удалось внести в историю по воле Всевышнего, но я им горжусь особенно.

All’s Well That Ends Well.

Сегодня на проходящем в Туркестане Курултае президент Токаев наконец-то сообщил о найденном Коране Кенесары, о котором я писал еще в октябре прошлого года. Без ложной скромности хочу отметить, что, если бы не мои изначальные усилия по возвращению ценнейшей реликвии на Родину, возможно, это событие могло бы и вовсе не произойти.

Просто по-человечески хотелось бы, чтобы и о моем вкладе в это дело были в курсе. Для меня честь служить своей нации!

Бакытжан БУКАРБАЙ

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн