МАРАТ ПРОТИВ БУЛАТА или наоборот

Рейдерством в нашей стране никого не удивить – общество и бизнесмены настолько к этому привыкли, что такие факты стали одной из причин торможения развития отечественного производства.

  • Угольное дело

Имя Марата Набиева (фото) хорошо известно в столице и далеко за ее пределами. Он здесь родился, вырос, здесь поднимал свои первые предприятия. Причем, поднимал тогда, когда все вокруг рушилось и распродавалось. Именно благодаря ему еще в 90-х был восстановлен «Лисаковский ГОК», а в начале 2000-х он не просто поднял из руин вагоноремонтный завод в столице, но и первым в Центральной Азии наладил выпуск грузовых вагонов. Потом, к слову, кому-то было выгоднее закупать их втридорога за пределами республики, чем приобретать у отечественного производителя, и производство было закрыто.

В 2005 году ТОО «Он-Олжа» Марата Набиева приобретает в собственность угольный разрез «Сарыадыр» недалеко от Астаны – единственный в Акмолинской области. Тогда это был неликвидный и никому не нужный разрез, дававший 37 тысяч тонн угля в год. В него вкладывается порядка 46 миллионов долларов, ремонтируются и прокладываются новые железнодорожные пути, создается вся инфраструктура. Через несколько лет здесь добывается уже 3,5 миллиона тонн (в 92 раза больше!), угольный разрез становится знаменитым на всю страну и ближнее зарубежье (уголь стал поставляться в Россию). Миллионы тратились на школы и другие учреждения, на социальную поддержку местного населения, в том числе в виде бесплатной раздачи угля малоимущим.

Кроме всего прочего, здесь был построен кирпичный завод, выпускавший (к сожалению, уже в прошедшем времени) продукцию из отходов производства. Это стоит особо подчеркнуть – Набиев и его команда со всей ответственностью подходили к делу и не занимались только тупой добычей угля, они озаботились маштабной утилизацией отходов и извлечением из этого прибыли. Были разработаны методы утилизации не только промышленного, но и бытового мусора. А вообще, планировалось построить еще сотню заводов, которые бы выпускали различную продукцию, произведенную из угля. Всего 110 наименований, в том числе не имеющих аналогов в мире. Кроме этого, велись и до сих пор ведутся научные разработки в сфере так называемого «ферромагнитного охлаждения», были достигнуты немалые успехи. По мнению специалистов, это настоящая революция в науке и технике, которая позволит избавит мир от вредного фреона в холодильниках и кондиционерах. И 61 процент патента на это изобретение принадлежит Марату Набиеву. В общем, Казахстан мог бы всемирно прославиться изобретениями подобного уровня, но жажда наживы у некоторых порой уничтожает все на корню…

  • Схема рейдерства

В общем, вернемся к нашей истории, которая доказывает, что отбирают у нас у тех, кто хочет приумножить. Коротко говоря, значительную часть прибыли ТОО «Он-Олжа» запускало на развитие и вкладывало в «социалку». При этом, как практически любому производственнику, ему нужны были дополнительные инвестиции. Государство в этом участие особо не принимало (ведь там делиться нужно было кое с кем), а у иностранных инвесторов особого интереса к нашим реалиям не было. Поэтому единственный выход – взять кредит. Займ на 10 лет был оформлен в канувшем в лету «Темирбанке» на сумму 2 миллиарда тенге и исправно выплачивался вместе с немалыми процентами в течение пяти лет. Затем, в 2012 году, был полностью погашен и по инициативе банка выдан новый кредит – теперь уже на 1,3 млрд. тенге на срок до 2022 года.

Однако в дело вмешался форс-мажор, а именно – «брат и сестра» дефолт с девальвацией. Заемщик не отказывался (и не отказывается до сих пор) выплачивать долг, но на тот момент возникли серьезные трудности, которые, между прочим, не сказывались на выплате зарплаты и выполнении «социальных обязательств». Но кредитор, теперь уже в образе АО Forte Bank, как будто ждал этого и стал требовать оплаты по счетам. При этом он не только не дал отсрочку и не вошел в положение клиента, а стал накручивать пени и проценты, которые в конце концов возросли до немыслимых 5 миллиардов. Еще раз – был взят кредит в 1,3 миллиарда на 10 лет, но не прошло и половины срока, как долг вырос до пяти.

Оказалось, что в самом начале этого финансового конфликта Набиева «пригласил» к себе хозяин банка Булат Утемуратов (на селфи-фото с Н.Назарбаевым) и потребовал предоставить ему «здесь и сейчас» сумму, двукратно превышающую взятый кредит. Вот что по этому поводу рассказывает сам Марат Аскенович:

  • – Это было 1 сентября 2015 года, когда я был у Утемуратова на приеме, он раскричался. До этого наше предприятие вышло на реабилитацию, но он вызывает меня через своих людей и прямо говорит: «Я с бывшими генпрокурорами не разговариваю, я не разговариваю с теми, с кем когда-то начинал, а вот тебя пригласил, зная, кто ты такой – с другими не разговариваю». Потом говорит: «Выкладывай 2 миллиарда 600 «налом». А откуда у меня, у производственника, такие деньги? Тем более кризис еще идет, и с собой я деньги не таскаю, как он. Я предлагаю пролонгировать и дальше работать, но он не соглашается. А если бы он согласился, что ему закон позволял, все могло быть по-другому…
  • Как противостоять?

Между тем, на этой неделе Набиев открыто вызвал Утемуратова на теледебаты, призвав в судьи всех зрителей и заявив, что при проигрыше отдаст все свое оставшееся имущество на благотворительность. С другой стороны, он призвал сделать это же и своего оппонента. Примет ли олигарх вызов бизнесмена-производственника, сегодня еще не известно, хотя его отказ тоже можно считать поражением. А пока Марат Аскенович верит, что «народный суд» более справедлив и честен, чем обычный – тот, с которым ему и его адвокатам приходилось иметь дело до сегодняшнего дня. Действительно, если ознакомиться с документами из зала суда, то даже видавшие виды наблюдатели приходят в недоумение.

То суд необоснованно выносит решение о кратном увеличении долга перед банком, то пытается выгонять прессу, то не принимает назначенную им же экспертизу (по тем же долгам и процентам). А вот ходатайства стороны ответчика отменяются практически всегда. Лишь два раза Акмолинским областным экономическим судом было принято решение в пользу ТОО «Он-Олжа», но они тут же были отменены. Кстати, после одного из них и состоялась памятная беседа с Утемуратовым.

Одним из «рубежных» судебных вердиктов стало решение о признании работающего и приносящего прибыль (активы превышали пассивы) предприятия Набиева банкротом. Это случилось в ноябре 2017-го, и после этого был назначен банкротный управляющий, который в итоге как хищник практически разорил предприятие – было по частям распродано имущество, закрыт кирпичный завод, при этом нередко действия управляющего превышали его полномочия. Например, стало известно, что в это время активно добывался и продавался уголь (без соблюдения экологических норм и соответствующего разрешения государства). По некоторым данным, продали сырье на полтора миллиарда тенге, а в банк в счет погашения долга поступило всего 15 миллионов.

Странные дела творятся и с залоговым имуществом. Цена на него была существенно занижена – в итоге четыре объекта недвижимости в центре Астаны при оценочной стоимости в 4,5 миллиарда поступили на баланс банка на сумму 3,4 миллиарда. Кстати, по закону залоговое имущество должно было быть продано с аукциона, но банк почему-то берет его себе на баланс. То есть, заинтересованность финансового института в рейдерском захвате налицо.

Но Марат Набиев в большей степени подозревает в рейдерстве ТОО «Угольный ресурс» тех, кто за ним стоит. Эта фирма волшебным образом выиграла тендер на его угольный разрез. Возможно, действительно, дело здесь намного глубже, и очень вероятен некий сговор чиновников и олигархов, которые в кооперации и провернули этот номер. Например, вызывает интерес деятельность банкротных управляющих, которые в виде частных фирм и физических лиц занимаются продажей имущества. В случае с «Он-Олжа» это ТОО «Малишер З.С.» и его директор Макашев (прописаны в г. Капшагай Алматинской области), которые, как оказалось, занимаются продажей имущества «обанкротившихся» (есть вероятность, что принудительно обанкротившихся) предприятий по всей стране. Есть версия, что за ними может стоять «хозяин Семиречья» Болат Назарбаев.

Марат Набиев говорит, что «не использовал политические методы» в решении своего вопроса. Когда все только начиналось, многие его работники не раз хотели выйти на акции протеста, в том числе перекрыть автомагистраль и железнодорожные пути. Однако Марат Аскенович постоянно их отговаривал, надеясь на благоприятный исход дела и до последнего надеялся на торжество справедливости. Он искренне верил, что справедливость можно найти именно в суде, недоумевал от того, что отечественная Фемида может так нагло попирать закон, на который опирается.

Сейчас вера эта еще теплится, но на прошлой неделе адвокатами Набиева был заявлен отвод всему судейскому корпусу Акмолинской области. Теперь он надеется на поддержку СМИ и общественности – в частности, в своей инициативе о создании общереспубликанского антирейдерского движения, которое призвано объединить не только пострадавших от рейдерских захватов имущества и потенциальных жертв «банкротных управляющих», но и всех активных граждан.

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн