ОБВАЛ

Похоже, Назарбаев в панике. Впервые вижу, чтобы в нерабочий день, когда мировые рынки нефти рухнули на 30%, режим так нервно и быстро среагировал.

Куча очередных обещаний, что бюджетные обязательства правительства будут исполнены, что курс тенге будет контролироваться и Национальный банк готов делать валютные интервенции. Якобы “будет обеспечен жесткий контроль за соблюдением трудовых прав граждан, включая недопущение сокращения численности работников и обеспечение своевременной выплаты заработной платы”.

Интересно, как этого правительство сможет добиться, если основные предприятия страны частные? О каких трудовых правах можно говорить, если профсоюзы не защищают интересы работников и полностью лежат под властью? А как правительство может обеспечить своевременную выплату зарплат на частных предприятиях, если они будут не в состоянии оплачивать? Из бюджета страны пойдет помощь? 

А как это будет возможно, если это запрещено законом? И тем более, ожидается недопоступление налогов в бюджет до 20% от запланированного, и бюджет страны будет трещать по швам? 

Ведь бюджет страны на 2020 год рассчитывали из расчета стоимости нефти $55 за баррель. А сейчас уже ниже $35 за баррель…

Очевидно, что ни Токаев, который ВООБЩЕ не разбирается в экономике, ни Мамин, премьер, который привык только воровать на железной дороге, не справятся с такими масштабными проблемами…

Цены на нефть рухнули до $31 за баррель. Еще в начале января цены были около $68 за баррель. То есть относительно января цены на нефть упали в 2 раза!

21 февраля цена на нефть упала до $58. Но разве потребители нефтепродуктов в Казахстане увидели такое падение цен на нефтепродукты? Более того, правительство объявило о повышении цен на нефтепродукты в связи с введением акцизов.

Почему во всем мире падение цен на нефть автоматически приводит к снижению цен на нефтепродукты, а в Казахстане этого нет?

Потому что нефтепродуктами в стране торгуют ТОЛЬКО компании /Тимура/ Кулибаева, установившего монополию на цены. Именно поэтому цены на нефтепродукты могут только расти, а не падать, как это происходит во всем мире.

Падение мировых цен на нефть приведет к резкому ухудшению жизненного уровня населения. Бюджет страны сейчас будет терять колоссальные доходы. Произойдут массовые сокращения рабочих мест в самых различных секторах экономики, которые никак напрямую не связаны с нефтью. Произойдет обвал курса тенге к доллару. А это приведет к резкому росту стоимости всех товаров.

Как спасаться людям? Что делать?

Первая моя рекомендация. Требовать от Назарбаева-Кулибаева резкого снижения цен на нефтепродукты. Минимум на 40%. Эта семья и так более 2 месяцев держит высокими цены на нефтепродукты, хотя мировые цены упали в 2 раза относительно конца декабря и начала января 2020 года. После падения цен на нефть автоматически в мире падает цена и на газ. Поэтому необходимо требовать снижения цен на нефть и газ минимум на 40%.

Это приведет к тому, что население страны меньше будет платить за бензин и газ, а это позволит перераспределить свои расходы на товары, которые неизбежно вырастут в цене после девальвации тенге.

Мухтар АБЛЯЗОВ

Прочитал заявление правительства и Нацбанка. Как и ожидал, собираются задрать ставку рефинансирования и сжигать ЗВР (золотовалютные резервы) для поддержания курса тенге. Это приведет к тому, что кредиты для бизнеса станут еще более недоступными – наступит стагнация экономического роста. А бессмысленное сжигание ЗВР для поддержания курса в конце концов приведет к самому худшему – государственному дефолту и полному краху тенге.

Я знаю, что нужно делать, но говорить это сейчас смысла нет, все равно не послушают. Пусть выплывают сами, взрослые уже мальчики. Сами нас в эту задницу завели, сами и расхлебывайте.

У нас ведь как?

  • на социальные проблемы многодетных семей обратили внимание только после известной трагедии;
  • летавшую на скотчах «Бекэйр» закрыли только после аварии и человеческих жертв;
  • склад боеприпасов в Арыси решили перевезти из населенного пункта только после его взрыва;
  • школьными туалетами заинтересовались только после изнасилования девочки;
  • поняли, что что-то не так в межнациональных отношениях только после тяжелых событий в Кордае.

Видимо, и экономические реформы скоро начнутся – так как наш корабль уже скоро сядет на девальвационную мель. Подождем, что делать. Столько лет говорили одно и то же – бесполезно. Остается только ждать.

Мои впечатления от действий правительства и Нацбанка:

1. Во всем мире во время подобных кризисов ставку рефинансирования СНИЖАЮТ, чтобы удешевить кредиты для бизнеса и населения, тем самым стимулируя экономический рост и спрос в экономике. И только наши “гении” ставку задрали сразу на 3 пункта, с 9 до 12. Это очень много и резко.

К чему это приведет? Кредиты подорожают, инвестиции сократятся, о создании новых рабочих мест можно забыть. Экономический рост, вообще экономическая жизнь замедлится.

Ставку рефинансирования поднимают в условиях слишком высокого экономического роста в целях избежания т.н. “перегрева экономики”, что опасно кризисом перепроизводства. А у нас подняли ставку в условиях надвигающегося кризиса! Это нонсенс, и это говорю не я, так гласит экономическая наука. 

Именно так ведут себя ведущие центробанки – США, Европы и Японии, можете проверить. Поэтому я считаю поднятие ставки рефинансирования в данных условиях грубой ошибкой. Хватит с инфляцией бороться только монетарными методами Нацбанка! Это как от любви задушить человека в объятиях! 

2. Нацбанк выразил готовность совершать интервенции для поддержания курса тенге. В этом случае мы потеряем часть своих золотовалютных резервов, причем БЕССМЫСЛЕННО. Держать курс валюты вечно только интервенциями еще никому не удавалось, такие игры кончаются крахом. Кроме этого, если в это же время РФ девальвирует рубль, наши производители опять обанкротятся, их вытеснят с рынка российские производители только по причине дорогого тенге. Мы это проходили в 2015 году. Это была такая бескорыстная поддержка нами России в условиях объявленных санкций. Некоторые сегодняшние “независимые” эксперты тогда работали советниками в Нацбанке и оправдывали эти вредоносные меры.

3. В условиях кризиса нельзя поднимать налоги! Именно это сейчас планирует экономический блок правительства. Нельзя опускать порог плательщиков НДС, как и повышать сам НДС! В условиях кризиса, наоборот, надо снижать налоги. Не верите мне, посмотрите на действия Трампа. Он сделал еще одну важную вещь для экономики США – пересмотрел невыгодные внешнеторговые соглашения с NAFTA, ВТО, Китаем и ЕС! А нам следовало бы выйти или хотя бы пересмотреть многие соглашения в рамках ЕАЭС!

Мұхтар ТАЙЖАН

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн