Тогжан КОЖАЛИЕВА: ПОРА НАУЧИТСЯ ДОВЕРЯТЬ и не искать «рояль в кустах»…

  • Излишне говорить, что последние президентские выборы сыграли роль детонатора гражданской активности в стране. То и дело делаются заявления о создании новых демократических сил, включая политические партии, одно из которых принадлежит лидеру движения «Хақ» Тогжан Кожалиевой, ставшая гостьей нашей традиционной рубрики «Диалог».

– Тогжан, в социальных сетях было объявлено, что Коалиция гражданских инициатив (КГИ) организовывает общереспубликанское мероприятие. Расскажите, о каком мероприятии идет речь, и какие цели оно преследует?

– Цель нашей деятельности – это усиление гражданской активности в стране. Нам нужно перестать быть в позиции «моя хата с краю, шукир, у меня все хорошо». У нас не все хорошо, раз мы не можем сделать то, на что у нас есть конституционное право.

Коротко о самом конгрессе. 23-го ноября 2019 года мы планируем проведение первого общенационального Конгресса гражданских инициатив Real Haq Alany, который пройдет в Алматы. Он нацелен на объединение всех инициативных граждан и организаций, которым необходима платформа для обсуждения важных гражданских инициатив. Не секрет, что Казахстан находится в непростом экономическом положении. Страдает экология…

– А политика? Необходимость политических преобразований?

– Конечно. Все эти вопросы насущны и затрагивают миллионы граждан. Поэтому в 2019 году инициативной группой по проведению первого Конгресса гражданских инициатив решено, что главной темой этого мероприятия будет – Качество жизни граждан Казахстана. Во всех смыслах.

На конгрессе будут обсуждаться проблемы, которые касаются каждого казахстанца. Это достойное образование детей, экологическая обстановка в крупных городах, проблемы медицинских кадров, помощь сельчанам в становлении и развитии бизнеса в сельском хозяйстве. Приглашены активные граждане, руководители неправительственных организаций, представители дипломатических миссий в РК. Обещали быть Маргулан Сейсенбай (общественный деятель, меценат, организатор инициативной группы «Концепция школы будущего»), Олжас Худайбергенов (экономист, партнер Центра стратегических инициатив), Ажар Джандосова (общественный деятель в области защиты природы), Асет Наурызбаев (финансист, экс-глава АО «KEGOC», общественный деятель в области защиты природы). На этом мероприятии мне тоже будет что сказать.

В рамках мероприятия состоятся мастер-классы по созданию и ведению краундфандинговой платформы (сбор средств, независимое финансирование) в Казахстане. Ведущая мастер класса Азиза Утегенова – основатель Start-time.kz, на сегодняшний день самой успешной краудсорсинговой платформы в стране. Своим опытом продвижения гражданских инициатив в Казахстане и за рубежом поделится Ирина Медникова (руководитель ОФ «Молодежная информационная служба Казахстана»), многие другие.

Можно ли ожидать, что на таком масштабном мероприятии, в котором планируется участие двух тысяч делегатов со всех регионов республики, будет объявлено о создании партии «Хак»? Ситуация подходящая.

– Мы объявим о инициировании создания партии сегодня, в среду 13 ноября, поскольку конгресс – не политическое событие. Его цель – образование и нетворкинг гражданских активистов.

– Кстати, сделанное вами объявление в социальных сетях о создании партии «Хак» вызвало многочисленные версии и широко обсуждается. По мнению ряда экспертов, за вашей партией могут стоять учредители, поддерживающие политику религиозного толка. В этой связи хотелось бы знать о целях и задачах будущей партии?

– Қазақша айтайын: далбаса сөз, оттамасын! Во-первых, нашей Конституцией запрещено создание партий по религиозному или национальному принципу. Во-вторых, нашему обществу пора уже научится доверять и не искать «рояль в кустах». В обществе уже давно назрели настроения на политическую самоорганизацию. Мы не бараны, которым обязательно нужен пастух, куда-то гонящий отару. Власть и «оппозиция» делают одну и ту же работу, сея раздор и недоверие друг к другу, лишь бы народ не шел в никакую политику. Мы – объединение людей нового формата, у которых нет личных амбиций на должности. Мы сами по себе. За нами лишь желание жить нормально в свободном и прогрессивном государстве.

– Однако не можем не задать «избитый» вопрос – ваш ответ тем, кто считает, что за вами стоит один из идеологов ваххабитского течения ислама, ваш деверь, депутат мажилиса Бекболат Тлеухан...

Кто сказал, что он идеолог этого течения ислама? Где-то по этому поводу высказывались наши богословы? Все казахи придерживаются ханафитского толка ислама. Тлеуханы не исключение. Хочу спросить у тех, кто ставит на нас клеймо, что мы представители какого-либо религиозного течения – вы казах? Ваш сын или муж обрезан? Вы «бисмиллях» никогда не произносите? А «шукур»? Қазақтың арасында «мен мұсылман емеспін» дейтін адам бар ма? Біз де солаймыз. У депутат-аға свои политические взгляды, у меня – свои. Замуж я вышла в 39 лет уже состоявшимся, со своими жизненными приоритетами человеком.

– Понятно, что пчеловоды и филателисты не создают себе отдельную партию. Любая партия преследует одну цель – прийти во власть либо влиять на политические решения в стране. Какую цель преследуете вы?

– Мы хотим власти и прямо это заявляем! Хотим быть представлены везде: в мажилисе, маслихатах, правительстве, как глава государства. Зачем нам это нужно? Чтобы навести в стране порядок. Чтобы во власть пришли честные государственники, для кого имеют значение слова «Халыққа Адал Қызмет». Кстати, это и есть расшифровка слова «ХАҚ». Нашему народу давно не хватает той власти, которая истинно служит народу. Народу, а не себе!

– Направленность вашей партии будет оппозиционной, или же она пойдет на компромисс с властью, чтобы общими усилиями достичь изменения политической системы?

– Мы всегда заявляем и будем заявлять, что мы за диалог. Диалог возможен. Это неверно, когда говорят, что надо сносить всех наверху. Многие государственные служащие – это просто машина, которые лишь исполняют техническое задание сверху. Но можно сделать так, чтобы машина начала давать сбой и продолжила работать только на благо. Главное политическая воля. Такая же проблема была и в Грузии, и в Украине. Эти страны быстро меняются. Как показывает мировой опыт, для запуска перемен нужно всего год. В одной стране прошли через революцию, в другой – через выборы. В одной стране уже невозможно было договориться, в другой – народ сам выбрал новый путь. Это и для нас пример.

– Заявившие о себе после президентских выборов независимые наблюдатели 10 ноября провели съезд по инициированию общереспубликанского референдума. Поддержали ли члены КГИ это демократическое начинание?

– КГИ и ХАК поддержали проведение данного собрания, и наши делегаты участвовали в его проведении.

– Вы от имени КГИ участвовали в мероприятии, организованном головным офисом ОСДП. Кто из представителей гражданского общества, кроме вас, принял в нём участие?

– Представителей было не так много. По два-три человека от организации: мы, Альянс наблюдателей и Независимый профсоюз.

– Наряду с партией «Хак» инициируются создание еще нескольких партий. На ваш взгляд, какова природа подобной активности?

– Я уже сказала, что сейчас время такое. Появятся еще несколько новых инициатив. Народ хочет перемен и готов к ним. Эту волну уже не остановить какими-либо пиар- и полит-технологиями, репрессиями. Партий должно быть много. Ранее, когда по закону партии могли образовываться с численностью 3 тысячи человек, то у нас было 19 партий. В Кыргызстане 240 партий, из них активные 20. Данный факт должен быть примером для нас. Власти не нужно бояться партий и пытаться регулировать их деятельность. Народ мудр и сам выберет, каким партиям быть или не быть.

– Кстати, есть экспертное мнение о том, что конкуренция между новыми партиями станет делом рук политтехнологов из Акорды. Что вы думаете по этому поводу?

– Это технологии и Акорды, и КНБ, Аблязова, зарубежья. Это нормальный процесс. Все это сопряжено с желанием власти. Так во всем мире. Партии – это власть. Власть всегда притягательна.

– Если как минимум две новые партии будут зарегистрированы, значит, они получат возможность пойти на парламентские выборы с независимой программой. Не приведет ли это к тому, что таким образом голоса протестного электората будут размыты, и добиться общей цели по изменению политической системы в стране не удастся?

– Многопартийность – это хорошо. Если две оппозиционные партии пройдут в маслихаты и мажилис, то они, сплотившись во фракцию, могут стать блокирующей силой. И это хорошо. Голосуйте за наших! Никто во власти не даст одной партии больше, чем 7%. А если две или три пройдут, то это будет уже 14 и 21%. Просто не голосуйте за партии из «прошлого». Вот и весь секрет. У нас вечная борьба «кокпар» меж собой. Необходимо научится идти вместе к общей цели. Нужно перестать обвинять и подозревать друг друга. Мы же не глупцы, чтобы не понимать простых вещей – только объединившись, мы получим возможность изменить страну. Иначе так и останемся в нынешнем беспросветном положении.

Спасибо за интервью! Желаем удачи в ваших начинаниях!

Азамат ШОРМАНХАНУЛЫ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн