ТУЧИ СГУСТИЛИСЬ… над «скромным сенатором»?

  • В конце прошлой недели СМИ облетела новость о начале расследования в отношении экс-руководителя службы специальных прокуроров генпрокуратуры РК Олеси КЕКСЕЛЬ. «Эксперты» по внутриэлитным разборкам сразу же заявили об угрозе, нависшей над бывшим генпрокурором Кайратом КОЖАМЖАРОВЫМ и его командой. Другие увидели в этом чистку рядов главного надзорного органа. А третьи приготовились наслаждаться «дракой пауков в банке».

Однако тут не все так просто, и чтобы это понять, нужно разобраться в деталях и усвоить одну вещь: возбуждение уголовного дела – это лишь верхушка айсберга, о который разбивались, казалось бы, непотопляемые крейсера из флотилий тех или иных ФПГ.

Повод всегда найдем

Итак, информленты запестрели сообщениями о начале расследования в отношении Олеси Кексель (фото) и члена следственно-оперативной группы ГП Бауржана ГАББАСОВА по статье 146 (часть 1) УК РК («Умышленное причинение физических и (или) психических страданий, совершенное следователем с целью получить от пытаемого или другого лица сведения или признания»). Поводом для этого послужило заявление директора ТОО Energo Ерлана НАБИЕВА, проходящего по «невзрачному» делу бывшего вице-министра энергетики Анатолия ШКАРУПЫ, о применявшихся к нему пытках во время следствия. Кстати, его адвокат Хамида АЙТКАЛИЕВА заявила о невиновности своего подзащитного и попросила суд прекратить уголовное дело ввиду отсутствия состава преступления.

Впрочем, многие подобные дела характеризуются такими заявлениями и ходатайствами. Причем часть из них, о которых в том числе писал и пишет «DAT», действительно строилась на, мягко говоря, сомнительных доказательствах, выбитых показаниях и лжесвидетелях. Удивительно на этот раз было другое. Многие узнали о том, что начались судебные слушания по делу вице-министра Шкарупы, громко арестованного ровно год назад, только из сообщений о начале досудебного расследования в отношении г-жи Кексель. Безусловно, это процесс проходящим не назовешь, по потенциалу он тоже обещает быть «громким» (тем более, нарушения по отношению к подсудимым продолжают фиксироваться), но как-то удивительно, что обычное в таких случаях заявление о принуждении к признанию практически мгновенно было принято в оборот.

Можно привести огромное количество фактов, когда подобные ходатайства попросту игнорировались судом или они признавались «не соответствующими действительности». А тут… Именно это обстоятельство позволило прийти к выводу, что исключение для г-на Набиева сделали не просто так. Это был повод для «наезда». Причем, не столько на саму «грозу коррупционеров», как в прессе называли Кексель, сколько на ее всесильного покровителя Кайрата Кожамжарова, ныне скромного сенатора. Скорее всего, этот «тонкий намек» был понят, и уже предпринимаются некоторые действия с его стороны и стороны его команды.

Команда Кожамжарова

Интересный факт: назначение Кожамжарова сенатором (читай, почетным пенсионером с большими привилегиями и депутатской неприкосновенностью) было произведено Нурсултаном НАЗАРБАЕВЫМ за пару часов до своей отставки. Накануне, 18 марта, он снял Кайрата Пернешевича с должности генпрокурора «в связи с переходом на другую работу». Эти факты немного «замылились» на фоне последующих событий. Потому потихоньку из генеральной прокуратуры стали уходить люди Кожамжарова и люди его людей.

Громко, с подобающим медийным сопровождением, ушла только Олеся Кексель – в мае она вдруг подала заявление по собственному желанию, а следом появились сообщения, что она материализовалась в одной из европейских стран (Германии) и уже успела подать на ВНЖ. Недавно выяснилось, что кресло главного транспортного прокурора «по-тихому» покинул Максат ДУЙСЕНОВ, который в годы апогея «шефа» в финполиции возглавлял ее Алматинский «филиал». Следует добавить, что этот тот самый Дуйсенов, чей родной брат проходил по «Рахатгейту» (запомнился, как «банщик» в резиденции Рахата АЛИЕВА), но «по состоянию здоровья» избежал суда и наказания.

Другим членом команды Кожамжарова называют Талгата ТАТУБАЕВА. До последнего времени он возглавлял службу уголовного преследования генпрокуратуры, а до этого дорос даже до главы нацбюро по противодействию коррупции (переименованного, но не изменившего своей сути финпола). Вообще, по информации наших коллег из газеты «Время», после смены генпрокурора из главного надзорного ведомства ушли или пытались уйти около 100 сотрудников. Возможно, для кого-то из них уготована роль «козла отпущения», как, например, в отношении бывшего советника генпрокурора Куралбека РАХМЕТОВА и следователя ГП Михаила РЕШЕТОВА, которые в прошлом месяце были осуждены по той самой 146-ой статье. Или тот же Габбасов может «взять огонь на себя». Но вряд ли в жертву могут отдать кого-то из приближенных Кайрата Пернешевича, хотя от него самого всего можно ожидать.

Хоргос, еще Хоргос

Неким «внештатным» членом команды Кожамжарова одно время был Талгат МАХАТОВ (фото), запомнившийся публике как агент «Саныч» – доблестный и бескорыстный разоблачитель «Хоргосского дела». Однако пару лет назад он сам попадал под следствие (и даже находился под домашним арестом) – по обвинению в убийстве одного из ключевых свидетелей по этому «самому громкому коррупционному делу». Этой личности можно посвятить целый цикл материалов, но мы ограничимся лишь ее причастностью к «Кайреке».

Махатов был фигурантом расследования, которое вела «контора» по «Хоргосу». Дело получило кодовое название «Караванщики» (рассекречено после того, как его передали в объединенную группу под покровительством генпрокуратуры и с монополией финпола). Судя по материалам дела, Махатов был «контролером» от финпола, через которого шли денежные потоки непосредственно от «больших» контрабандистов, в том числе от Талагата КАЙРБАЕВА. Но «Саныч» еще во время следствия успел сдать «комитетчикам» и Кожамжарова с Дуйсеновым, рассказав Госману АМРИНУ (на тот момент зампред КНБ), что Кайрат Пернешевич рассчитывает после триумфального завершения «Хоргосского дела» занять кресло главного чекиста, а оттуда со временем перебраться и в Акорду. Следует напомнить, что в это время в Кремле хозяйничал (или делал вид, что хозяйничает) его однокашник Дмитрий МЕДВЕДЕВ.

Но потом, судя по всему, Махатов опять «переобулся». Он вдруг заявил, что его похитили комитетчики, а некоторые их тех, кто вел расследование по «Караванщикам», вдруг сами оказались «контрабандистами» и в итоге попали на скамью подсудимых. Среди них был полковник КНБ Талгат (да, в этом деле сплошные «талгаты») ЖАКАЕВ, получивший 17 лет, недавно вышел на свободу, заплатив за «неотсиженные» года весьма символическую пошлину в 2 миллиона тенге (по 1 МРП за каждые 4 суток). Понятно, что эта привилегия дается не каждому, а само освобождение было бы невозможным, если бы Кожамжаров был столь же влиятельным, как и прежде. В этом смысле еще больше показателен выход с зоны другого «клиента» парочки Кожамжаров-Кексель – Куандыка БИШИМБАЕВА.

Все рассосется?

Означает ли это, что бывшему главе финпола могут припомнить «Хоргос»? Ведь комитетчики не те люди, чтобы прощать прошлые обиды, и всегда готовы к реваншу. Все это зависит от того, насколько плодотворно поработают «медиаторы». Ведь, кроме российской «подмоги», у Кайрата Пернешевича на своих оппонентов по политической междоусобице есть масса козырей. И это, надо полагать, очень качественный компромат, который позволит «любого за руку отвести в тюрьму». Причем, не только в казахстанскую.

Но стоит отметить, что в отношении Кожамжарова и его команды вели расследование и отечественные журналисты. Дальше всех пошла Гульжан ЕРГАЛИЕВА (фото) и ее достопамятный медиа-сайт «Гульжан.Орг», на котором еще в 2011 году появилась информация о банковских счетах (на сумму более 17 миллионов долларов) и элитной вилле в Эмиратах, записанных на имя Салтанат АХАНОВОЙ, матери детей Кайреке. Тогда супруги начали войну против медиа-ресурса и выиграли ее при помощи «левосудия». Однако через пару лет на том самом процессе по «Хоргосскому делу» всплыла как раз упомянутая сумма, как оплата контрабандистами «услуг» финполиции. Действительно, не бесплатно же «Кожамжаров и Ко» разоблачали это дело!

На этот раз просто так обелить себя г-ну Кожамжарову вряд ли удастся. Уж очень многим он в этой стране насолил. И не только в этой. По некоторым данным, его имя вот-вот может попасть в казахстанский аналог «Списка Магнитского». Кроме этого, могут вспомнить и его президентские амбиции – тем более, по некоторым слухам, он мог быть заподозрен в заговоре с «врагами народа», как внутри страны, так и за ее пределами.

Чем все это может закончиться, сказать сейчас трудно – почти невозможно. Есть вероятность настоящей войны с привлечением всех средств, в том числе и иностранных идеологических «орудий». Тогда могут полететь такие головы, что простые граждане не будут успевать следить за событиями. Но с большей долей вероятности стороны придут к консенсусу. Даже если кто-то из команды Кожамжарова и понесет наказание, то это нельзя будет назвать «торжеством справедливости». Ведь система будет оставаться все той же, а если добрый коррупционер победит злого коррупционера, то простым гражданам от этого будет мало прока. Основа режима -круговая порука – быстро залатает порванные места, до новых столкновений.

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ,

специально для «D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн