Уалихан КАЙСАРОВ: «Назарбаевский курс» ПРИВЕЛ К НАСИЛИЮ над собственными гражданами

Уалихан мырза, народ услышал первое послание второго президента. Был ли у вас интерес отыскать где-нибудь его текст?

Да, конечно! Интерес непременно возник сразу. Но все-таки самый огромный интерес возникает уже при тщательном и скрупулезном изучении самого опубликованного текста послания. Вы, в силу своего профессионализма, прекрасно понимаете, что такие речи президента любой страны мира, и Казахстан здесь не исключение, являются важными внутри– и внешнеполитическими материалами. С одной стороны, внутри страны их изучают все государственные чиновники, политики, оппозиционные партии, экономисты, политологи и другие государственные и общественные деятели. С другой стороны – это также важный документ и для внешних заинтересованных сторон.

Отличается ли его содержание от послания Назарбаева? Некоторые наблюдатели отмечают, послание напоминает очередные поручения правительству, как было и при Назарбаеве.

– Конечно, отличия от прежних посланий есть. Но, к сожалению, по содержанию и форме они малозаметны. Тем не менее, было заметно отсутствие хвалебных речей в отношении самого себя любимого, восхищения своей конгениальностью и исключительностью. По крайней мере, нас не пытались убедить в так называемой собственной исторической миссии и божественности, как это можно было наблюдать ранее. Одним словом, в послании уже не так заметны были хвастовство, уверенность в своей непогрешимости и самовозвеличивание.

В остальном, соглашусь, послание действительно напоминало очередное поручение правительству и прочим государственным органам, которые так часто раздавались бывшим президентом страны. Второму президенту пока так и не удалось сбросить стереотипы старого мышления. Следовательно, оценка и подходы к стратегическим и иным важным государственным и общественно-политическим вопросам в стране остаются по-прежнему ошибочными. Если этот стиль будет сохраняться и дальше, то все накопившиеся проблемы вместо их устранения будут только усугубляться.

Если к этому добавить преступную халатность многих правительственных учреждений и высокий уровень коррупции, то с полным основанием можно утверждать, что второй президент пока явно не замечает угрозу национальной безопасности стране и самому существованию Казахского государства, которое он получил в наследство от предыдущего президента. Так уж устроена та политическая система, которая была создана бездарным и малограмотным управлением страной в прошлом. Тотальная коррупция, семейственность и клановость продолжают свой победный марш по всей стране. Пока ни конца, ни края этой политической системы не видно. Да, и новый руководитель государства за всё время своего президентства так и не попытался продемонстрировать нам свои попытки её демонтажа.

А у части населения до сих пор, с момента избрания Токаева президентом, было ожидание, что возьмет он и разнесет в пух и прах существующую политическую систему. Однако независимые эксперты отмечают, что в своем послании президент Токаев в очередной раз подтвердил курс елбасы – «назарбаевская модель – путь развития страны». Что для вас означает эта модель?

– Абсолютно согласен с вами! Мы знаем, что много миллионов людей на последних президентских выборах проголосовали против Касым-Жомарта Токаева. Но были и те из числа наших сограждан, которые, все-таки отдали свои голоса за него. Таким образом, Токаев, наверняка, прекрасно понимает, что миллионы людей в своё время возложили на него свои кровные и последние надежды. Они явно ожидали от него нового курса, в котором нет возврата к старому «барахлу». Люди четко видели и однозначно для себя понимали, что «назарбаевский курс», его модель и стиль управления в итоге практически парализовали экономику, политическую систему и демократию в стране. «Назарбаевский курс» привел к насилию над собственными гражданами, лишению их политических прав и свобод, значительно ухудшил их экономическое положение. Ярким подтверждением тому является заявление самого Токаева в своем послании, что численность населения, обратившегося к государству за пособиями по нищете за пять лет, увеличилась с 78 тысяч до 1,4 миллионов людей. Причем, отклонили из числа обратившихся всего 22 тыс. заявлений граждан. Значит остальные-то действительно стали нищими в самой богатой стране мира в пересчете на численность её жителей. Хотя при нашей существующей системе оценки уровня бедности и эта цифра в 1,4 млн. человек представляется явно заниженной.

Многие из голосовавших за Токаева до сих пор продолжают безнадежно надеяться не только на него самого, но и на положительные изменения в стране, на демонтаж старого прогнившего государственного строя. Однако, нужно хорошо понимать, что прогнила не только система управления государством, но и все, кто в этой системе находился. Поэтому, ожидать самообновления системы нам вряд ли стоит. Ссылки Токаева на бывшего президента Назарбаева и приверженность «Назарбаевскому курсу» не только на словах, но и на деле, являются тому ярким подтверждением.

«Назарбаевская модель» развития страны на самом деле представляет собой самую неудачную модель, которую мне когда-либо приходилось встречать или изучать. Она полностью показала свою неэффективность и пагубность при любых условиях. И в условиях низких цен на энергоносители, и в условиях высоких цен на них. Она оказалась никчемной и в условиях демократии, которая у нас ещё была до 1993 года, и в условиях её отсутствия. Трудно представить что-то более вредоносное, потому что эта система подразумевает под собой только лишь одно: тотальное господство коррупции, узурпацию власти с её последующей трансформацией в авторитаризм и личную диктатуру, правовой беспредел и передел экономики на сферы влияния между своими приближенными.

Что для меня означает эта модель? Она для меня означает распродажу национальных интересов страны, потерю государственности и кончину нации. Единственный разумный и реальный путь – это демонтировать её собственными силами, не полагаясь уже ни на кого.

Как вы думаете, может быть Токаев озвучит свое политическое намерение 6-го сентября на заседании Национального совета общественного доверия?

– У него уже было достаточно времени и возможностей сделать это и раньше. Конечно, я даже не сомневаюсь, что на Национальном совете Токаев попытается каким-то образом обозначить «свою» политическую линию. Но думаю, что по факту она будет не его собственной, а только лишь продолжением кое-кем заранее начерченной. Чем больше проходит времени, тем больше я укрепляюсь в своей вере в полном отсутствии самостоятельности у Токаева и марионеточном местоблюстительстве ханского трона.

Искреннее желание проявить хоть малейшую самостоятельность в выборе собственной политической линии было бы, например, заметно, если бы состав Национального совета значительно отличался от нынешнего. А так, в подавляющем своем большинстве, это все свои подставные люди, прикормленные «блогеры», «политологи», разного рода политиканствующие подхалимы и приспособленцы. Для того, чтобы это уже совсем не выглядело очевидным фарсом, в состав Национального совета включили лишь незначительное количество действительно достойных и общепризнанных в стране авторитетов. Но поверьте мне, они в меньшинстве, и их голоса, как всегда, будут забаллотированы.

Надо признать, что по большому счету со стороны Токаева это было послание социальных инициатив. Но в условиях кризиса экономики, когда казна государства совершенно пуста, когда власть вынуждена обдирать народ еще одним 5-ти процентным налогом от заработка, осуществимы ли социальные планы президента?

– Да, конечно, все эти планы осуществимы. Но только номинально. Прошу особо обратить внимание на это слово – номинально. В послании есть несколько важных моментов. Например, говорилось лишь о номинальном росте доходов, а не о реальном. Поверьте мне как экономисту, что это хоть и взаимосвязанные, но совершенно разные экономические категории. Необходимо знать, что номинальный рост доходов не обязательно подразумевает реальный рост доходов, например, заработной платы. Рост инфляции или очередная девальвация могут рост одного показателя дезавуировать значительным снижением другого. Иными словами, номинальный рост зарплаты на 25 процентов совсем не исключает её фактическое реальное снижение даже на 50 процентов. Любой человек, имеющий достаточное экономическое образование с легкостью может это подтвердить.

Так что, если бы Токаев в своем послании вместо слова «номинальное» сказал бы «реальное», то тогда, возможно и стоило бы искать источники финансирования для роста зарплаты. А поскольку этого не было сделано, то можно с уверенностью предположить, что это произойдет либо через эмиссию (печатание ничем не обеспеченных денежных знаков или их электронную эмиссию), либо через девальвацию, либо через очередные внешние заимствования, например, у Китая.                      

Кроме того, в послании не указаны источники финансирования и других инициатив президента. А его предложение использовать пенсионные деньги на текущие нужды вряд ли прошли достойную экспертную оценку. У меня сразу возникло много вопросов по этому поводу. И о возможных негативных последствиях этого и других предложений практически ничего не было сказано.

Что на самом деле означает рост зарплаты с 2020 года на 25 процентов у учителей в номинальном выражении? Вам не кажется, что это очередная «игра» перед выборами, найти «путь к сердцу учителей»?

– На первую часть вашего вопроса я фактически уже ответил в предыдущем ответе. А вот то, что касается возможной предвыборной многоходовки, то тут сложно не согласиться с вами. Я уже давно никогда не верю Назарбаеву во всех его политических выступлениях и речах. У меня сложилась твердая уверенность, что если что-то говорится со ссылкой на Конституцию или звучат какие-либо заверения в чем-то, то все должно произойти с точностью до наоборот. Я уже разучился верить Назарбаеву, невзирая на то, что и где бы он ни говорил. Поэтому, я твердо уверен, если он сказал, что досрочных парламентских выборов не будет, то это значит, что нас реально хотят ввести в заблуждение. А значит, всем нам следует готовиться к ним уже в самые ближайшие сроки. К сожалению, у меня не получилось составить ему иной политический портрет, как бы я того ни желал.

Что касается «пути к сердцам учителей», то мне кажется, что их вообще никогда не считали за людей. В переносном смысле, конечно. Они всегда были и остаются самой бесправной категорией населения. Особенно сильно это заметно в аулах. Ведь там кроме бюджетного финансирования у людей зачастую отсутствуют возможности для содержания семьи. И власти всегда цинично использовали и продолжают использовать это обстоятельство в своих корыстных политических целях и интригах. В настоящий момент уже остро стоит вопрос не столько о лояльности отдельных учителей к власти, сколько об учительском контингенте в целом.

“Поручаю правительству до конца года проработать вопрос целевого использования работающими гражданами части своих пенсионных накоплений, например, для покупки жилья или получения образования”, – сказал президент. Неужели у простых граждан части пенсионных накоплении хватит для покупки жилья?

Одной из главных ошибок в этом вопросе является непонимание многих экономических процессов. Добиться доступности жилья нельзя простым увеличением количества наличности на рынке. Возможность изъятия гражданами своих пенсионных активов неизбежно приведет к такому результату. Это, в свою очередь, элементарно повлечет за собой лишь скачок цен на недвижимость. Так за последние семнадцать лет рост цен на недвижимость в Астане составил примерно 1700 процентов. Или в семнадцать раз, причем, в долларовом исчислении. В тенговом исчислении, если мне не изменяет память, почти в 80 раз. В других городах ситуация примерна такая же.           

Невозможно сократить разрыв между спросом и предложением ничем иным, как только вводом в строй нового жилья. А вот с этим у нас большие проблемы. Согласно нормативам, только лишь для поддержания уже существующего разрыва между спросом и предложением в Казахстане, как минимум, в год должно вводится в эксплуатацию свыше 18 млн.кв.метров жилья. Из расчета 1 кв.м. на одного жителя. Мы же отстаем от этих нормативов больше, чем в полтора раза. Это в свою очередь неизбежно приведет не только к дальнейшему росту цен на жилье, но и на дальнейшее отставание в обеспечении населения жильём. А обеспечение населения достойным жильем – одна из важнейших конституционных обязанностей государства, между прочим.

Не лучше складывается ситуация и с получением образования в стране. Конечно, в профтехобразовании существуют огромные сдвиги вперед. Но, сравнивая духовные ценности, уровень развития демократии, экономики, политики, возможность своего карьерного роста и в итоге возможности на пути к самореализации, значительная часть нашего золотого генофонда покидает свою страну. В силу своей молодости, безудержного стремления к свободе и уважению своей личности они находят в себе силы сделать этот непростой, а иногда и отчаянный шаг. В разбазаривании своими национальными талантами я вижу полную бездарность «назарбаевского курса» и всего тридцатилетнего его правления. Жаль, что Токаев взял курс на продолжение такого же тупикового пути. В чем сам же публично и признался.

Если посчитать суммы дополнительного финансирования всех поручений президента правительству в этом послании, осилит ли правительство Казахстана такое ассигнование в условиях кризиса экономики?

Трудный вопрос. Если предположить, что цены на энергоносители не начнут расти, то есть лишь три источника покрытия всех запланированных расходов. Если задействовать механизмы по сокращению огромного количества лишних государственных затрат, ликвидировать многие неэффективные нацкомпании (их у нас около 1 тыс.), реально повести борьбу с коррупцией, освободить МСБ от излишнего гнета, либерализовать налоговое администрирование, таможенное и валютное регулирование, то одну треть получить вполне возможно. Однако, для покрытия второй трети расходов, я думаю, им без китайских кредитов уже вряд ли обойтись. Ну и, наконец, последняя статья покрытия бюджетного дефицита – включение печатного станка и девальвация национальной валюты. Так что, как ни крути, все равно к этому придем.

У нас в стране, как только объявляют о росте зарплат или пенсий, то цены начинают расти сразу же на следующий день. Многие уже давно высказываются в том смысле, что не надо поднимать зарплату и пенсию, лучше сделайте так, чтобы не росли цены и тарифы.

– Так просто не получится. Наше руководство всегда стремится руководствоваться не классическими законами рынка, а политическими соображениями, поэтому оно всегда пытается зарегулировать саморегулируемые рыночные процессы. Саморегулируемые процессы потому и называются саморегулируемыми, что как бы вы ни пытались на них влиять, они все равно будут регулироваться согласно собственным законам. Это законы природы и общественно-экономического развития.                                                       

Беда наших руководителей заключается в том, что они в силу своего преклонного возраста до сих пор находятся под влиянием школы плановой экономики, присущей старой советской партийной системе госуправления.   

Например, почему в Германии цены не растут уже почти семнадцать лет? А потому что там грамотные руководители. И хоть Ангела Меркель является выходцем из Восточной Германии с коммунистическим прошлым, она всё же окружила себя людьми, разбирающимися в экономике лучше её самой. Она сумела разобраться во всех тонкостях двух экономических систем и сделала правильные выводы. У нас же наоборот. Наш руководитель возомнил себя гением всех времен и народов, самым талантливым руководителем и окружил себя такой же серой массой никчемных «экономистов» или казнокрадов, лично преданных своему вождю. Одним из талантливых менеджеров и экономистов был Акежан Кажегельдин, да и то его вынудили покинуть свою страну под угрозой расправы – за наличие ума, таланта и принципиальности.

Если не пытаться вмешиваться в законы рынка, то и не было бы необходимости повышать пенсии, зарплаты, пособия и т.д. В то же самое время цены могли бы остаться еще на уровне 1999 – 2000 годов. И доллар у нас, вполне стоил бы сегодня так же, как и турецкая лира – около 6,5 тенге за доллар.

Насколько у президента хватит сил и времени сдерживать социальное напряжение? Прибавьте сюда полное отсутствие доверия к властям по стране в целом. Не думаете ли, что в итоге лозунг власти «сперва экономика, потом политика»» сработает ровно наоборот?

– Хочу заметить, что экономика и общество развиваются по своим законам. И кто бы ни пытался внести в них свои поправки, они будут обречены. Нельзя ставить экономику впереди политики, так же, как и политику впереди экономики. Это две ноги одного целого тела. Чтобы идти дальше после первого шага, нужно обязательно сделать шаг другой ногой. Развитие страны – это долгий и длительный путь. Двигаться по нему можно лишь опираясь на обе ноги одновременно и поочередно их переставляя. Например, нельзя нормально развивать бизнес в стране, не создав атмосферу доверия к законам, власти и правосудию. Нельзя сформировать работоспособный и эффективный парламент, лишив граждан страны права на волеизъявление или фальсифицируя итоги голосования. В этом случае ни экономика, ни политика не выходят на первые роли, и личные интересы одного человека, находящегося у власти, начинают овладевать его сердцем и умом. Всё в стране начинает подчиняться лишь этой цели. В такой ситуации положительным политическим преобразованиям не дают ни малейшего шанса и хода. И, как следствие, стагнация в экономике, коррупция и авторитаризм становятся неизбежными.

Вы являетесь членом ОСДП, которая пока остается единственной легальной оппозиционной партией в стране. 6 сентября партия намерена провести свой внеочередной съезд. Что вы бы посоветовали своим соратникам в преддверии политического сезона?

– Я бы прежде всего пожелал всем своим однопартийцам крепкого здоровья, стойкости духа. Конечно же, я желаю всем нам единства, сплоченности и веры в торжество идеалов свободы, равенства и справедливости для каждого и для всех.                 

Далее, полагаю, что нужно переименовать партию и провести переизбрание её руководящего состава. Есть смысл пересмотреть некоторые положения устава. В связи с резко изменившейся ситуацией внутри партии, в стране и в мире нужно полностью заново пересмотреть программу уже обновленной партии. Учесть текущий момент, изучить слабые стороны действующей власти и обнажать их как можно чаще и шире. Люди должны убедиться в нашей способности разбираться в экономических и политических вопросах. Причем не только внутри страны, но и во всем мире. Предлагаю разработать собственную партийную концепцию государственного строя, начиная с нового варианта демократической Конституции. В ней не должно быть места всем мечтателям узурпации власти или единоначалия.

Страна, по всей видимости, должна приобрести парламентскую форму правления и стать республикой. Затем всё это можно будет выносить на широкомасштабное обсуждение не только внутри партии, но и среди всего населения. Ведь вскоре нашим согражданам предстоит принять участие в следующих парламентских выборах. И в зависимости от того, какой выбор они сделают, насколько добьются честности этих выборов, по такому сценарию и пойдет дальнейшее развитие страны.

– Спасибо за столь обстоятельное интервью!

Бахытгуль МАКИМБАЙ,

«D»

Республиканский еженедельник онлайн