ЧТО И КТО СТОИТ ЗА МАНЗОРОВЫМ?

Таинственный арест и громкое возвращение на работу заместителя акима Алматинской области Багдата МАНЗОРОВА наделали много шума в социальных сетях. Еще больший шум, не так заметный в обществе, разразился в верхних эшелонах власти. Кто-то уже разразился скандальными заявлениями, кто-то молча пытается выйти из создавшегося положения, а кто-то просто наблюдает, пытаясь «разрулить» ситуацию. Действительно, это не рядовой случай, показывающий самую суть происходящего в тех самых эшелонах.

  • Вместе введения

Наверное, не стоит пересказывать всю эту историю, но напомним лишь основные ее моменты – оказавшиеся «на поверхности». Для начала необходимо отметить, что Багдат МАНЗОРОВ из тех управленцев, кому можно поставить твердую «четверку» по народному рейтингу – реальному, а не «нарисованному». И это даже со скидкой на то, что граждане у нас априори не доверяют чиновникам такого масштаба.

Прежде всего, Манзоров проявил себя в качестве акима вновь созданного (в 2008 году) Алатауского района Алматы. Он выступил в статусе некоего кризис-менеджера (после шаныракских событий), за девять лет работы превратив район в динамично развивающуюся часть мегаполиса. Причем, это не только из-за солидных инвестиций, но и потому, что он всегда шел на контакт с населением – еще задолго до того, как об этом сказали президенты (и первый, и второй).

Другим алматинцам он запомнился по деятельности на посту руководителя управления государственного архитектурно-строительного контроля города. В первую очередь, из-за того, что максимально упростил процедуру узаконения строений, а также вплотную занялся сносом незаконных построек. Впрочем, последнее могло кому-то не понравиться, да и должность была «лакомая» – возможно, поэтому Багдат Сайланбаевич долго на ней не задержался. Ровно через год он стал заместителем акима Алматинской области, вернувшись в родной Талдыкорган, для которого тоже сделал много полезных и запомнившихся населению вещей. Здесь нужно отметить, что это не оправдание Манзорова – просто факты.

Через пару месяцев после этого и стало известно о задержании замакима. Причем, эта новость сразу же начала сопровождаться занимательными «подробностями». В частности, вместе с официальным сообщением об этом задержании в соцсетях некто оперативно распространил видео с мешками денег в разной валюте (в том числе, в рублях), которое в итоге, как оказалось, относится к совсем другому аресту – полковника ФСБ в РФ. Вряд ли это проказы какого-то сетевого шутника, которому делать было нечего – налицо преднамеренная попытка дискредитации чиновника. Впрочем, это не удивительно – сотрудники финпола редко были замечены в соблюдении презумпции невиновности.

А что касается конкретно дела Манзорова, то примечательно заявление первого зама антикоррупционной службы Олжаса Бектенова, уточнившего в отношении задержанного: «В настоящее время он содержится в изоляторе временного содержания, рассматривается вопрос о конкретной квалификации его деяний, по какой статье Уголовного кодекса он будет обвинен и какая к нему будет применена мера пресечения».

То есть, его сначала поместили в СИЗО, а потом стали думать – что бы такое ему предъявить? Что касается «мошенничества в особо крупном размере», о котором упомянули «финики», то ничего конкретного сказано не было – даже намеков.

Через три дня в акимате Алматинской области заявили, что Манзоров находится на больничном, потом он ушел в отпуск без содержания, а до официальной санкции на арест, судя по всему, дело так и не дошло. В конце прошлой недели замакима вернулся на рабочее место, в генпрокуратуре заявили, что посчитали задержание незаконным и пообещали наказать виновных. Сами же «виновные» поспешили возразить, отметив, что прокуроры помешали расследованию, изъяв дело заместителя акима.

  • Финпол начинает нервничать

Отметим, что до последнего времени наши прокуроры считались чуть ли не союзниками финполовцев – это прослеживалось еще со времен Калмурзаева. Уже этот факт говорит о неоднозначности происходящих событий, которые еще далеки от развязки. Конечно же, теперь антикоррупционщики будут бороться за честь мундира, хотя, забегая вперед, можно сказать, что битва уже заведомо проиграна. В этой части интересно только то, кого признают виновным в скандале. Ведь дело не только в том, что Манзоров несколько дней находился в СИЗО, но и в том, что это событие стало ярким проявлением междоусобиц во властной элите, развернувшихся в последнее время с новой силой.

Конечно, это только версия, однако нужно учитывать, что без санкций высокопоставленных чиновников здесь не обошлось. В такой ситуации даже сам Манзоров мог стать не столь важной фигурой – по сравнению с тем, какие силы могли вступить в борьбу. Прежде всего, это касается главного антикоррупционщика Алика Шпекбаева, который сейчас уже стал получать нарекания за плохую работу. Кроме этого, немаловажной выглядит роль акима Алматинской области Амандыка Баталова, который также пользуется определенной популярностью среди местного населения.

Дело в том, что Амандык Габбасович уже перешагнул пенсионный возраст, и ему давно подыскивают замену. С одной стороны, обвинения против Манзорова могли бы прямо сказаться на самом Баталове – посредством идеи, продвигаемой президентом Токаевым, о том, что непосредственное начальство должно нести ответственность (добровольно-принудительно уходить с занимаемого поста) за коррупционные преступления прямых подчиненных. С другой стороны, Манзоров являлся одним из главных претендентов на пост акима и, возможно, его специально перевели в Талдыкорган для того, чтобы он плавно переместился в кресло главы области.

  • Конкурент, однако

При таком раскладе получается, что кто-то одним ударом мог поспособствовать побыстрее отправить Баталова на пенсию, а заодно убрать наиболее вероятного его преемника. Впрочем, по некоторой инсайдерской информации, Амандыку Габбасовичу это ничем особым не грозило – ведь вряд ли Манзоров попал в поле зрения финполовцев на нынешней своей должности, которую занимает лишь с июля 2019 года. Поэтому, как говорится, с него, с акима, взятки гладки. Так же сообщается, что в администрации президента Баталову дали ясно понять, что нужно «готовиться к пенсии» – и именно в этот момент «повязали» Манзорова.

Инсайд также сообщает, что к устранению конкурента определенное отношение имеет влиятельный человек с негласной, но громко говорящей за себя должностью «брат президента» (не нынешнего, конечно). Впрочем, политически подкованные граждане и без этого уверены, что без ведома Болата Назарбаева ничего на земле Жетысу не происходит, начиная с родного Шамалгана и заканчивая Хоргосом (или начиная с Хоргоса). Вопрос только в том, чью сторону поддерживает Болат Абишевич.

Возможно, в скором времени мы это узнаем – косвенно, из сообщения информационных лент. Конечно, есть повод думать, что финполовцы пойдут до конца, доказывая свою невиновность и, соответственно, виновность Манзорова, но с большей долей вероятности можно сказать, что этот бой ими проигран. Впрочем, учитывая национальную особенность нашей политической «элиты» находить консенсус, можно предположить заключение взаимовыгодного решения – подозрения с Манзорова снимаются, но он (как и его «агашки») больше не претендует на пост главы Семиречья. Так-то оно так, но, как говорится, осадок остался. И он касается не только Манзорова, но и упомянутого Шпекбаева.

  • Вместо эпилога

Интересный показатель – автор этих строк провел мини-опрос у себя на Telegram-канале на предмет того, кому больше доверия, финполу или Манзорову. Читатели разделились практически поровну. Это и немудрено – для многих они являются представителями власти, и одни других стоят.

С другой стороны, сложившаяся ситуация показывает явную неустойчивость вертикали власти, которая постоянно стала давать крен то в одну, то в другую сторону. Этому, кроме прочего, способствовали постоянные рокировки в администрации президента – так, что даже следящие за внутриполитическими событиями граждане не смогут с ходу сказать, кто там сейчас в руководстве, и вообще кто чем занимается. Возьмем тот факт, что назначение Манзорова заместителем акима было при прежнем руководителе АП, а его задержание произошло при нынешнем.

Надо учитывать и то, что действующий президент с момента восхождения на престол (еще не избранный) настаивал на чистке акимов всех уровней. Однако, по всей видимости, он «превысил полномочия», ступив на поле политических элит, которые пользуясь перераспределением полномочий и ослаблением президентской власти, стали влиять на области. С их стороны это понятно – ведь именно региональные бюджеты на сегодня являются средством практически безнаказанного обогащения. Даже если судить по делам антикоррупционной службы, то различные работники министерств и ведомств попадаются в их силки гораздо чаще, чем работники акиматов всех уровней.

И последнее. Алматинская область – это лакомый кусок для любых элит и ФПГ. Даже учитывая прямое влияние на него Болата Назарбаева. Поэтому следует ожидать «продолжения банкета» – если не с участием финпола и Манзорова, то с привлечением других фигур и служб. Будет интересно – ведь это скандал далеко не областного значения!

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ,

специально для «D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн