«Общественная позиция»
(проект «DAT» №35 (306) от 15 октября 2015 г.
ДАТ-Диалог
Усиление кризиса в сфере сырьевой экономики, падение стоимости барреля нефти, девальвация национальной валюты и, как следствие, рост цен на все и вся, наступление добывающих компаний и крупного капитала на права трудящихся, безусловно, было неизбежным. Особенно остро сейчас это отражается на самочувствии жителей Мангистауской области. Означает ли это начало новой классовой борьбы, когда «низы не хотят, а верхи не могут», – об этом наш диалог с лидером рабочего движения Мангистауской области Мухтаром УМБЕТОВЫМ.
– После принятия Трудового кодекса парламентом страны Мангистау, кажется, вновь просыпается. Не запоздало ли? Ведь после драки кулаками не машут.
– Принятие Трудового кодекса нельзя отделять от комплекса отечественных законодательных актов, регулирующих права работников и работодателей. Как известно, не так давно был принят Закон о профсоюзах, абсолютно дискриминационный. Хотя Международная организация труда (МОТ – Ред.) признала его абсолютно несоответствующим международным стандартам. Кроме того, новое уголовное законодательство, которое вступило в силу с начала этого года, напрямую криминализирует профсоюзную деятельность.
Теперь вот дождались нового Трудового кодекса, который, по большому счету, ставит крест на защите наемных работников своих интересов. Поэтому еще тогда, когда проект ТК только был озвучен в парламенте, мы заявили со всех трибун, что он противоречит интересам рабочих. Вместе с принятыми положениями Уголовного кодекса, карающего за участие в забастовках, в профсоюзных собраниях и т.д., нормы нового ТК Казахстана уже вызывают озабоченность международного профсоюзного движения. Соответственно, в этой ситуации необходимо организовать международную кампанию в знак протеста против нового ТК РК и за отмену драконовского закона «О профсоюзах».
В июне этого года независимый профсоюз «Жанарту» был приглашен на международную конференцию в Париж, и где наш представитель обратился к Всемирной Федерации профсоюзов с заявлением, что новый Трудовой кодекс РК призван окончательно растоптать права наемных работников.
– Кстати, ведь против принятия нового ТК, где прописаны возможности порабощения работника работодателем, выступили только нефтяники. А если бы поднялись все рабочие, возможно, новый ТК не был бы принят в том варианте, в каком мы его сегодня имеем.
– С 20 августа этого года правительство Казахстана отпустило в свободное плавание тенге, цены на ГСМ и прочее. Другими словами, таким образом оно сняло с себя ответственность за собственные же ошибки. Плоды такой политики мы уже пожинаем. Но представьте себе, что в стране произойдет, если завтра в знак протеста против антинародной политики Нацбанка остановят добычу нефтяники, к ним присоединятся металлурги и шахтеры Караганды и Жезказгана. Случится коллапс, который и в самом страшном сне не может присниться правительству Масимова!
Видимо, Карим Кажымканович подзабыл историю шахтерской революции в СССР конца 1980-х и в середине 90-х в Караганде. Или не хочет вспоминать, дабы сохранить себе здоровье.
Поэтому, я считаю, надо вести диалог с рабочими. Рабочие Казахстана не безмозглое стадо, как многие представляют себе. Рабочие Мангистау прошли огромную школу классовой борьбы по защите своих интересов, поэтому сегодня они в авангарде рабочего движения в Казахстане. У них есть опыт, в 2011 году они не просто митинговали, они рисковали личной свободой и своей жизнью.
– Информированные источники говорят, что в разработке проекта нового ТК принимали участие представители независимых профсоюзов, в том числе вы лично. Ваши предложения были учтены?
– Что касается лично меня, то мне звонили и приглашали в Астану, интересовались мнением нашего профсоюза. Я однозначно высказал нашу позицию: не время вносить изменения в действующий ТК, чем он мешает? Ведь он был принят в начале 2000-х годов, кстати, тоже после массовых забастовок в Мангистауской области.
Что касается нового ТК. Ни я, никто из представителей других независимых профсоюзов Мангистау в работе рабочей группы в парламенте и в правительстве участия не принимал. Нас туда и не приглашали. Поэтому у нас совесть чиста. Через вашу газету хочу сделать заявление: новый ТК – совершенно антинародный, он против интересов трудовых коллективов.
– О дискриминационном характере нового ТК говорят даже «зависимые» профсоюзы Казахстана. Тем не менее, нет сомнения, парламент примет его в окончательном чтении, и глава государства подпишет закон. А как дальше жить-то рабочим?
– Жизнь будет продолжаться. Да, проблем добавится, потому что власть не захотела прислушаться к мнению независимых профсоюзов, которые в Казахстане представляют интересы подавляющего большинства наемных работников. Но власть не желает понять простую вещь: отсутствие равноправного диалога всегда чревато нехорошими последствиями. Вспомните Жанаозен 2011 года.
И сейчас в Мангистау напряженная обстановка. Связана она с началом массовых увольнений и сокращений, повсеместно переходят на сокращение рабочей недели и рабочего дня. Особенно это касается иностранных компаний, таких, как «Сибу», «Халлибертон», «Емир Ойл» и другие. Сотни нефтяников уже уволены. Раньше многих отправляли в административные отпуска, а сейчас их просто увольняют. Естественно, эта практика не могла не вызвать недовольство среди рабочих и жителей региона. В связи с вступлением в действие закона «О профсоюзах» и принятием нового ТК рабочие фактически не получают никакой защиты, а официальные профсоюзы оказываются между молотом и наковальней – они мечутся между недовольными работниками и работодателями. Им не позавидуешь.
Сегодня интересна такая тенденция: даже те рабочие, которые ранее не проявляли какой-либо активности и состоят в официальных профсоюзах, высказывают свое недовольство поправками в новый ТК. Но кто из них осмеливается высказать это вслух, тут же попадает под каток преследований. Особый удар правоохранительной системы приходится по активистам и лидерам профсоюзов нефтяников. Но ведь если рабочие не увидят легального выхода из ситуации, то завтра они выйдут на улицы.
– Уже не секрет, что 80-ю процентами казахстанских сырьевых богатств владеют иностранные компании. И есть подозрение, что поправки в новый ТК лоббируют именно они. Или я не права?
– А какой это секрет? Основные недра Казахстана, действительно, отданы иностранным компаниям. Поэтому мы и заявляем громогласно, что ТК и закон о профсоюзах пролоббированы транснациональными компаниями, в частности, «АрселорМитталТемиртау», «Казахмыс», «КазМунайГаз» и «профсоюзом» наших буржуев – Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» для того, чтобы удешевить рабочий труд казахстанцев.
Поэтому остро разворачивается в Мангистауской области так называемая классовая борьба, где снова поднимается вопрос о жизни и смерти независимых профсоюзов, да и всего рабочего движения. Например, в компании «МангистауМунайГаз» отменили многие выплаты льготникам. Рабочим «КаражанбасМунайГаз» сообщили, что возможно сокращение работы на вахте до восьми часов. И это во всех иностранных компаниях, где в каждой работает не менее тысячи человек и ранее были подписаны Меморандумы о недопущении сокращений. Всем стало очевидно, что эти меморандумы – бумажные и были лишь уловкой и обманом трудящихся, тогда как компании, и особенно иностранные, не собирались их реализовывать. Сейчас эти меморандумы боссы просто выбрасывают в мусорные урны.
– А местные власти сообщают, что выполняются ли требования меморандума, подписанного между крупным работодателем и профсоюзом, например, по несокращению рабочих мест…
– Скажу откровенно, условия меморандума соблюдает лишь одна национальная компания – «КазМунайГаз». Единственно, она выполняет жесткое указания президента страны о том, чтобы ни один человек не оказался на улице. КМГ, даже неся убытки, изворачивается, как может, где-то убирают какие-то минимальные льготы нефтяников, но пока держит «марку».
Что касается иностранных компаний, то у них другой подход. Несмотря на подписанные меморандумы, вот уже полгода, как они игнорируют их выполнение. В СМИ я уже озвучивал то, как увольняются рабочие иностранных компании «Сибу», «Халлибертон», «Емир Ойл» и др. За счет увольнений и двойной эксплуатации труда оставшихся рабочих эти компании экономят свой бюджет.
– В одном из заявлений, размещенном в соцсетях, прозвучал лозунг о национализации всей добывающей промышленности страны под демократическим контролем трудовых коллективов. Вы поддерживаете такую идею?
– В принципе, ничего нового в этом нет. В мировой практике, скажем, в такой успешной стране, как Арабские Объединенные Эмираты, 80 процентов доля всей нефтедобывающей промышленности принадлежала иностранным компаниям. После кризиса 1973 года правительство ОАЭ национализировала иностранные компании. Вообще во всех странах государство имеет контрольный пакет.
Во время длительной забастовки 2011 года, мало кто это помнит, на алане в Жанаозене было зачитано обращение бастующих мангистауских рабочих-нефтяников ко всем. В том числе к шахтерам, о национализации горнорудных и нефтяных компаний. Потому что рабочие хотят гарантий своих рабочих мест, получения стабильности оплаты труда, социальных льгот. А это возможно лишь при условии, если нефте- и горнодобывающие производства будут подконтрольны нашему государству. Ведь львиная доля ВВП у нас формируется за счет нефтедобычи, это важная в стратегическом плане отрасль, которая должна обеспечивать экономическую и национальную безопасность Казахстана. Но, к сожалению, все договора с иностранными компаниями у нас засекречены.
– А что мешает консолидации профсоюзов в Мангистауской области в единый координационный центр для борьбы за права рабочих?
– У нас идут активные встречи с представителями трудовых коллективов «КаражамбасМунай», «МангистауМунай». Буквально на днях я вернулся из Узена, где встречался с рабочими, профсоюзными активистами «УзеньМунайГаза». Так вот, они возмущаются предательской сущностью своего профсоюза – Федерации профсоюзов Казахстана (ФПРК – Ред.). Сегодня рабочие трудовых коллективов АО «КазМунайГаз», которые являются членами ФПРК, за разъяснением нового ТК, за путями разрешения трудовых конфликтов обращаются к нам, а не в свой родной профсоюз. За две недели до моего приезда в Узень, на предстоящее собрание были приглашены председатель профсоюза «УзеньМунайГаз» Сактаганов и их юристы и в качестве представителя независимого профсоюза – я. В повестке дня стоял единственный вопрос – разъяснение положений статей проекта нового ТК. Увы! Ни один из представителей официального профсоюза компании «УзеньМунайГаз» на встречу не явился, сославшись на выходной день.
Может, поэтому не случайно, что во многих промыслах и предприятиях снизу были инициированы кампании по переизбранию руководителей профкомов, особенно тех, кто, поднявшись на волне протестов 2009-11 годов, попросту предал интересы коллективов, переметнувшись на сторону работодателей. Сейчас рабочие в руководящие органы профсоюзов выдвигают своих проверенных активистов, чтобы закрепить свои позиции. Это говорит о том, что борьба за профсоюзы развернулась с еще большей силой.
Следует напомнить, что после трагических событий в Жанаозене почти все независимые профсоюзы были разгромлены. А новый закон о профсоюзах фактически поставил крест на создании независимых профсоюзов с низу, когда рабочие сами не могут организовать свой профсоюз. И как результат – сегодня в фарватере профсоюзного движения оказалась ранее почти скончавшаяся ФПРК, которая всегда придерживалась политики предательства интересов наемных работников, несмотря на то, что содержалась и содержится за счет членских взносов тех, кого она предавала и предает. Но сегодня, я считаю, надо отбросить эмоции, прежние неприязненные отношения между отдельными профсоюзными лидерами и выработать общую стратегию и тактику, особенно по противодействию принятию антирабочего ТК и использования работодателями его дискриминационных положений.
Координирующие работу люди понимают, да и рабочие сами говорят, что отныне нельзя действовать врозь. В принципе, интересы же у всех одинаковые – чтоб была работа и достойная оплата труда. Процесс по консолидации потихоньку идет, о подробностях говорить рановато.
– Как вы думаете, почему заново возбуждено уголовное дело в отношении Амина Елеусинова, председателя независимого профсоюза компании «Oil Construction Company», где работает более двух тысяч человек?
– Вся вина Амина Елеусинова и других профсоюзных активистов в том, что они резко выступили против проекта нового ТК. Именно он стал инициатором сбора подписей среди нефтяников против принятия нового ТК. Он собрал более 33 тысяч подписей на разных промыслах и предприятиях региона. Да, ко мне обратились журналисты, профсоюзные активисты компании, где он работает, других нефтяных компаний, в том числе рабочие Жанаозена и Каражамбаса с вопросом, почему никто его не защищает, если ДВД Мангистауской области возбудил уголовное дело по этому факту.
То, что сейчас происходит с Амином Елеусиновым, мне знакомо. В отношении меня в 2009 году, когда я прибыл в Узень на длительную забастовку рабочих «Барлау», группа лиц во главе с директором Аджибаевым написала заявление о том, будто я разжигаю социальную рознь.
Но, что хочу сказать, защита прав рабочих – дело самих рабочих, и все должно строиться на принципах классовой солидарности и международного пролетарского интернационализма, форпостом которого в мире является Всемирная Федерация Профсоюзов (ВФП) под руководством Генерального секретаря Георгиоса Маврикоса. Мы проинформировали его о ситуации с Амином Елеусиновым. Наш представитель был в штаб-квартире ВФП в Афинах и передал нашу просьбу. Господин Маврикос передал, что он готов встретиться с Елеусиновым, готов по приглашению нашего профсоюза приехать в Казахстан, встретиться с руководством страны и посетить Мангистаускую область. Над этим мы сейчас работаем. Если Елеусинов официально обратится к нам, мы готовы представлять его интересы в международных профсоюзных организациях. Должен отметить, и профсоюз «Актау», и профсоюз «Жанарту» заявили о своем присоединении к кампании по защите Амина Елеусинова и всех активистов профсоюзов, которые подвергаются давлению со стороны работодателей и властей.
– Есть расхожее мнение, что принятие нового ТК в правительственном варианте может вылиться в повторение жанаозенских событий 2011 года. Насколько это вероятно?
– Чтобы этого не случилось, власть предержащие должны сделать вывод. Нравятся им или нет нынешние лидеры независимых профсоюзов, тем более, что все они работают в Казахстане на легитимном поле – надо вести диалог с ними, чтобы не доводить дело до крайности. В Жанаозене люди восемь месяцев стояли молча и никого не трогали, не выкрикивали антиконституционных и антиправительственных лозунгов, тем не менее трагедия произошла.
Поэтому мы надеемся, что наше мнение будет услышано, хотя люди возмущаются, почему власть глухая. Но, как мне кажется, у нас появился один шанс быть услышанными. В правительство в качестве вице-премьера, курирующего вопросы социального развития, а значит, и социальной стабильности, пришла Дарига Назарбаева – опытный политик и человек, способный, как нам кажется, посадить всех за стол переговоров. Нефтяники же Мангистау сегодня говорят: если парламент нас не слышит, то пойдем на Астану, то есть отправим делегацию, чтобы власть отправила своих ходоков, чтобы они приехали в регион да послушали, что говорят рабочие о новом ТК. Буквально недавно представители независимого профсоюза нефтяников «Актау» встретились с руководством области и четко выразили свою позицию: не надо людей пугать, активистов прессовать, надо выезжать в трудовые коллективы, просто с ними разговаривать, объяснять. Это ведь дело депутатов парламента, представляющих Мангистау.
– А кто в парламенте представляет ваш р егион?
– О, это очень интересный вопрос! Когда недавно группа представителей независимых профсоюзов нефтяников приехала в Астану и, придя в парламент, хотели встретиться с руководителем рабочей группы по ТК, там сказали, что он отсутствует, но им организовали встречу депутатов от Мангистауской области Гульнар Сейтмагамбетова и Серик Оспанова. Один из них – бывший заместитель акима области, другой – бывший аким города Актау. По словам участника встречи, председателя профсоюза «БЖБ» АО «УзеньМунайГаз» Марата Жусупбаева, у них осталось тягостное впечатление от встречи с депутатами, от которых они не получили ни одного ответа на поставленные им вопросов по проекту ТК. Как после этого рабочие, между прочим, их избиратели, будут относиться к таким так называемым депутатам?
Ну, если подытожить наш с вами разговор, то я хочу еще раз подчеркнуть: любой конфликт любого масштаба можно и нужно разрешать за столом переговоров. Ведь даже самые большие войны, как показывает история человечества, завершаются мирными переговорами. А что нам делать, когда на кону стоит защита трудовых и социальных прав простых казахстанцев? Конечно, договариваться.
– Конечно, если нет другого пути…
Бахытгуль МАКИМБАЙ,
«D»