ВА-БАНК-3?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №47 (364) от 22 декабря 2016 г.

 

Эксперт

 


 

• Или размышления после очередного выхода Аблязова на свободу

 

 

Итак, давний оппонент Акорды Мухтар Аблязов вновь на свободе (по крайней мере, на сегодняшний момент). Какие же последствия для страны, власти и оппозиции могут иметь последствия столь резонансного решения Госсовета Франции?

 

 

Прочитал свежее, с пылу с жару интервью экс-лидера ДВК и экс-главы БТА и понял, что Акорда в этот раз получила еще более обозленного, еще более радикально настроенного и совсем уж непримиримого критика, который открыто заявляет о желании прийти к власти. Нужно признать: Аблязов, как персона и как институт, сделал очень многое для развития демократических объединений и СМИ в Казахстане. Наличие четко выраженной антиакординской позиции и соответствующих финансовых ресурсов сделало свое дело.

Прочитал последовавшие после его выхода на свободу заявления нашей Генпрокуратуры и понял, что, несмотря на фиаско во Франции, Акорда не отказывается от идеи поскорее заполучить столь вожделенную персону куда-нибудь на территорию дружественной, постсоветской страны. Озвучены новые подробности о якобы махинациях Аблязова (только не понятно, почему такие умопомрачительные цифры никак не влияют на решения иностранных судов?!).

Все это значит, что Аблязову надо строить новые защитные редуты. Ибо премьер Мануэль Вальс, который подписал решение об экстрадиции Аблязова в Россию, теперь будет бороться за пост президента Пятой Республики. Значит, борьба будет продолжена. Но, надо признать, время внесло свои неизбежные коррективы в это действо, которое давное уже напоминает политический триллер.

Во-первых, сама Акорда, похоже, не способна доказать миру виновность Аблязова во вменяемых ему тяжких финансовых (и не только) преступлениях. Это и не удивительно: наши обвинители привыкли, что суды смотрят им в рот, повторяя в приговорах тексты обвинений прокуроров. Западные суды – это абсолютно нечто другое! Там нужны не столько миллионы для лоббистских групп, а четкие факты, талантливое и убедительное их изложение. Все эти качества у наших правоохранителей давно атрофированы!

В имиджевом плане власть находится в не очень хорошей ситуации: экономика дышит на ладан, социальная политика загнана в угол, власть своими неуклюжими действиями вызывает все большие протесты в народе. Добавьте сюда абсолютно неприемлемое в таких условиях всеобщее шапкозакидательство и безнаказанность наиболее одиозных сановников. В такой ситуации любая искорка может стать катализатором революционных действий!

Понятно, что такое положение дел на руку оппозиции, включая и Аблязова, и его нынешних (и будущих!) последователей. Кричащих тем и проблем, которые могут объединить протестные настроения, – хватает, значит, критика в адрес власти будет только нарастать!

Власть пожинает, как минимум, два плода своей ущербной и бесперспективной политики в отношении инакомыслия в целом и Аблязова в частности. Во-первых, государство, где судят председателя Союза журналистов и его сына за их профессиональную деятельность и гражданских активистов Макса Бокаева и Талгата Аяна за проявление патриотизма, не может считаться правовым и безопасным для потенциально экстрадируемых сюда людей. Просто имидж у нас такой нехороший. Отсюда и решение Госсовета Франции.

Во-вторых, государство, которое на корню уничтожает любую, даже самую мало-мальскую форму критики и политического оппонирования, рано или поздно получает сверхрадикальную оппозицию! Все эти годы, не регистрируя демократические партии и закрывая независимые СМИ (которые старались соблюдать пусть и драконовские, но все же законы!), власть сама, своей рукой вытолкнула оппозиционные настроения из правового поля! И в ответ получила… Аблязова!

Он верно почувствовал настроения самых ярых критиков Акорды. Его критика персонифицирована, он не боится упоминать имя елбасы. В то же время он, будучи во власти и руководстве крупнейшего банка, изнутри изучил тайны и секреты акординского двора: и этим он крайне опасен не только для президента, но и для всей его камарильи, ибо он знает, кто на самом деле дергает за веревочку! А личная неприязнь помноженная на политическое оппонирование это нечто, что может потрясти основы существующего строя.

К тому же, бросая такие мощные силы на дискредитацию Аблязова, власть, хочет она этого или нет, но демонизирует его образ! Эдакий злой гений, способный тягаться с самим елбасы! Чего стоят жалкие потуги власти в одночасье блокировать все социальные сети в момент первого после выхода на свободу видеоинтервью Аблязова: только бесплатный пиар ему сделали! Такое ощущение, что друзья Аблязова все еще сидят во власти!

Во-вторых, сам Аблязов уже не тот: уверен, что за эти годы, в том числе, во время вынужденного ожидания экстрадиции, он о многом подумал. В том числе и о своих соратниках, которые были с ним, когда он был при деньгах, но потом (кто – тихо-мирно, а кто и с шумом) отошли от него.

Ему надо четко и убедительно дать отпор всем обвинениям в свой адрес, особенно в части увода средств БТА-банка. Такой шаг помог бы ему избавиться от усердно насаждаемого официозом образа проходимца и махинатора. Ему ныне также надо хладнокровно посмотреть на свое окружение и свои возможности (особенно финансовые), ибо многие его потенциальные партнеры уповают в основном на его ресурсы.

Необходимо также трезво и крайне объективно оценить ситуацию в самой казахстанской оппозиции: она ныне переживает как свой кризис (люди разуверились в части «старой оппозиции», которая или продалась, или вовсе ушла в политическое небытие), так и свой ренессанс (появляется новая, не ангажированная к конкретным группам во власти и вне ее, плюралистическая оппозиция). Сможет ли один из лидеров ДВК и позже – главный акционер партии «Алга» учесть как положительные, так и весьма спорные моменты своего опыта создания партии и сети СМИ, которые были ориентированы исключительно на него (и его окружение) и потому не смогли стать общеобъединяющими?

Третье пришествие Аблязова в оппозицию связано также и со сложными процессами внутри самой власти: игра за престол только начинается и может преподнести любые сюрпризы. Кто даст гарантию, что кое-кто в недрах власти не будет заинтересован в том, чтобы Аблязов и далее расшатывал устои режима? Отсюда следует много выводов…

Про Аблязова власть сняла много обличающих фильмов. Но все они какие-то неубедительные. Впору снимать казахстанский «Ва-банк-3», где можно было бы предоставить слово всем сторонам затянувшегося конфликта…

 

Амиржан

КОСАНОВ,

специально для проекта

«D»

 

 

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн