Жанболат МАМАЙ: Все, что со мной случится, – БУДЕТ УБИЙСТВОМ

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №7 (371) от 23 февраля 2017 г.

 

Защитим журналиста!


 

За судьбу редактора газеты «Трибуна» Жанболата Мамая, арестованного якобы за отмывание денег БТА-банка, переживают не только его близкие и родные люди, но и все здравомыслящее гражданское общество. А переживать есть за что! Во вторник Жанболат Мамай был переведен в другую камеру и избит. Ему удалось отправить весточку на волю (см. фотокопию) и сообщить, что он не намерен накладывать на себя руки, и в случае его «суицида», считать это убийством.

Кроме того, в сети Интернет появились отрывки из письма Жанболата под заголовком: «Репортаж с петлей на шее – исповедь заключенного журналиста». Мы предлагаем полный текст письма без купюр, из которого следует, что Жанболат Мамай готов к любому развороту судьбы и сдаваться не намерен, теперь, как мы понимаем, и к смерти…

 

 

Удивительно спокойно встретил свой арест. Как неминуемое событие. Даже жил в ожидании. После стольких наездов, преследований за последние месяцы – не понимать, что тебя не арестуют – верх неопытности.

Знал, что меня потихоньку вели к аресту. Поставили наружное наблюдение. Демонстрировали, что за мной следят. Я об этом как-то писал в СМИ. Полагаю, что был последний намёк: либо покидай страну, либо готовься к посадке. Уезжать я не собирался. Даже в мыслях не допускал. Не мог это: жить в чужой стране, в ожидании, что вот-вот представится шанс на свободный въезд в родную страну. Оставалось одно: готовиться к посадке. Морально и духовно готов к новым испытаниям.

Потому, когда пришли домой с обыском, понимал, что этот момент наступил. Никакой паники, страха, достойно встретил неминуемое. Как описал Солженицын: «Человек встречает свой арест спокойно, хотя по логике должен суетиться, беспокоиться, поднимать шум. Хотя зачем? Делу это не поможет. Политическое решение принято. Те, кто за тобой пришёл – выполняют свою работу. Свинская это работа – но это их выбор. Что с них возьмёшь?».

Во всей этой ситуации страдают, как всегда, самые невиновные люди. А это – мои родители, в первую очередь. Особенно, мама. Знаю, ей очень тяжело. Невыносимо. Её единственного сына, который всегда хорошо учился, читал, на которого она всегда возлагала колоссальные надежды, арестовали. Ладно, если по делу. Если справедливо. Может и смирилась бы. Но вот так, только по политическим мотивам – вне объяснения. Но уверен, мама всё это выдержит. В отце тоже уверен. Он человек стойкий, боевой, сам не раз попадал в тяжёлые случаи.

Очень удивлён предъявленными мне обвинениями. Какая легализация? Какие деньги Аблязова? Ещё неделю назад в «конторских» СМИ трубили о задолженности «Трибуны» перед типографией. Если акулы бизнеса перекачивают деньги через меня, мог ли образоваться долг? Где тут логика? Где тут «БТА-банк», а где я – журналист независимой газеты? Аблязов не мог найти кого-то другого, порасторопнее и не «засвеченного» кроме меня?

Да и вообще, зачем ему легализовывать деньги в Казахстане? Если и есть у него активы, то они давно за рубежом. И с какой стати он будет передавать их мне, человеку, который даже не знает его? Который ни дня не занимался бизнесом? Мне, который ни о чём, кроме журналистики, не думает? Да и я бы за это не взялся. Мне это неинтересно. Догадываюсь, на чем будут строиться обвинения. На показаниях Жаримбетова (бывший первый заместитель председателя правления казахстанского БТА- Банка Жаксылык Жаримбетов – ред).

Между прочим, с Жаримбетовым я действительно знаком. Но он всегда подчеркивал, что не связан с Аблязовым. Помните, что он сказал на пресс-конференции в Астане? Что его подставили, что это не связано с политикой. Вот, то же самое он говорил мне при личной беседе.

Ладно, о нем позже расскажу. Подробно. Сейчас думаю о другом. Единственное что дает тюрьма – свобода мыслей. Парадоксально, да? Но в действительности, это так. Есть время. Поразмыслить, подумать. Сижу в камере на восемь человек. Хорошие ребята, оступились, допустили ошибку. У кого как сложиться судьба, одному богу известно. Холодно тут. В камере СИ-18. Днем и ночью в теплом пуховике, в шапке. Спим в куртке, ходим в нем. Не знаю, как будет дальше, но к суду, наверное, стану снежным человеком.

 

Так, о чем думаю? О родителях, конечно. Главное, чтобы у них все было нормально. Как они там, без меня? Что думают? Как справляются со всем этим? Как у них здоровье?

Еще думаю, анализирую свои ошибки. Которые совершил в жизни. Кого обидел, кому что-то недосказал или сделал не так. Вопрос в том, что человек я закрытый, когда касается дела моей личной жизни, привычек, поведения. Не могу я всем о себе рассказывать, делиться. Как мама моя. Все держу внутри. И чувства, и некоторые мысли. В общественной жизни я открыт, говорю, пишу, не могу молчать, когда вижу несправедливость. Немного жалею, кому не успел сказать теплые слова, выразить свои чувства.

Неизвестно сколько буду находиться по ту сторону железного забора, но жизнь только начинается! Главное в этой системе не опускать руки. Не падать духом! Выше нос! Ошибается тот, кто считает, что в тюрьме люди пропадают. Нет, это не так. Варлам Шаламов, Александр Солженицын – великие личности! Нельсон Мандела – 27 лет отсидел, вышел и возглавил государство. Наш казахский диссидент в Китае – Кажыгумар Шабданулы – 42 года так или иначе находился под арестом. А какие произведения написал! А Достоевский? Великие произведения написал после каторги. Так что, и я не теряю дух, имею достойные примеры, настроен на борьбу!

Если переиначить Ахматову, какую биографию они мне пишут. Я на одном ряду с гигантами бизнеса и политики. Как сказал следователь, «вся страна смотрит на мое дело».

Еще раз вину свою ни в чем не признаю. Здесь чистая политика и ничего другого нет. Посмотрите на состав следственной группы. Одни генералы! Понимаю, что все внимание будет приковано к этому делу. Мой арест – дополнительная политизация. Пусть там в Акорде признаются: меня арестовали по политическим мотивам. Ну какое отношение имею к бизнесу?

Хочу сказать отдельное спасибо всем, кто помогает, поддерживает. Гульжан Ергалиевой, Рысбеку Сарсенбай, Маржан Аспандияровой, Рамазану Есиркепову, Андрею Свиридову за поручительства. Рахмет Вам! Не забуду! Всех других тоже благодарю. Отдельное спасибо Асхату Берсалимову, который помогает моей семье сейчас. За добро, отвечу добром. Приношу извинения Толегену Жукееву, если чем-то его поставил в неудобное положение. Позже расскажу об этом.

Хочу особо подчеркнуть, что Толеген Тлекович за эти годы стал мне как второй отец. Его советы, книги, размышления подняли меня на новый, другой уровень. За 6 лет тесного общения с ним я повзрослел лет на 20. Удивительно мудрый, добрый, умный человек. Жаль, что таких сейчас нет во власти. Да и не могут они быть там.

Своим первым учителем считаю Рысбека Сарсенбай. Он сделал меня ведущим журналистом «Жас алаш», открыл путь большую дорогу. Все это я помню, никогда не забуду. Маржан Аспандиярова столько полезного мне сделала, жаль, не смог ответить ей тем же. Мухтар Шаханов сыграл огромную роль в моей жизни. Сколькому научился у него. Помню Болата Атабаева, моего подельника по «жанаозенскому делу». С ним впервые попал за решетку. Не одной баланды мы съели вместе. Рад судьбе, что на моем пути встречались только великие, уважаемые личности. Фортуна мне улыбнулась. Дай бог, чтобы не разочаровал их в будущем.

Читаю некоторые распечатки из соцсетей. Адвокат Жанара Балгабаева показала. Спасибо за каждое доброе слово, пост, репост. Все это важно для меня, особенно, здесь.

На сегодня все. Есть много чего, что хочу сказать. Продолжу в других публикациях. Вся борьба еще впереди!

Жанболат МАМАЙ

 

 

 

 

ВЛАСТЬ СТРЕМИТСЯ

заставить оппозиционную

ГАЗЕТУ ЗАМОЛЧАТЬ

 

«Дело Мамая» выходит на международный уровень. На днях международная неправительственная организация «Репортёры без границ» сделала официальное заявление по поводу ареста редактора газеты «Трибуна» Жанболата Мамая с призывом немедленно освободить журналиста (ниже публикуется вольный перевод заявления).

 

Напоминаем, что Репортёры без границ (РБГ) (фр. Reporters sans frontières; RSF) — влиятельная международная неправительственная организация. Миссия организации: «Защита свободы прессы, журналистов и сетян во всём мире». Организация борется против цензуры и за освобождение журналистов, находящихся в заключении из-за своей профессиональной деятельности. Организация основана в 1985 году в Монпелье, её центральный офис базируется в Париже.

Репортеры без границ (RSF) призывают к немедленному освобождению Жанболата Мамая, редактора оппозиционной газеты Трибуна/Саяси қалам, чей арест 10 февраля в Алматы показывает, что преследование правительства Казахстана из немногих оставшихся независимых СМИ страны не прекращается.

11 февраля суд обязал Мамая провести в заключении по крайней мере до двух месяцев в ожидании суда по обвинению в отмывании денег, которое несет в себе возможный семилетний тюремный срок.

Следователи допросили пять его коллег, членов семьи и близких сотрудников, в том числе заместителя главного редактора Ингу Иманбай, и провели обыски, в результате были изъяты ноутбуки, мобильные телефоны, компьютеры и другие электронные устройства. В то же время владелец газеты был вынужден пойти на закрытие дела и увольнение Мамая.

Мамай, как предполагает следствие, финансировал газету в 2013-2014 годах с помощью Мухтара Аблязова, богатого бизнесмена и оппозиционного политика, в настоящее время живущего во Франции. Власти утверждают, что Мамай использовал свою газету для отмывания денег, ранее присвоенных Аблязовым. Мамай и Аблязов отрицают, что когда-либо находились в контакте.

«Единственная цель ареста Жанболата Мамая – это заставить замолчать одного из немногих оставшихся критических средств массовой информации в Казахстане», – сказал Йохан Бир, руководитель отдела РБГ по Восточной Европе и Центральной Азии.

– Мы просим властей освободить его без промедления и отказаться от обвинений против него, которые явно являются политически мотивированными. Настало время, чтобы международные партнеры правительства осудили уничтожение плюрализма в Казахстане».

 

 

 

 

БЬЮТ ГЕРОЕВ,

чтобы боялись другие

 

В Казахстане продолжается преследование инакомыслия.

За профессиональную деятельность взят под стражу молодой редактор независимой газеты «Трибуна» Жанболат Мамай.

Нашу прогрессивную молодежь, вина которой сомнительна и вряд ли доказуема казахстанской Фемидой, истинных патриотов своей страны, своего народа закрывают в СИЗО, морально и физически унижая их человеческое достоинство, пытаясь принизить высокие цели, которыми они руководствовались. «Бьют» героев, чтобы боялись другие.

В Казахстане газета «Трибуна» давала возможность освещать наиболее циничные нарушения законности и прав человека. Все прогрессивные люди понимают, что арест Ж.Мамая – это политический заказ, поэтому выражает свое несогласие с обвинением! Молодежь страны недоумевает:

«Почему идет «отстрел» молодых, прогрессивных патриотов страны?». Старшее поколение озабочено судьбой страны и потомков. Матери страшатся за будущее детей, их перспективой в родной стране. Арест Жанболата Мамая стал настоящим потрясением, шоком для страны.

Мы не верим в независимый и справедливый суд в Казахстане, ведь все судьи назначаются и поэтому политически зависимы от действующей коррумпированной власти. Мы требуем немедленно освободить Жанболата Мамая и всех патриотов страны, которые не украли у народа ни тиинки, лишь пытались отстоять права народа и его свободы, возможности жить в развитом цивилизованном государстве.

• РОО «СПРАВЕДЛИВОСТЬ»

 

 

Письмо из заграницы

 

Эта сладкая

свобода слова

 

Читатели «Трибуна/Саяси-қалам» получили подарок, которого уже многие не ждали – свеженький выпуск своей любимой газеты. Это случилось, несмотря на то, что исполняющий обязанности главного редактора Жанболат Мамай был арестован в Алматы за «отмывание» денег, якобы полученных от бывшего главы БТА банка Мухтара Аблязова. Деньги все-таки отмывают по-другому. В газетах, тем более оппозиционных, этого не делают, прибыли никакой, да и без того гражданскому активисту хлопот и препятствий хватало.

 

Причина, думаю, в другом. Молодой журналист и общественный деятель Жанболат Мамай не боялся критиковать власть, в последнее время остро протестовал против изменений статьи 26 Конституции. Мне это напомнило жизненный опыт моих чешских друзей, прежде всего, Вацлава Гавела и многих других, которых во времена Брежнева сажали за то же самое – за критику режима. Но их друзья и соратники в «Хартии 77» не молчали, поэтому об этом узнавал весь мир.

(Хартия 77 – программный документ, ставший основанием для формирования группы политических диссидентов в Чехословакии, просуществовавшей с 1976 по 1992 годы. Один из ее основателей Вацлав Гавел – ред.).

У каждого народа есть люди, которых выбирает история, чтобы именно они спасали его честь, идеалы свободы и справедливости. Сегодня таким мужественным человеком на своем месте стала Инга Иманбай – журналист «Трибуна/ Саяси-қалам». Несмотря на огромные препятствия, ей удалось издать новый выпуск газеты без арестованного Жанболата Мамая. Первая полоса посвящена именно ему. За его освобождение начала бороться влиятельная международная организация «Репортёры без границ». Я уже попросила Ингу, чтобы она спрятала один экземпляр для меня. Кусочек истории боя за свободу слова, которую гарантирует Конституция.

 

Жамиля СТЕХЛИКОВА,

экс-министр по правам человека и

национальных меньшинств Чехии

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн