Закон ценен не потому, что он закон, а потому, что в нем заключена справедливость.
Генри Уорд Бичер
Юрист-правовед Накипбек Садвакасов рассматривает категорию справедливости как базовый нравственно-правовой фундамент конституционного строя. Автор анализирует ключевые нормы действующей Конституции Республики Казахстан, обращая внимание на противоречия в положениях о народном суверенитете и праве собственности на землю и природные ресурсы. Особое внимание уделяется роли государства как носителя и реализатора права от имени народа, а также рискам правовых злоупотреблений, вытекающих из неопределенности формулировок. В статье предлагаются конкретные редакции конституционных норм, направленные на усиление прямого народного контроля над органами власти и закрепление принципа справедливости как системообразующего элемента правоприменения и судебной практики.
Особо значимо то, что одним из важных условий создания эффективной правовой системы, установления режима законности является наличие и действие справедливых законов в государстве. Осознание гражданами страны того, что закон справедлив, способствует формированию высокой правовой культуры, стимулирует их к наиболее полной реализации правовых предписаний, является важным фактором, способствующим предупреждению правонарушений.
Тем не менее, тут уместно вспомнить выдающегося американского политического деятеля, писателя, ученого, одного из авторов Конституции США Бенджамина Франклина, высказавшего следующее:
«Человек, добившийся соблюдения своих законных прав, приносит государству пользу большую, чем человек, покорно лишь исполняющий свои обязанности».
В этом деле на бытовом уровне казахоязычным соотечественникам ни в коем случае нельзя уповать на существование в стране «министерства справедливости» и его широко разветвленных местных структур и напрасно обращаться в их адреса в поиске искомой справедливости (для пояснения: действующий поныне Қазақстан Республикасының Әділет министрлігі переводится с казахского языка как Министерство справедливости Республики Казахстан, но однако по-русски официально функционирует как Министерство юстиции РК). Фарс, да и только!
В народном понимании (по судебным или иным тяжбам с госструктурами) они никого конкретно «не обеспечат справедливостью». Не их стезя. Но название министерства словно обязывает довольно ко многому. Кстати, предлагаю следующее правильное название указанного института власти: «Қазақстан Республикасының Юстиция министрлігі». Депутатов Парламента Республики Казахстан прошу поддержать данное предложение. Иначе получается смех и грех!
Получая отражение в законодательстве, справедливость приобретает нравственно-правовой характер и становится определяющим базовым принципом. Нормативным источником закрепления справедливости являются Конституция и законы. Регулирование общественных отношений посредством справедливых законов позволяет добиться социальной справедливости. Соответственно, правотворчество, основанное на этико-нравственном, научном и профессиональном подходе, играет важнейшую роль в процессе трансформации категории справедливости в действующую в государстве правовую систему, направленную на установление законного общественного порядка.
Для реализации указанных идей и справедливых принципов в Казахстане необходимо, прежде всего, внесение изменений и дополнений в Конституцию и соответствующие законы. Известно, что в свое время основные положения действующей Конституции были написаны группой молодых ученых (К. Колпаков, Т. Каудыров и др.) в угоду требованиям тогдашнего президента Н. Назарбаева. Не секрет, что она подверглась широкой общественной критике в связи с тем, что способствовала неограниченному контролю власти одним лицом, т.е. привела к автократическому правлению, создавшему существенную проблему для экономического и политического развития страны, породившему, кроме всего, повсеместную коррупцию, содействовавшему расцвету трайбализма и т.д. Такое правление с неизбежностью вело к вожделенной и доминантной цели – удержаться у власти как можно дольше, даже ценой пренебрежения благосостоянием общества и попрания демократических принципов. Какие существуют правовые механизмы в целях недопущения подобных вариантов общественных процессов?
Так, статья 3 ныне действующей Конституции Республики Казахстан гласит:
«1. Единственным источником государственной власти является народ.
2. Народ осуществляет власть непосредственно через республиканский референдум и свободные выборы, а также делегирует осуществление своей власти государственным органам».
Толкование этой нормы свидетельствует о том, что народ, будучи «источником власти» и «делегируя осуществление своей власти государственным органам», на самом деле остается в стороне от непрерывного управления государством и постоянного контроля действий власти. В норме не указано, что всей полнотой власти в стране обладает народ. Выходит, он как бы источник власти, а затем отходит на второй план. Основной правовой механизм управления народом государством не указан.
Такую норму действующей Конституции нельзя признать справедливой. Соответственно, пункты 1, 2 статьи 1 Конституции РК необходимо изложить в следующей редакции:
«1. Вся неотъемлемая и реальная власть в Казахстане принадлежит народу.
2. Народ Казахстана непосредственно обладает всей полнотой власти в государстве и на постоянной основе непрерывно управляет всеми органами власти. В конституционных законах и иных нормативных актах должны быть прописаны правовые механизмы управления и контроля народом всех государственных структур в Республике».
Пункт 3 статьи 6 Конституции РК гласит:
«3. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».
В смысловом содержании первого и второго предложения пункта допущена неприметная на первый взгляд «нестыковка» в понятиях: кому все-таки принадлежит земля на самом деле? В противоречие смыслу первого предложения пункта, по содержанию второго предложения выходит, что «право собственности осуществляет государство».
Вообще, что есть государство? Есть ясное определение? Почему не дается одно понятие «народ – государство»? Получается, государство само по себе или неотделимая от народа «экономико-политическая система управления обособленной территорией»?
В данной редакции возможны различные манипуляции и злоупотребления с всенародными земельными ресурсами и природными богатствами. Вот пункт 1 статьи 188 Гражданского кодекса Республики Казахстан, где записано:
«1. Право собственности есть признаваемое и охраняемое законодательными актами право субъекта по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом».
Второй пункт данной статьи гласит:
«Право распоряжения представляет собой юридически обеспеченную возможность определять юридическую судьбу имущества».
Что это означает? А то, что «государство» (неизвестно для народа конкретно кто) может совершать любые операции с «землей и ее недрами» и т.д. без согласования с народом. Такая норма развязывает руки любому государственному служащему для самостоятельного решения судьбы земли, ее недр и других природных богатств. Разве это справедливо? Разумеется, нет. Соответственно, из текста пункта 3 статьи 6 Конституции РК следует исключить предложение: «От имени народа право собственности осуществляет государство».
В правоприменительной деятельности государства справедливость должна быть важнейшим звеном, к ряду которых относятся законность, обоснованность, истинность. Это также напрямую относится к судебной системе и судебным решениям. Думается, что пришло время пересмотреть многие судебные дела и отменить несправедливо вынесенные решения.
Для реализации идеи справедливости, кроме высокого профессионализма судьи, важным условием является его неподкупность, высокий моральный облик. К слову, известный римский оратор и философ Цицерон высказал следующие примечательные слова: «Справедливость есть высшая из всех добродетелей».
Накипбек Садвакасов, юрист-правовед, публицист