КАКУЮ ТАЙНУ УНЕС с собой генерал Есетов?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №08 (279) от 26 февраля 2015 г.

 

Возвращаясь к напечатанному

 

Скорость, с которой судья специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам г. Астаны Ербол Ахметжанов, председательствующий на одном из самых резонансных судебных процессов – по делу директора погранслужбы КНБ РК Нурлана Джуламанова, удивляет представителей аккредитованных в суде СМИ: с чего бы это?

По обвинительному заключению, за год с небольшим ОПГ, которую якобы создал и которой якобы руководил директор ПС КНБ РК, получила взятки в размере 173 млн. тенге и 436 тыс. долларов США, из них лично Джуламанов – 59 млн. тенге и 371 тыс. долларов.

Как в ходе следствия, так и в судебном разбирательстве генерал непреклонен в своей правоте: обвинение в его отношении совершенно абсурдно и имеет политическую подоплеку – с ним таким образом пытаются расправиться те, кому он, видимо, перешел дорогу.

С момента задержания генерал-лейтенанта следственные органы КНБ перепроверили все, что можно было проверить: обыски в служебном кабинете, в квартире, проверки личных банковских счетов: однако, ровным счетом ничего не дали – предмета взяток не обнаружено. У генерала и его жены нет даже личного автомобиля.

Ни на одной аудио- и видеозаписи, которые тайно вели подчиненные Джуламанова и которые были исследованы в суде, нет ни слова, ни кадра, где бы Джуламанов требовал или брал взятку за пресловутые откаты от проведенных тендеров на товары и услуги.

В ходе судебного расследования на допросе главный фигурант уголовного дела категорически отрицал свою причастность к инкриминируемым ему преступлениям: ничего ни от кого не брал. Утверждения же его бывших подчиненных – подсудимого командира в/ч 2458 подполковника Кайрата Балмагамбетова, основных свидетелей: начальника главного финансово-планового управления ПС КНБ полковника Нуржана Килибасова, начальника управления капитального строительства ПС полковника Ганиета Махмудова, начальника управления государственных закупок ПС полковника Жандоса Сембаева, начальника квартирно-эксплуатационного управления ПС майора Берика Токтаганова, водителя Министерства обороны Жандоса Ергалиева, – о том, что они брали взятки в размере 10% от победителей тендеров именно по указанию Джуламанова, не что иное, как наговоры ради спасения собственных шкур, так как в отношении них были возбуждены уголовные дела. Но следствие применило к ним ст.65 уголовного законодательства РК – деятельное раскаяние – и перевело их в статус свидетелей в обмен на сотрудничество по «разоблачению» Джуламанова, а посему им ничего не оставалось, как стоять на своих прежних показаниях и оговаривать директора ПС. Уроки фарисейства, да и только.

В отношении предпринимателей, которые якобы давали откаты Джуламанову через вышеперечисленных лиц, уголовные дела по даче взятки также прекращены, они тоже были вынуждены придерживаться тех показаний, которые давали на следствии.

В ходе допроса в суде Джуламанов говорил, что с самого начала следствие шло с обвинительным уклоном и свидетели давали показания под угрозой привлечения их к уголовной ответственности. Выведенные из ранга обвиняемых эти свидетели в зале суда ведут себя очень уверенно. Как подтверждает озвученная психологическая экспертиза их телефонных разговоров между собой, чувство взаимопонимания у них было просто идеальное.

Кстати, в суде были оглашены результаты оперативной работы и докладная записка отдела военной контрразведки при ПС КНБ на Махмудова, из которой следует, что данный полковник за время своей службы (вне рамок этого уголовного дела) не только брал откаты, но и не брезговал брать вознаграждение за так называемое бездействие, то есть непринятие мер по службе к имеющимся недостаткам. К сожалению, судья не дал возможность стороне защиты Джуламанова более расширено рассмотреть этот документ.

Как и во время допроса он не позволил генералу назвать фамилии тех, кто значился в схеме «движения материальных средств», которую нашли при обыске в его кабинете.

Как объяснил суду сам Джуламанов, эту схему ему незадолго до гибели передал начальник академии ПС КНБ РК генерал-майор Талгат Есетов (31 января 2013 года он застрелился в собственном кабинете из табельного оружия. Генерал-майору было 48 лет. По неподтвержденным данным, погибший оставил предсмертную записку). Когда вопрос зашел о том, что же на самом деле было в этой схеме, судья попросил судебного пристава принести ему том, в котором была подшита схема. Но, изучив ее внимательно, судья отказался озвучить содержимое и объявил перерыв.

«Нам непонятно, почему во время допроса судья не позволил генералу Джуламанову высказаться полностью и рассказать об обстановке, царившей в КНБ, – говорят лица, пришедшие на судебный процесс. – Когда он пытался озвучить фамилии должностных лиц, мешавших работе и лоббировавших какие-то свои интересы, судья сразу же обрывал подсудимого. По всему видно, что судья все делает, чтобы не разобраться в деле по существу и вынести справедливое решение, а просто сбагрить его как можно быстрее», – таково мнение людей, наблюдающих за ходом судебного процесса, проходящего в открытом режиме.

Судья Ахметжанов отклонил ходатайство защиты Джуламанова о вызове в суд для дачи показаний учредителя ТОО «КазИнвестАстана» Орынбасара Калкабаева. По нему выделен отдельный эпизод. Калкабаев, экс-депутат мажилиса парламента РК третьего созыва (2004-2007 гг.), с 2012 года участвовал в госзакупках в ПС КНБ и выиграл два тендера. Он утверждает, что якобы в 2014 году передал Джуламанову 20 млн. тенге в его служебной машине. При этом улицу, где он якобы передал их, он на одном следственном допросе называет одну (Карагандинская трасса), на втором – другую (ул. Мустафина). Однако на допросе в суде водитель Джуламанова Нурлыбек Утегалиев утверждал: никогда в служебную машину Джуламанова не то, чтобы посторонние – члены его семьи не садились, более того, двери машины всегда находились в заблокированном состоянии, никаких пакетов, конвертов никто и никогда не вбрасывал. На следствии Калкабаев от очной ставки с Джуламановым отказался. В суд для дачи показаний не явился.

В чем истинная причина конфликта, переросшего в уголовное дело, наверняка знает только сам генерал Джуламанов. Пока он не назвал должностных лиц КНБ, кто, возможно, очень был заинтересован в том, чтобы убрать его с «пограничной тропы» руками взятых с поличным Балмагамбетова, Килибасова и иных лиц, действовавших в рамках «имитации преступной деятельности».

Судебный процесс перешел в стадию судебных прений сторон и последнего слова подсудимого. Однако назначенное на понедельник, 23 февраля, судебное заседание закончилось, едва начавшись. Адвокат второго подсудимого – Кайрата Балмагамбетова – обратился к председательствующему судье Ерболу Ахметжанову с ходатайством объявить перерыв, так как его подзащитный плохо себя чувствует и ему нужна медицинская помощь. Судья удовлетворил ходатайство и назначил заседание на 14 часов того же дня. Прибывшие на заседание представители многочисленных СМИ прождали полтора часа. Пока, наконец, к ним не вышел один из адвокатов Нурлана Джуламанова – Жомарт Сарманов, который объявил, что заседание переносится на среду, 25 февраля, в связи с плохим самочувствием (резкое повышение артериального давления) Балмагамбетова врачи госпитализировали его. Самочувствие подсудимого, видно, не улучшилось, так как судебное заседание не состоялось и в среду.

Жумабике ЖУНУСОВА,

«D»

 

ВРЕЗКА1 ТАЛГАТ ЕСЕТОВ

Как объяснил суду сам Джуламанов, эту схему ему незадолго до гибели передал начальник академии ПС КНБ РК генерал-майор Талгат Есетов. Когда вопрос зашел о том, что же на самом деле было в этой схеме, судья попросил судебного пристава принести ему том, в котором была подшита схема. Но, изучив ее внимательно, судья отказался озвучить содержимое и объявил перерыв.

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн