ПОБЕЖДАЕТ НЕ ТОТ, КТО СТРОИТ КРЕПОСТИ…

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №26 (390) от 5 июля 2017 г.

 

Казахстан: ДО И ПОСЛЕ

 


 

Через модернизацию сознания к новой фазе пассионарности

 

Общественно-политические процессы в казахстанском обществе и в мире мы должны рассматривать с точки зрения объективности и полезности для развития нашего социума. Поэтому я считаю, что статья главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» способна дать качественный толчок в культурно-духовном и социально-экономическом развитии нашего общества и государства в целом.

 

Через духовность, модернизацию традиций и культуры народа мы сможем достичь устойчивого социального развития всего общества и ответить на различные риски и вызовы современности. Духовная модернизация является предвестником социальной модернизации общества. Именно через духовность можно достичь полноценного социального развития.

В мире социально-экономический процесс развивается циклично – если заглянуть в историю, в 60-е годы ХХ столетия многие страны, особенно в Европе и в Северной Америке, достигли большого успеха именно в сфере индекса развития человека.

В первую очередь, предпосылкой к этому стало то, что эти страны начали быстро развивать новые сферы экономики. 60-е и 70-е годы в западных странах стали эпохой бурного развития научно-технического прогресса. В свою очередь, это способствовало развитию индекса человеческого развития, благодаря чему человеческий капитал стал определяющим. Те, кто сумел вовремя понять и перехватить эти тренды, достигли успеха, в частности, так называемые «Азиатские тигры».

Устойчивое социально-экономическое развитие появляется там, где государство берет самое лучшее из прошлого, адаптирует его к настоящему, создает свой собственный сценарий перспективного развития. Те страны, которые смогли адаптироваться и адаптировать всё современное под свои традиции, достигли успехов и в социально-экономической сфере. Примеров тому множество.

В 70-е годы Южная Корея, Малайзия и Сингапур были в числе аутсайдеров мировой экономики. Однако они смогли перенять всё хорошее от передовых стран и адаптировать его к своим условиям.

Статью главы государства «Рухани жаңғыру» нужно рассматривать именно с этой точки зрения.

Глобализация – это перманентный процесс, который невозможно игнорировать. Её суть всегда остается, меняется лишь форма. В ХХI веке форма глобализации немного поменялась – если раньше мир глобализировался по западному сценарию, то сейчас появляются альтернативные модели, например, китайский «Один пояс, один путь».

И перед нами тоже открываются новые возможности и новые вызовы. Нам нужно думать о том, как выживать и сохранить себя в потоке мировой глобализации. Именно на эти вопросы отвечает статья «Рухани жаңғыру».

Чтобы выжить в сложных геополитических условиях, нельзя забывать свои истоки. Известный турецкий писатель Орхан Памук говорил: «Вавилон исчез не потому, что вавилоняне строили высокую башню и стремились достичь Всевышнего, а потому, что в процессе строительства они потеряли свои корни».

Для того, чтобы развиваться в правильном направлении, никогда нельзя забывать свои корни и традиции. Есть страны, которые сделали свою культуру брендом. Это Япония, Китай, Индия. Сегодня именно эти страны являются эпицентрами экономической модернизации.

Казахстану нужна своя особенная модель развития, чтобы в водовороте всех этих процессов мы не исчезли.

Очень любопытна модель Израиля: на сегодняшний день там проживает всего 8 млн человек, которые окружены 200 млн арабов из соседних стран. В таких условиях Израиль является крупным экспортером сельхозпродукции, несмотря на засушливый климат, одним из мировых центров инноваций и IT-технологий. Всё это потому, что у них есть своя особенная модель социального устройства – они всегда помнят свои истоки, более того, для них традиции являются стержнем будущего!

Меняется мир, на глазах меняется наше представление о пространстве и времени. Через 20–30 лет поменяется технологический облик человечества, появятся абсолютно новые тренды в социальной картине мира. Совсем недавно большинство полагало, что альтернатива автомобилю на двигателе внутреннего сгорания появится в далеком будущем, но уже сегодня электромобили стали массовым явлением. В Астане активно развивается электротранспорт, строятся специальные станции для подзарядки электромобилей. Образ и контур всего мира меняются, и мы должны соответствовать ему. В этом процессе духовность играет далеко не последнюю роль, а даже наоборот.

 

Если мы хотим быть цельной нацией, соответствующей новой формации мира, мы должны быть способными на основе своей культуры приобретать новые знания и навыки. Самое главное из них – это компетентность. Сегодня уже недостаточно быть компетентным в отдельно взятой сфере. Нужно быть компетентным в разных сферах. Это и экономика, и социальная сфера, и культура, и финансы.

До сегодняшнего дня Казахстан являлся потребителем культуры. Однако феномен Димаша Кудайбергенова поменял образ казахской культуры. Мы можем представлять свою культуру на глобальном уровне. Поэтому от потребления чужой культуры мы должны переходить к представлению своей. Ведь культура тоже является экономическим ресурсом.

Буквально через 20–30 лет, как предполагают футурологи, культура наравне с нефтью, газом и прочим материальным достоянием станет стратегическим ресурсом нации. И через культуру станет возможным продвигать экономические интересы.

Между тем, мы должны быть открытыми к новым веяниям и знаниям. Мы должны помнить то, что в X–XII веках в мире появились особые государственные образования-империи. Арабский халифат, Золотая Орда, государство Моголов. Во всех этих образованиях главенствовали тюрки. Это был период бурного развития медицины, астрономии, литератур! Но они все распались впоследствии, поскольку не отвечали на вызовы времени и были закрыты к восприятию полезного опыта извне. Если бы они были открытыми, возможно, сегодня гуманитарная карта мира была бы совсем другой. Для того, чтобы сохранить себя, мы должны еще и уметь раскрывать ворота другим. Сегодня побеждает тот, кто строит магистрали, а не тот, кто воздвигает крепости.

Мы являемся представителями тюркского мира и уникальной номадической культуры. Эта культура в свое время дала миру очень многое. Взять хотя бы произведение «Козы Корпеш и Баян-Сулу». Это самая первая поэма о любви в нашем веке. Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта являлись вымышленными персонажами, а Козы Корпеш и Баян-Сулу имели своих реальных прототипов. Эта поэма говорит о высоком духовном развитии тюрков того времени.

То же самое можно сказать и конской узде. Казалось бы, простой инструмент для удобства. На самом деле изобретение узды перевернуло историю развития всего человечества. Когда эта самая узда дошла до Европы, континент перешел на другой уровень развития, начали появляться ранние феодальные государства.

 

Культура имеет свойство кочевать и приводить к качественному развитию других стран и континентов. Исследователь истории научно-технического развития Линн Уайт пишет, что «именно изобретение конской узды привело к созданию феодальной системы в Европе». Более того, Аль-Фараби, Ибн-Сина, будучи тюрками, создавали целый пласт науки, на основе которой начала развиваться европейская наука.

Для того, чтобы быть универсальным, нужно знать еще и английский язык, потому что в мире 80% всей научно-познавательной литературы производится именно на этом языке.

Но здесь нужно четко расставлять акценты. Латиница сегодня является основным алфавитом инновационного развития и IT-технологий. Все научные разработки в точных науках, в биологии, химии разрабатываются на латинице. Если мы откроем для себя латиницу для наших детей, нам откроется большой простор в науке, в духовном плане, в культуре, а английский язык будет восприниматься естественнее.

Такие страны, как Китай и Япония, мы воспринимаем как специфические государства со специфической графикой. Между тем, в Китае существует своя система транскрипций на основе латинского алфавита пиньинь. То же самое можно сказать о Японии. То есть в той или иной мере 80% всего мира пользуются латиницей. Это чистой воды гуманитарно-научный продукт, который поможет и нам открыть дорогу к будущему.

Прагматизм мы должны рассматривать немного с другой точки зрения. В Евразии были разные процессы – восход тюркского мира, Золотая Орда и другие. Сейчас мы думаем, что налоги и многие институты являются благами Запада. На самом деле еще в Золотой Орде были элементы таможни, налоговых сборов, финансовой сферы. Достаточно читать Ибн-Батуту. Когда я в 2008 году проводил конференцию в Кембридже, один профессор сказал, что империя Чингисхана является одной из самых гуманных империй в мире. Ведь они не трогали религию и язык завоеванных ими государств. По мнению многих ученых, нынешняя Россия строилась по подобию Золотой Орды, с точки зрения централизованности государства. Золотая Орда дала толчок к развитию этого процесса в Европе. Вот вам истоки экономического и государственного прагматизма.

Но в истории тюрков были и трагические моменты. К примеру, почти исчезли с карты многие нам родственные народы. Казахи, благодаря своему прагматизму, сохранились как нация. Во все времена казахи умели договариваться.

Прагматизм в широком смысле этого слова присущ нашей нации. Теперь это широкое понятие нужно немного сузить и довести до каждого члена нашего социума. За 25 лет Казахстан создал независимое государство, и сейчас нашу страну действительно знают за рубежом. Казахстан является одним из лидеров в области ядерного разоружения. Все крупные конфликты, которые происходят в мире, пытаются решить именно на площадке Казахстана.

 

В моем восприятии казахский прагматизм – это широта души и гордость казахов. По воспоминаниям одной из узниц АЛЖИРа, дети-казахи кидали в узниц лагеря камни. Женщины сначала думали, что это конвоиры специально натравливают детей. Но как потом оказалось, этими камнями на самом деле был курт. Таким образом простые казахи в силу доброты и широты своей души помогли выжить многим узницам лагеря.

Многие воспринимают прагматичность как свойство думать только о своем благе. Но у прагматизма может быть и другая природа – прагматичная помощь ближним. Мне кажется, есть и другие грани прагматизма. Все характерные для нашей нации явления мы должны превратить в свои плюсы.

Культурное возрождение нации – как залог возрождения этноса и суперэтноса, как залог укрепления государственности – возможно только в том случае, если оно будет происходить в контексте мировых глобальных культурных процессов. Но никак не вопреки им.

Только в этом случае мир воспримет нашу национальную культуру, вплетет ее в свой новый культурный порядок и сам, в свою очередь, станет источником постоянного развития и обогащения.

Яркий пример плодотворности этого пути демонстрирует культура Японии, страны, которую особенно трудно обвинить в отсутствии национального своеобразия. Якиро Куросава создал цикл классических киношедевров, пересказав сюжеты и использовав тропы драм Шекспира, перенеся их в средневековую Японию. Мультипликационная киноиндустрия Японии, идущая сегодня в авангарде, напротив, перенесла тропы средневековых драм театра кабуки в современный западный мир.

Похожий путь нащупывает современная Турция. Так, творчество Орхана Памука основывается на переосмыслении древнегреческих трагедий и мифов.

Классические голливудские сюжеты строятся на базе готической сказки, а художественный поиск в Европе в большей части ориентирован на образы Востока и Африки.

Мы можем совершить качественный рывок в мировом культурном пространстве. Наша страна выступает как культура-интегратор. Перевод 100 лучших учебников мира с разных языков по всем направлениям гуманитарного знания на казахский язык как раз показатель того, что мы намерены питать нашу духовность внешними символами, идеями и идеалами. Мы совершаем шаг, чтобы узнать самое лучшее в мире.

Когда мы говорим, что отечественная культура должна зазвучать на шести языках ООН, мы декларируем транспарентность казахской культуры. Транспарентность культуры состоит в готовности её к переводу на другие языки мира. Чем более развита культура – тем больше нация стремится к расширению диапазона своего культурного опыта и навыков.

Шокану Уалиханову важно было применить к изучению казахской культуры современный ему западный инструментарий, а Мухтар Ауэзов уже смог поднять культуру степи на уровень мировых смыслов.

Мы всему миру предъявляем комплиментарность нашей духовной жизни и бытия. Толерантность этноса способствует комплиментарности его культуры. Казахи, земля которых как во время сталинских репрессий, так и в годы так называемого «покорения целины» подверглась массовому заселению иными этническими общинами, отлично уживались со всеми народами и культурами, с которыми у них ранее не было общей истории.

Питирим Сорокин, описывая энергию культурной системы, отмечает: «Чем больше людей, проводников системы (искусства, религии, философии, науки и т.д.), чем выше их умственные и социальные качества, чем более совершенна система их организации, чем больше общее количество находящихся в их распоряжении средств и способов ее развертывания, трансляции и сохранения, тем больше энергия культурной системы, тем более независима она от окружающей среды».

Казахский космос – безграничен. В нем отсутствует представление о внутреннем и внешнем пространстве – оно текуче и всё принадлежит лишь великому куполу небосвода. Сферичность кочевого жилища – юрты – вторит небосводу, но ограничивает пространство человека лишь условно: юрту легко можно перенести на иное место. Космос казахов не топологичен, ибо порожден степными просторами. «Кочевники представляют открытые системы, способные воспринимать внешние стимулы и оказывать их в отношении других. Одновременно их большое отличие от оседлых культур является показателем относительного обособления и непроницаемости в отдельных областях».

Сегодня мир переживает гуманитарный дефицит. Технократическое и механистическое мировоззрение довлеет над духовностью. Именно в таких условиях возникает кризис гуманизма. Мы переживаем именно такой период в мировом развитии.

В континентальной Евразии, особенно на Алтае, в древние века происходили пассионарные «взрывы», которые повлияли на ход мировой истории. «Великое переселение народов» привело к тектоническим социально-экономическим изменениям в Европе, появились раннефеодальные государства, «миграция» войск Чингисхана стала предвестником централизованных государств на целом континенте…

Тюркские народы дали немало материальных и нематериальных благ всему человечеству. Это пассионарное движение стало буревестником диалога разных культур. От гуманитарного возрождения нации – к диалогу цивилизации – вот основное реноме программной статьи главы государства. В своих «Моральных учениях» Иммануил Кант писал: «Мы чересчур цивилизованы, но еще недостаточно культурны».

Культура любого народа – это сочетание корней и ветра. Если дерево без корней попадает под влияние ветров извне, дерева уже нет. Но если дерево стоит прочно на корнях, но нет ветра, то оно рано или поздно погибнет, потому что ветер не переносит его семян, а значит, не появляется новых саженцев, новой жизни, нового развития.

Вот такая сложность современного состояния культуры, определяемая сегодняшним днем и тем, что сталкиваются такие титанические явления, как глобализм и антиглобализм, как интернациональное и национальное, как толерантность, с одной стороны, и необходимость самосохранения – с другой.

Побеждает тот, кто строит не крепости, а мосты и магистрали.

 

Ерлан САИРОВ,

политолог

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн