СЛЕДЫ «БЕНЗИНОВОГО КРИЗИСА» приведут к политическому вопросу…

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №37 (401) от 12 октября 2017 г.

 

Постфактум

 


Итак, страна впала в бензиновый коллапс: намедни ночью (чтобы не попасть в огромные очереди) сам объехал полгорода в поисках народной марки бензина АИ-92 и не нашел. В части АЗС заправщики, завидев нас, начинали издалека махать руками, мол, даже не заезжайте, бензина вообще нет! Некоторые говорили, что бензин выдается только по талонам (а где их взять простому обывателю?).

 

Для объективности скажу, что в редких АЗС бензин все же был, но надо было простоять огромную очередь (в одной я насчитал около 30 авто). Или не было «демократичного» АИ-92, а продавали «элитные» АИ-95 и АИ-96. А в тех редчайших случаях, когда АИ-92 каким-то чудом оказывался в продаже, то его цена была иной – 153 тенге за литр, хотя только недавно он стоил намного дешевле и официального сообщения о повышении цен на горючее не было.

Вот такая ситуация сложилась на прошлой неделе в самом большом и бензиноемком мегаполисе Казахстана.

Можно сразу же отметить гениальные способности нашей власти в сфере психологии и маркетинга. Ведь такой ажиотаж, весьма возможно, создан для того, чтобы искусственно нагнетать горячие страсти по горючему и морально подготовить ни о чем не догадывающийся народ к резкому скачку цен на бензин!

Поездишь несколько дней в поисках вожделенного горючего и будешь готов купить его и за 200 тенге за литр, лишь бы залить свой опустошенный бак! Впору выдавать специальную премию имени Остапа Бендера всем нашим государственным менеджерам от нефти и ее производных за такой креатив!

Все мы понимаем также мультиплицирующую роль дорогого бензина для цен товаров первой необходимости. Особый политический шарм приобретает эта ситуация в связи с тем, что вся эта бензиновая вакханалия происходит сразу же после окончания «выставки века для Казахстана» – ЭКСПО-2017. И как раз, весьма «кстати», прозвучало поручение елбасы достойно подготовиться к празднованию 20-летия Астаны. Ведь мы жить не можем без тоя за государственный счет! Чем не раздражающие факторы?!

 

Конечно, проблему надо решать. Но для этого нужно четко понять суть происходящего. И не нужно, как власти, бубнить о том, что, мол, ничего страшного не происходит, все под контролем, вот только закупим больше про запас горючего – и все пойдет своим чередом.

Уверен, что только честный и заинтересованный разговор о происходящем (главное – невзирая на самые лица, в том числе и официально неприкасаемые!) позволит нам не только застраховать себя от подобных потрясений в будущем. Такой шаг даст нам возможность также решить ряд стратегических задач, стоящих как перед нефтяной отраслью, так и всей нашей многострадальной и так и не диверсифицированной экономикой!

А причина всего одна, и она заключается в двух самых главных вопросах современного Казахстана: почему государство (в нашем случае – народ) потеряло контроль над нефтью и в чьих руках она сегодня оказалась?

Я отнюдь не ретроград и не сторонник огосударствления всего и вся, я за привлечение инвестиций (в том числе и иностранных вложений в разные сферы экономики), но имею право задаться такими вполне логичными вопросами: «Что мешало в свое время государству сохранить баланс между приватизацией стратегических отраслей и сохранением государственного контроля над ними? Почему в угоду бесконтрольному экономическому либерализму была дискредитирована сама идея разумного государственного контроля над определяющими сферами экономики?».

Думаю, что причина ясна всем: новоявленным нуворишам нужно было вконец испоганить саму идею участия государства в экономике. И тем самым тихой сапой, в условиях отсутствия внутреннего инвестора постараться эффективно использовать два направления: привлечения иностранных инвестиций и приватизации наиболее рентабельных предприятий сырьевой отрасли узкой группой известных широким кругам лиц!

И теперь мы пожинаем плоды этой, олигархоориентированной приватизации! Дело дошло до того, что просто не с кого спросить: куда ни кинешь камень, попадешь в огород строжайшего режима, где даже нельзя упомянуть имя конечного бенефициара, который каждодневно получает доходы от продажи сырой нефти!

 

И пока эту ситуацию не изменим, не перестроим структуру собственности нефтяной сферы, не восстановим государственный контроль над этой стратегически, экономически и политически важной сферой, ничего не изменится: нефтяным балом будут править не государственные, а иные интересы. Ибо до сих пор никто – ни сам президент, ни многочисленные премьеры (о министрах скромно промолчу) не могут ответить на элементарный вопрос: почему за 27 лет Независимости, имея колоссальные доходы в «тучные годы», мы так и не смогли обеспечить внутренние потребности в горючем своими же НПЗ?!

У меня есть свой ответ. У очередной октябрьской бензиновой лихорадки есть две причины.

Первая заключается в хищнической алчности нефтяных баронов, которые живут сегодняшним днем и хотят срубить бабла сейчас и сегодня, даже в те периоды, когда просто невыгодно гнать сырую нефть в условиях низких мировых цен! Такое ощущение, что они понимают, что их комфортные дни сочтены, вот и живут по принципу «после нас хоть потоп»!

Они не построили новые нефтеперерабатывающие мощности только по одной причине, что их завтра не будет в этой стране! Так зачем же вкладываться в то, чем они не смогут завтра управлять?

Как известно, строительство очередного НПЗ требует политического решения, ибо задевает интересы двух влиятельнейших групп влияния: тех, кто за быструю распродажу сырой нефти, и тех, за кем стоят российские производители бензина и керосина. Учитывая, что такое решение еще не принято, то у народа возникает только две догадки: или нами правят те, кто приватизировал нефтяную отрасль, или это лобби просто купило с потрохами всех, кто должен принять такое решение! Иной причины для торпедирования в течение 27 лет идеи строительства новых НПЗ на территории Казахстана я не вижу в упор!

 

Вторая причина заключается в наличии пророссийских лоббистов, которые кровно заинтересованы в сохранении казахстанской зависимости именно от российских бензина и керосина. А ведь такая, точечная зависимость имеет далеко идущие (не только экономические, но и политические) последствия: начиная от причин вхождения в ЕАЭС и иные пророссийские интеграционные структуры, привязки к рублю тенге и цен на товары (включая и цены на «светлые нефтепродукты») и заканчивая влиянием Кремля на определение личности будущего преемника елбасы! Вот как далеко нас может завести простое автомобильное горючее!

«Бензиновая лихорадка» последних дней стала катализатором очередного этапа аргументации «теории заговора», которая давно уже обосновалась в умах не только доморощенных экспертов, но и (из-за отсутствия элементарной логики в действиях властей и закрытости нашей византийской верхушки) крепко засела также в умах рядовых граждан.

Осмелюсь высказать две из них. Первая, менее опасная для власти звучит примерно так: «Мол, в стране есть запасы бензина. Можно было такой цейтнот и не создавать, не вызывать негодование и так уже недовольного девальвацией, инфляцией, ростом цен, ожиданием повышения коммунальных тарифов, населения. Но есть определенные силы, которые против нынешнего премьера. Вот они и раскручивают ситуацию, чтобы вызвать недовольство елбасы. И если «правильно» и убедительно донести до ушей елбасы, что именно премьер довел страну до такого нефтяного цугундера, то и отставка не заставит долго ждать».

Версия, несомненно, имеющая право на жизнь. Но у нее есть одна нестыковка: реально в стране за нефть отвечает не премьер, а «Казмунайгаз» и если будет спрос с премьера, он спокойно может скинуть ответственность за кризис на главу нацкомпании. Но все также понимают, что даже не глава «Казмунайгаза» решает судьбу «черного золота» и НПЗ.

Хотя возникает и следующий резонный вопрос: каково влияние национальной компании «Казмунайгаз» на ситуацию с добычей нефти, ее транспортировкой и переработкой, если в собственности казахстанских нефтяных компаний давно и прочно (и уверенно!) сидят иностранцы? Им-то наши, казахстанские проблемы с бензином побоку! Не пора ли раскрыть полную картину с неказахстанским участием в главной сфере казахстанской экономики? Было время, мы, оппозиция, говорили о китайской экспансии в «черное золото» страны. Тогда официально называлась цифра около 30 процентов и это вызвало недовольство общества. Не думаю, что эта цифра пошла на убыль!

 

И теперь главное.

Одной из версий, которую я тоже не исключаю, является следующее предположение (оно звучит как в экспертных кругах, так и на кухне за рюмкой чая): «Такие катаклизмы создаются теми, кто хочет дискредитировать не кого-нибудь, а самого елбасы! Мол, некоторым, слишком уж ретивым и горячим так и не терпится прийти к власти! Вот и организовывают такие вещи, вызывая естественное возмущение граждан. Если не будет получаться раскачать лодку, то можно прийти к елбасы и сказать: «В стране ситуация стремительно ухудшается, растет протестный настрой, положение дел не скоро улучшится. И теперь весь негатив может отразиться на Вашем имидже. Не лучше ли Вам отойти к статусу «первого президента – елбасы», а мы сами тут порулим».

Такую версию тоже не исключаю. Но не могу представить себе реакцию елбасы…

И последнее. Понятно, что власть понимает всю пагубность сложившейся ситуации. Народ открыто говорит о том, что стыдно жить на нефти и не иметь возможности купить бензин по доступным ценам. Не зря, увидев резкий рост протестных настроений, власть, чтобы снять напряжение в обществе, сразу же приняла кадровые решения, отправив в отставку несколько чиновников, а точнее, заместителя министра и заместителя главы «Казмунайгаза».

Хотя возникает другой вопрос: если причина «бензинового кризиса» лежит на политической плоскости и зависит от первых лиц государства и влиятельнейших лоббистов, то причем здесь простые, реализующие утвержденную сверху государственную политику и выполняющие поручения своих бастыков «замы»?..

 

Амиржан КОСАНОВ,

специально для «D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн