Как Азаматхан СБЕРЕГ ВРЕМЯ, или почему паниковал организатор митинга в Астане

Репортажи различных СМИ, осветивших митинг, начинались с одного и того же утверждения о том, что в Казахстане впервые за несколько лет прошли мирные митинги. Мягко говоря, это неправда. Не берусь судить «про всю мировую революцию», но в Астане, кроме митинга 9 июня этого года, все митинги были МИРНЫМИ. И даже 9 июня митинг сторонников бойкота президентских выборов изначально планировался быть МИРНЫМ. Пока на НЕМИРНЫЙ его не спровоцировали силовые органы (читайте репортаж «D» в номере за 13.06.2019 г.).

На митинге 30 июня в Астане, как обычно, не обошлось без провокаций. Из толпы то и дело раздавались выкрики недовольных, мол, все это организовано оппозицией. Хотя филиал партии «Ақиқат» (ОСДП) к этому мероприятию не имел никакого отношения. Как и сторонники Мухтара Аблязова, если таковые даже и были среди участников митинга. Инициатором и организатором является руководитель доселе никому не известного общественного объединения – Экологический альянс «Байтақ болашақ» Азаматхан Амиртай. Правда, в списках организаторов, судя по видеоролику, выложенному в Фейсбуке ими самими же, значился и гражданский активист Айдын Егеубаев.

Чтобы понять, в чем провальность прошедшего санкционированного горакиматом митинга, остановлюсь на некоторых подробностях.

С 25 июня, как только организаторы митинга получили письменное разрешение, в социальных сетях шло его массированное анонсирование с обращением ко всем неравнодушным жителям столицы принять в нем участие. Увы, под знамена Амиртая и Егеубаева пришло человек 400 вместо ожидаемых тысяч (некоторые СМИ назвали цифру 100, что не соответствует действительности).

Главный спикер – Азаматхан Амиртай призвал всех почтить минутой молчания память жертв трагедии в Арыси. Что и было сделано.

А вот дальше все пошло не так. Не обделив себя регламентом, последующих выступающих он жестко ограничил во времени – всего по 4 минуты.

Первым микрофон был предоставлен заместителю председателя партии «Ақиқат» и руководителю ее столичного филиала Асхату Рахимжанову. Едва русскоязычный политик открыл рот, как из толпы раздались истошные выкрики: «Қазақша сөйле! Керегі жоқ сенің орысшаң!». Нацпатовский раж защитников государственного языка остудили другие: «Сөйлей берсін! Жаппаңдар ауызын!». Асхат продолжил:

Мы призывали бойкотировать пошедшие 9 июня президентские выборы. В них участвовали марионетки-куклы. Это не народные представители.

Основная проблема еще и в том, что в Казахстане раздут институт президентства – громоздкий, не нужный, с невероятно огромными полномочиями. С президентом согласовывают всё – законы, кадровые перестановки, назначения на должности, даже генплан застройки столицы. Нам такой президент в принципе не нужен.

Единственным противовесом может стать народный парламент. Но не этот. Этот парламент – делопроизводитель. Он просто оформляет то, что уже принято. Где эти депутаты, почему их здесь нет? Потому что они оторваны от народа, они смотрят на нашу жизнь с высоты 22-го этажа. Поэтому нам нужна конституционная реформа. Нам нужен сильный парламент. Парламент, который будет представлять наши интересы...

Однако то, о чем он говорил и что хотел донести до слушателей, явно не понравилось Азаматхану Амиртаю. Он бесцеремонно вырвал из его рук микрофон, хотя определенные для выступления Асхата 4 минуты не вышли.

Было прервано и выступление руководителя Центра защиты социальных прав Ляззат Хамзе, говорившей о праве казахстанцев на достойное жилье и предложившей конструктивные идеи в резолюцию митинга.

Забрав микрофон из ее рук, Азаматхан вдруг ни с того ни с сего обратился к митингующим: «Нас Аблязов призвал не ходить на митинг 30 июня. Он против демократии!». Тему Аблязова закрыли возгласы: «Ода шаруаң болмасын!» («Пусть тебе не будет дела до него!»).

Что произошло далее, иначе, как провокацией со стороны самого главного спикера назвать трудно. Между ним и другим организатором митинга Айдыном Егеубаевым произошла потасовка за монополию на микрофон.

Егеубаев, нигде не работающий, но успешно присосавшийся к астанинской группе гражданских активистов и успешно пропиаривший себя во времена земельных митингов, начал с больной для всех казахстанцев темы – опасности оккупации Казахстана Китаем, угрозе оказаться одной из его провинций. И предложил внести в резолюцию митинга требование о принятии закона, согласно которому признать изменниками Родины всех, кто причастен к распродаже земли иностранцам, пересмотреть законы о президенте, правительстве, правоохранительных органах, «потому что там нет статей о том, что они должны служить народу и защищать его интересы». Призвал власти освободить политических заключенных – Макса Бокаева, Арона Атабека. Но «забыл» назвать Мухтара Джакишева.

Казалось бы, ничто в его спиче не вышло за тематическую канву митинга. Тем не менее, Амиртай стал силой вырывать микрофон из рук Егеубаева с выкриками: «Болды! Мына митингтің жауапкершілігі менің мойымда!». Тот применил такой же прием. Толпа в шоке. Гул возмущения. В рукопашной схватке за микрофон Егеубаев потерпел поражение. Вчерашние друзья сегодня, наверное, заклятые враги.

Многодетную мать из Астаны вновь «заглушил» спикер: не хватит времени, я неcу ответственность, меня слушайте.

На «бронепоезд» Азаматхана кое-как взобрался активист Андрей Маклаков: «Я представляю интересы многих тысяч людей, которые называются дольщиками и бездомными. Я хочу, чтобы были услышаны наши требования. Они просты: исполнять все обязательства, которые уже взяты, исполнять законодательство, чтобы жилищный вопрос раз и навсегда был решён».

Гражданская активистка Гульмира Сарсенбаева привела с собой на митинг около 60 жителей районов Астаны, чьи проблемы «с бородой» – «Кирпичный», «Ондіріс», которые уже 15 лет не могут узаконить свои земельные участки и, соответственно, построенные на них свои жилища.

Выступление следующего участника о приоритете казахского языка как гаранта национальной безопасности опять-таки прервал спикер, обратившись к волонтерам: «Ребята, здесь провокаторы есть! Смотрите за ними!».

Несмотря на прохладную погоду, температура в сквере накалилась. Толпа стала скандировать: «Болатбек! Болатбек!». Под давлением массы спикер предоставил слово гражданскому активисту Болатбеку Блялову, за день до этого вернувшегося из Арыса. «Неуместно праздновать День столицы (читайте – день рождения Назарбаева – ред.) на фоне событий в Арысе. Если раньше нашим лозунгом был «Шал, кет!», то сейчас должно быть «Шалдар, кетіңдер», – призвал он. На этой пламенной ноте Азаматхан стал и у него вырывать микрофон, включив все децибеллы: «Жауапкершілік менің мойымда!» («Ответственность на моей шее!»). Болатбек Блялов в мгновение ока стал чуть ли не национальным героем. Сойдя под аплодисменты с «бронепоезда», он поодаль от главной площадки организовал свой митинг.

На мой субъективный взгляд, ничего позитивного.

Во-первых, в глазах столичной общественности и приехавших на митинг граждан из Караганды, Уральска, других регионов страны его организаторы полностью дискредитировали себя своим бескультурьем и явным испугом перед разрешительной властью – как бы чего не вышло. Полагаю, не случайно Азаматхана Амиртая одно из СМИ, за которым торчат «уши» приближенного к власти олигарха, назвало «провластным активистом».

В-вторых, на подобные «разрешительные» митинги с подачи «провластных активистов» народ вряд ли еще раз клюнет. Он, этот народ, уходил из сквера на Пушкина – Кудайберды в полном разочаровании. Акорда торжествует. Проект удался на славу. Полиция, кареты скорой помощи просто отдыхали.

Когда спикер объявил о роспуске митинга, засекла время. Было 12 часов 28 минут. То есть до завершения митинга, согласно регламенту акимата, оставалось еще 32 неиспользованные минуты…

Жумабике ЖУНУСОВА,

«D»

Республиканский еженедельник онлайн