Как ушли «НИГУ»

  • Замена Нурлана Нигматулина в кресле председателя Мажилиса Парламента РК Ерланом Кошановым, случившаяся 1 февраля 2022 года, дает исчерпывающий ответ на некоторые вопросы не только казахстанских, но и зарубежных экспертов.

Нурлан Нигматулин (кличка в корридорах Акорды – «Нига» – ред.) долгие годы был одним из ближайших, хотя и не близких лично, соратников Нурсултана Назарбаева и держался внутри правящей элиты достаточно независимо. Более того, по оценке KZ.expert, он один из тех немногих высокопоставленных деятелей, кто способен не то чтобы восстать против Токаева, но рискнуть отказаться исполнять его волю, тем более что речь шла о кресле главы Мажилиса Парламента РК.

Причем для этого ему не требовалось никаких резких действий – достаточно было отказаться написать заявление от депутатского мандата по квоте партии «Nur Otan».

Это не спасло бы Нигматуллина, но процедура его отставки заняла бы достаточно продолжительное время – политическому совету «Nur Otan» пришлось бы исключать его из рядов партии, что с учетом текущей внутриполитической ситуации вызвало бы определенный скандал.

Но бунта на корабле не случилось. А это означает, что Нурлан Нигматулин согласился с решением Касым-Жомарта Токаева. Хотя оно нанесло ему сильнейший удар, причем не только по репутации, но и по положению в правящей элите. И вполне возможно – по их с братом семейному бизнесу. 

Покорность Нурлана Нигматулина четко свидетельствует о том, что все действия Токаева если не прямо согласовываются с елбасы, то им санкционированы… Железобетонное подтверждение этому — тот факт, что Акорда смогла поменять председателя Мажилиса Парламента РК, то есть главу законодательной ветви власти в стране (человека, которого по логике избирают избиратели, а не назначает глава государства), всего за один день. Факт остается фактом – в Казахстане законодательная власть прямо зависит от исполнительной. Пусть в данном случае не напрямую, а через прокладку – партию «Nur Otan», но тем не менее зависит на сто процентов.

Кстати, судя по всему, фракция партии в Мажилисе Парламенте РК не собиралась и не обсуждала столь важный вопрос, как смена главы палаты (их однопартийца), а Политический совет «Nur Otan» даже не задумался о том, что такая кадровая рокировка обязательно должна быть ими рассмотрена и одобрена… Решение столь важного политического вопроса, как смена прежнего главы Мажилиса на нового, заняло у Токаева всего один день.

При этом никто — ни отставник Нурлан Нигматулин, ни его многочисленный клан, ни политсовет правящей партии ««Nur Otan», ни депутаты от нее — не предприняли ничего, чтобы этому помешать. И это, между прочим, свидетельствует о том, что даже если Нурсултан Назарбаев и перестал быть главой авторитарной политической системы и «суперпрезидентской» вертикали (во что мы не верим), то его место немедленно занял Касым-Жомарт Токаев. Соответственно, максимум, что в стране поменялось, – только персона, которая «царствует» в ней.

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн