Модернизация: У НАС И У НИХ

Итак, кандидаты на пост президента Казахстана известны. Очень скоро мы узнаем имя человека, который, будучи полноправно избранным президентом, станет руководить страной ближайшие пять лет. И, независимо от того, кто именно возглавит страну, он столкнется с огромным количеством проблем, требующих скорейшего решения и с необходимостью осуществлять перемены.

Пусть эти перемены для начала будут небольшими, пошаговыми, но они должны быть! В любом случае делать что-то реальное придется. Народ настолько устал от существующего положения вещей, от пустой болтовни и прожектерства, от воровства и коррупции, от отсутствия развития во всех сферах экономики и от длящегося много лет неуклонного снижения уровня жизни, что дальше терпеть просто не сможет, да и не будет. Работы, требующей реальных изменений в политической, экономической, промышленной, социальной и других сферах нашей жизни, настолько много, что даже простое, конкретное перечисление всех проблем может занять слишком много времени. Со многими из этих проблем можно ознакомиться в программах партий, выдвигающих своего кандидата, и в предвыборных программах и речах внепартийных кандидатов, где они так или иначе обозначены.

Но даже и они не охватывают и не отображают весь спектр тех дел, которые предстоит реализовать. Ведь, говоря начистоту, почти все тридцать лет нашей независимости можно считать, если не полностью потерянными, то бездарно упущенными с точки зрения развития нашей страны и общества. Глядя на успешные результаты самых разных стран, еще острее ощущаешь боль за впустую разбазаренные годы. Пронзительная боль от того, как неэффективно, неуспешно и без созидания прошли эти годы, и как много можно было сделать для страны и для людей. И ведь это касается каждого взрослого казахстанца! А в сумме это миллионы потерянных лет! И в них есть годы моей жизни и годы моей семьи. Ведь на стартовой позиции мы имели все необходимое для качественного развития: высокий интеллектуальный потенциал народа, высокий уровень промышленности и сельского хозяйства, огромные природные ресурсы, неплохую экономику и социальную сферу, отсутствие внешнего долга. Думаю, наши кандидаты все прекрасно понимают, хотя никто из них не говорит откровенно о всех наших проблемах и болячках громко, на всю страну.

Разные страны в разные исторические периоды попадали в тяжелейшие ситуации. Будь то разрушения, вызванные последствиями войны или стихийных бедствий, или тяжелейшие экономические кризисы, или в результате революций и переворотов, внутренних конфликтов и многое другое. Перед ними стояли задачи выхода из сложившейся тяжелой ситуации и быстрейшего решения самых разных задач. И не так уж много найдется примеров, когда руководству таких стран удавалось достойно выйти из тяжелых ситуаций и достичь результатов, которые удивляли мир своими достижениями, которых от них никто не ожидал. Нет ни одного примера, похожего один на другой, все очень разные.

Но в каждом из них можно найти что-то знакомое нам и что-то полезное нам. Что-то такое, с чем наша страна сталкивалась на протяжении всех лет независимости и сталкивается сейчас. У проблем, которые нам предстоит решать, есть много общего с проблемами, которые другие страны уже прошли. Но для них это уже стало историей, а для нас это актуальные задачи, требующие быстрого решения.

Возьмем послевоенную Германию. Последствия войны для Германии были катастрофическими: объем промышленного производства в 1946 г. составлял около 33% от довоенного уровня, сельское хозяйство было отброшено на 30 лет назад, производство стали сократилось в 7 раз, добыча угля упала более чем в 2 раза. Германия лишилась 25% своей территории, каждый второй немец был безработный, 20% жилья было полностью разрушено, а 25% повреждено. Немецкие деньги ничего не значили, в стране господствовал «черный» рынок, на котором население рассчитывалось валютой, сигаретами или кофе. Один из журналистов, характеризуя Германию того времени, сказал: «Германия – это куча мусора, в которой копошатся 40 млн голодных немцев». 

Для оказания помощи разрушенной Европе США предложили план помощи, получивший название «План Маршала». Общий объем помощи Германии за время действия программы (1948–1951 гг.) составил около 1,6 млрд долларов – около 10 млрд долларов по сегодняшним ценам. Но нам ли не знать, что такое иностранные деньги? И мы прекрасно знаем, как с ними обращаться. Нет такой иностранной инвестиции или займа, который нельзя было бы разворовать! За годы независимости мы умудрились увеличить внешний долг с нуля до почти 170 млрд долларов. При этом эффекта от этих денег практически нет…

Рыночная экономика функционирует только при условии свободы! Свободы потребления, свободы выбора профессии и рабочего места, свободы предпринимательской деятельности и распоряжения частным имуществом, свободы заключения договоров. Исходя из этих утверждений, можно ли говорить о наличии рыночной экономики в Казахстане? Есть ли она у нас? Думаю, ответ очевиден! Но экономическая свобода, в свою очередь, невозможна в условиях политической несвободы! Государство должно было являться только регулирующей и конституирующей силой, способной формировать общество.

Ну, а есть ли в нашей стране политическая свобода? Вопрос тем более бессмысленный! Особенно если посмотреть на результаты нашей экономической деятельности за все годы независимости. Конечно, нельзя сравнивать послевоенную Германию с сегодняшним Казахстаном, но, как мы видим, много общих проблем, которые немцы смогли успешно решить и которые предстоит решать новому руководству страны.

Говоря о странах, удививших мир своими результатами, нельзя не вспомнить Сингапур – одно из самых маленьких государств в мире, его площадь составляет всего 710 кв. км (площадь Алматы около 700 кв.км).

До начала модернизации Сингапур был беднейшей страной третьего мира, не имеющей никаких экономических преимуществ и запасов природных ресурсов. Даже пресную воду стране приходилось покупать в Малайзии. Большая часть населения проживала в трущобах и была безграмотна. В стране процветали коррупция, торговля наркотиками и морское пиратство.

Модернизация государства началась с приходом к власти в 1959 году основателя Социал-демократической партии народного действия 36-летнего Ли Куан Ю – в прошлом адвоката, получившего лондонское образование. Он занимал пост премьер-министра до 1990 года, но даже после отставки с поста премьера продолжал направлять работу кабинета, занимая до 2004 года должность старшего министра, а после этого и почти до самой смерти в 2015 году – должность министра-наставника. 

Реформы Ли Куан Ю позволили стране совершить экономический рывок. Сегодня Сингапур – один из мировых лидеров в высокотехнологичных отраслях, таких, как электроника и фармацевтика, крупнейший финансовый и нефтеперерабатывающий центр. Почти 3% населения страны – долларовые миллионеры. Номинальный ВВП на душу населения по паритету покупательной способности страны в 2017 году достиг 93 тысяч долларов – третье место в мире после Катара и Люксембурга. В Казахстане официальный ВВП на душу населения равен 8840 долларов, т.е. ниже более чем в 10 раз.

Как удалось добиться этих результатов в короткие сроки – за время правления одного человека, всего за пару десятков лет? Модернизацию Сингапуру обеспечили усилия в четырех ключевых направлениях, таких, как: политическая стабильность, эффективная борьба с коррупцией, экономические реформы и социальная модернизация.

Сегодня Сингапур – одна из наименее коррумпированных стран в мире. Однако в 1950-е годы взятки брали открыто, это было традицией местных властей. Новое правительство поставило задачу искоренить коррупцию, невзирая на личные связи и не делая исключений. В стране было создано специальное Бюро по борьбе с коррупцией, подчинявшееся лично премьер-министру. Сотрудники бюро были наделены широкими полномочиями, имели право задерживать и обыскивать подозреваемых в коррупции, проводить расследования в отношении их родственников и поручителей, расследовать любые правонарушения, вскрывшиеся в ходе разработки коррупционного дела. Объектом антикоррупционных расследований становились члены кабинета министров и даже родственники премьер-министра. В результате ряд высших чиновников оказался в тюрьме, некоторые сидят до сих пор. Многие коррупционеры бежали из страны. Когда близкого друга премьер-министра уличили в коррупции, Ли Куан Ю отправил его в тюрьму. В прессе широко освещался случай, когда министр социального развития Сингапура, пойманный на взятке в 315 тысяч долларов, после разговора с Ли Куан Ю совершил самоубийство.

Другим направлением борьбы с коррупцией стало упрощение регулирования и повышение престижа госслужбы. Полномочия чиновников были детально регламентированы, для них установили целый ряд запретов и ограничений, процедуры принятия решений стали проще и прозрачнее. Госслужащие ежегодно подают специальную декларацию о расходах и об отсутствии у них долгов. Предоставление чиновником ложных сведений в такой декларации приводит к увольнению с госслужбы.

Чиновникам запрещено принимать любые подарки в виде денег или в любой другой форме от людей, состоящих с ними в деловых отношениях. Запрещено также принимать приглашения, способные поставить сотрудника государственного ведомства в любого рода зависимое положение. Если чиновник не может отказаться от подарка (например, в соответствии с протоколом визита иностранной делегации), он может его принять, но должен незамедлительно передать главе своего департамента. Чиновник может взять подарок только в том случае, если предварительно заплатит за него по цене, определенной бухгалтерией его ведомства.

Правительство Ли Куан Ю сделало ставку на привлечение иностранных инвесторов, развитие финансового рынка и высокотехнологических отраслей промышленности. В Сингапуре были приняты простые и прозрачные процедуры регистрации и регулирования бизнеса. Город-государство стал первой страной в Азии, которая смогла установить очень благоприятные условия для иностранных корпораций, и последние стали открывать в стране филиалы. Была создана простая и прозрачная система налогообложения с низкими налоговыми ставками. Для избежания двойного налогообложения Сингапур подписал около 70 соглашений с иностранными государствами. Для сравнения: в Казахстане бизнес-климат считается тяжелым и очень рисковым. Поэтому иностранные корпорации не идут в нашу страну, за исключением нефтяной и сырьевой сферы, где отношения строятся на особых, договорных началах.

На первый взгляд кажется, довольно просто! Политическая стабильность, жесткая борьба с коррупцией, комфортный бизнес-климат и привлечение иностранных инвестиций. Все из этих целей правительства Сингапура, так или иначе, присутствуют во всех программах наших чиновников и во всех посланиях первого президента. Только результата нет. Ни одна из перечисленных целей, в отличие от Сингапура, в нашей стране не достигнута! Если сравнить, как борются с коррупцией в Сингапуре и у нас, как распоряжаются с иностранными инвестициями у них и у нас, как относятся к бизнесу у них и у нас, то все становится на свои места. Одно дело писать красивые программы, кидать лозунги и не достигать никаких результатов и другое дело иметь политическую волю и претворять сложные задачи в жизнь.

А тот факт, что не имеющий ни капли своей нефти Сингапур является третьим в мире центром нефтепереработки, для граждан нашей богатой нефтью страны вообще находится за гранью понимания.

Вот и будет главной задачей наших кандидатов не разработка и оглашение проектов, планов и программ, которыми мы уже наелись за годы независимости, а реальные дела и перемены. И, наверное, не случайно кандидат в президенты РК К.-Ж. Токаев 13 мая предложил казахстанцам назвать главные проблемы страны, пообещав учесть их в случае победы на выборах. С одной стороны, это позитивное стремление кандидата услышать свой народ, но, с другой стороны, этих проблем может оказаться так много, и они будут настолько вопиющи и эмоциональны по своему содержанию, что не только воплотить, но даже систематизировать их будет очень сложно и долго. И результат этих действий окажется очень низким. Да и люди нужны, которые смогут грамотно проводить эту огромную работу. Есть более эффективные пути и механизмы, доказанные и временем, и опытом.

И в заключение статьи, сравнивая эффективность наших и сингапурских чиновников, припоминается мне встреча с министром социального обеспечения Сингапура в далеком 1999 году. Один из членов нашей группы спросил у миловидной женщины-министра: «Скажите, а как вы работаете с письмами граждан? И сколько писем приходит в ваше министерство в день?». Улыбнувшись, она ответила: «Мы очень радуемся письмам наших граждан! К сожалению, они пишут нам очень мало. Но вот на прошлой неделе пришло два письма. Мы так обрадовались и сразу же отправили по этим адресам наших специалистов. На сегодняшний день вопросы, которые граждане поставили перед нами, уже решены. И мы этому очень рады. Ведь мы всегда помним, что наше личное благополучие основано на налогах, которые платят наши граждане и которые, в конечном счете, являются нашими работодателями».

(Продолжение следует)

Айдар АЛИБАЕВ

  • В статье использованы материалы зарубежных СМИ
Республиканский еженедельник онлайн