Нас объявили “ПАРАЗИТАМИ” – депутаты молчат

Одним из самых важных критериев уровня благосостояния любой страны является показатель роста его населения. Он, собственно, и определяет реальную политическую стабильность в стране и его позитивное социальное и экономическое становление в тот или иной период развития.

Со дня обретения независимости рост нашего населения составил 12% – сравните численность населения в 1991 году (16,6 млн.) и 18.4 млн. человек сегодня. Иначе говоря, ежегодный прирост нашего населения за время независимости составил в среднем менее половины процента. Разумеется, учтем значительный отток наших сограждан в 90-х годах. Вместе с тем, наша страна приняла около одного миллиона оралманов. Но в итоге сегодня уровень ежегодного роста населения составляет всего 1,55% (2017-18 годы), что является крайне низким показателем для условий нашей малочисленной и обширной страны.

При этом в годы руководства нашей республикой Д. Кунаева, в 60-70-х годах, рост населения составлял свыше 4% в год. В целом же в период его руководства, с 1964 по 1986 годы, рост составил 39%. 11,4 млн. в 1964 году и 15,9 млн. в 1986-м. Конечно, мне могут возразить, что время после распада СССР обусловило иную демографическую ситуацию. Но взглянем на эти цифры у наших ближайших соседей (1991- 2018 гг.).

Лучшие показатели здесь у Таджикистана, где рост населения за это время составил 68 процентов: с 5,4 млн. до 9,1 человек. Далее идёт Узбекистан с ростом 61% (1991г. – 20,7 млн., 2018 – 33,3 млн.). Неплохой показатель у Кыргызстана, рост 42%.

Однако даже многомиллионный Китай, при всем режиме ограничения рождаемости, увеличил своё население за это время на 21%, больше чем у нас на 9 пунктов, что очень много. Получается, что среди наших ближайших соседей мы занимаем последнее место. Между тем, для полнокровного развития экономики на необъятных просторах нашей земли, а также исходя из задач безопасности (обороноспособности), нам необходимо население в 30-50 млн. человек. А для этого нужна целеполагающая программа по позитивному демографическому развитию.

Примером такого подхода к вопросу может служить программа России, где выплата материнского капитала кратно превышает цифры нашей адресной социальной помощи.

Вспоминается автору и другой факт оказания помощи многодетной семье. Более 10 лет тому назад молодая пара казахов переехала на ПМЖ в Канаду. По истечении 6 лет у нее родились 4 ребёнка. Канадские власти бесплатно выделили этой многодетной семье особняк на двух уровнях, памятуя о том, что она на 4 человека увеличила число граждан этой страны. Кроме того, семья была прикреплена к продовольственному супермаркету, где они могли покупать продукты по льготной цене. То есть, государственная поддержка уже десятикратно превысила наши показатели по адресной социальной помощи. При этом никто их иждивенцами и паразитами не называет. Приведённые выше цифры и есть реальный показатель антистабильности развития нашей социальной экономики, критерий отсталости от мировых трендов роста численности населения.

Для наглядности отметим здесь и то обстоятельство, что в сравнение с мировыми темпами прироста населения за эти же годы (45%), мы отстаём на все 33 пункта (у нас 12%). Весь мир растёт в 3,6 раза быстрее. Мы остаёмся в глубокой пропасти демографического антиразвития и вялотекущего роста. Если такая тенденция сохранится, то мы попросту исчезнем в этом динамичном мире роста. Мы по населению маленькая страна, с ещё более мизерными показателями по нашему этносу, который и сегодня, и завтра будет прирастать только селом. Сегодня мы ещё составляем 0,23% от мирового населения. Завтра из-за ничтожности нами можно будет уже пренебречь.

Особенно плохо обстоят дела в сельской местности. Только в моём родном Мойынкумском районе Жамбылской области численность населения сократилась за эти годы на 10 тысяч человек. Около пяти сёл практически перестали существовать, огромные площади сельхозугодий брошены на произвол. Когда я слышу сухие государственные цифры, что из 7700 населённых пунктов Казахстана только 1800 считаются перспективными, я понимаю всю катастрофу, сложившуюся в нашем аграрном секторе. Ведь там, в этих сёлах, живут наши люди, наш народ. Неужели за все эти годы независимости мы ничего умнее не придумали, как фактически объявить их “паразитами”. Ведь я тоже, выходит, родился в паразитирующем районе.

Наше сельское хозяйство давало в 2016-17 годах 4,8% ВВП страны. В 2018 году этот показатель упал до 4,6%. В годы же СССР наши аграрии генерировали 36-38% продукции страны.

Мы, и лично я, гордились нашим селом. Мои земляки – Ж. Куанышбаев был дважды героем Социалистического труда, Д. Итбасова – трижды орденоносцем. Все они уроженцы малых сёл. А теперь нас объявили “паразитами”, которых, по образному выражению Божко, надо «поставить в стойло». Он даже не извинился за свой антисоциальный проступок по отношению к нашему народу. Видимо, прекрасно знает, что наша извечная терпеливость давно уже сдеформировалась до убогой покорности (Тауба, тауба!).

За годы независимости терпеливые жители нашего села были первоначально обворованы в части земельных наделов. Даже общие сельские пастбища народа ушли с подковёрного молотка «прихватизации». Простой сельский наш труженик, который до сих пор кормит город натуральным мясом, молоком и овощами, прогнулся в три погибели перед теми, кто через клановые хитросплетения захватил наши главные богатства – земли и поливную воду. В беседе с производителями овощей я, например, слышу чаще всего о непомерных арендных аппетитах тех, кто владеет землей. А это ложится на цену продукции в размере до 15-30%. И это только за то, что они владеют бумажками (актами) на права собственности.

Когда же мы, наконец, повернёмся лицом к нашему сельскому народу? Ведь издавна страна всегда прирастала нашим аулом. Кто будет кормить нас через 10-20 лет? Мы уже сегодня завозим 80% нашей молочной продукции из за бугра. Приблизительно такое же положение по консервированным овощам. СКОЛЬКО И КАК ДОЛГО НАШ НАРОД БУДЕТ ПАДАТЬ ЕЩЁ ВНИЗ?

Вопрос прироста численности населения – это прежде всего задачи геополитики. Наша огромная земля, способная прокормить кратно больше населения, по современным меркам практически не заселена. Это сильно отзовется нам в будущем, если уже не сказалось. Наших многодетных матерей, которые в основном из аула, наш же депутат (Божко) в стойло загоняет и иждивенцами называет. И весь наш “народный” парламент молчит. Они что, все родились не на нашей земле?!

Айдар Сеит-Кожа СЕЙДАЛИЕВ,

общественный корр. «D»

Республиканский еженедельник онлайн