НАШИ КОНИ еще не пали…

  • О духе народа и социальном оптимизме

Встречаю в ленте и комментариях слова сомнений, настроение растерянности и разочарования. Это происходило как до псевдовыборов, так и после.

Считаю гуманитарным или моральным преступлением со стороны власти ломать волю, дух народа, его веру в себя, в свою историческую правоту и миссию. Настроения апатии и разочарования опасны тем, что они заставляют людей опускать руки, терять социальный оптимизм, без которого невозможны подъем народа, реализация его способностей и талантов, достижение поставленных целей и задач.

Подобное наш народ переживал в 1930-ые. Какой страшный удар это нанесло нации – известно. Но даже тогда находились люди, которые пытались сохранить дух, которые писали книги, противостояли губительным решениям власти вопреки угрозам. Сейчас власть делает нечто подобное – пытается сломать волю народа, уничтожить в нем нравственные ценности, лишить моральных ориентиров, навязать сомнительные императивы.

Давайте поговорим начистоту. Откуда апатия, вызванная псевдовыборами? Откуда разочарование тем, что народ массово не выходит на площади городов? Дождитесь результатов независимых наблюдателей, и вы удивитесь тому, как многое можно сделать малыми силами, даже в условиях отсутствия единства, лидеров, финансирования. Лишь малая толика народа проголосовала, но, защищаемая несколькими тысячами по-настоящему независимых наблюдателей, она смогла сделать многое (о результатах – отдельный разговор).

Я вижу в ленте отдельные протоколы по участкам, городам. Это – просто бомба! Говорить после этого о бесполезности гражданских порывов просто нелепо. Народ и независимые наблюдатели сознательно участвовали только в двух избирательных компаниях – 2019 и 2021 гг. Даже при расхождении тактик на президентских выборах народ сам вывел «темную лошадку» во второй тур. С первого же раза, фактически без координации, без штаба, без финансирования. На прошедших псевдовыборах, даже без широкой агитации, при отличающемся в подходах протестном голосовании народ опрокинул партию власти, сокрушив миф о ее доминировании и ее массовой поддержке народом. Разве этих результатов мало? Разве они не внушают веру в то, что при желании народ может достичь большего?

Идем дальше. Кто-то разочарован в том, что народ не вышел на площади. Откуда это разочарование? Или у вас было девять человек-единомышленников, которые в свою очередь имели по десять человек-единомышленников, а у вашей сотни было еще девять сотен единомышленников?

Нет, этого не было. Тогда разочарование не имеет отношения ни к народу, ни к сложившейся ситуации. Разочарование проистекает исключительно из ваших ожиданий, основанных на вере в чудо. Что ж, чуда не произошло. Если бы вас подвела ваша десятка, сотня, тысяча, я бы понимала разочарование, даже гнев от предательства. Но предательства не было. Потому что не было тех, кто обещал бы вам выйти на площадь.

Так на чем основаны ожидания и, как следствие, разочарование? На том, что кто-то придет и все сделает, рискуя своей здоровьем, нервами, безопасностью, покоем своей семьи?

Вышедшие с протестом имели рядом с собой только свою первую десятку или сотню. Этого недостаточно, но они имеют право на разочарование, если их кто-то подвел. Обратите внимание на то, что оптимизма гораздо больше в тех, кто что-то делает, пусть даже ошибается, терпит поражение. Хотя, казалось бы, должно было быть наоборот. Но они черпают силу в своей деятельности, в своей правоте, в своей вере в страну и народ. 

Чего могут добиться малыми силами энтузиасты, выходящие на площади? Как минимум, сделать полезную и необходимую работу – показать другим, что можно делать даже в условиях авторитарного режима, обнажить лицо власти и позицию силовиков. Стоя там, они хотя бы напрямую обращались к силовикам, раскрывая их суть. Надеюсь, хоть до одного-двух достучались.

Что теперь может сделать народ? Помочь энтузиастам, а именно выражать свое отношение к действиям полиции. Почему насилие отдельного человека вызывает более широкий общественный резонанс, чем насилие силовиков? Почему гибель человека, например, при пожаре вызывает большее возмущение, чем гибель человека в застенках СИЗО? Что несет бОльшую угрозу обществу, стране?

Народ проиграл лишь тогда, когда сломлен его дух, его воля. Пока этого не произошло, народ не проиграл. Пока вы сохраняете свой дух, свой оптимизм, веру в себя и народ, вы не побеждены. Вместо разочарования, грозящего разрушить вас изнутри, поразить бессилием, можно попробовать что-то делать. Неважно, как Вы относитесь к Мамаю или «ояновцам», к другим гражданам, задержанным полицией. Вы можете говорить не столько в защиту отдельных лиц, сколько против насилия и беззакония, которое практикуется в стране. Не ради конкретного человека, а ради всех, кто потенциально может быть подвергнут подобному насилию и пыткам. Вероятно, будут суды по искам независимых наблюдателей, а также тех, кто удерживался на морозе в течение многих часов. Можно поддержать их, даже просто распространяя информацию, комментируя происходящее в судах, показывая тех, кто нарушал закон, кто проявлял насилие, осуществлял пытки, кто будет выносить решение по этим делам. Просто выражать свое отношение. Для этого не надо совершать подвига, достаточно от горячего обсуждения происходящего за пределами страны обратить свой неравнодушный взор на собственное государство.

Должен ли народ высказывать свое отношение к депутатам мажилиса и маслихатов? Безусловно. Они нами не избраны, они назначены вопреки нашей воле. Нам навязали игру под названием «депутат в мешке». Что ж, это неплохо: народ увидел, что за нелепость есть выборы по партийным спискам. Сомневаюсь, что даже те, кто добровольно голосовал за «Нур Отан», ожидал таких неприятных сюрпризов. Знают ли они вообще этих людей?

У нас украли голоса, но не могут украсть наши чувства, наше отношение к происходящему. Все, что происходит в стране, должно находить оценку народа. Это, среди прочего, способ сохранить, не растерять нравственные ориентиры, что порой важнее многих других вещей. Экономику можно будет поднять быстро, а мораль, нравственное здоровье, сила закона будут восстанавливаться десятилетиями. Именно поэтому важно не уставать транслировать то, что по-настоящему ценно: справедливость, честность, добро, порядочность, единство, взаимовыручка. И не менее важно говорить о том, что для народа не приемлемо: ложь, беззаконие, насилие, коррупция, продажность, беспринципность, хамство, лизоблюдство и т.д.

Когда мы ждем помощь и поддержку демократических стран (арест счетов коррупционеров, реакцию на нарушение прав человека и т.д.), надо понимать, что должны быть свои самостоятельные действия, к которым и прилагается помощь. А не наоборот: кто-то делает, а мы смотрим и кричим: «Давай! Давай!». Так не бывает.

ОБСЕ говорит о нарушениях при голосовании, подсчете голосов, о действиях силовиков, о несоответствии выборного законодательства международным нормам, об отсутствии реальных оппозиционных партий и препятствии к их регистрации. Говорим ли мы сами об этом? Может, лучше говорить об этом вместо слов о том, как кто-то разочарован?

Что делать, когда вы не верите тем или иным лицам, организациям, движениям?

Все подозревают друг друга в аффилированности. Зачем гадать, что за силы стоят за кем бы то ни было? Себе же вы верите. Этого уже достаточно. Делайте что-то по мере сил. Это придаст вам веру и осознание совей нужности народу, стране. Мы говорили о фейках, о купленных акиматами и госучреждениями СМИ. Можно дезавуировать их действия, их пропаганду, их славословия, их ложь.

Сегодня, в период обостряющейся в мире информационной войны, это особенно важно. Сделаем напрасными затраты на недобросовестные СМИ и покупных ломов, изолируем фейковые аккаунты. Это наши уходящие в пустоту деньги.

А это – нам в помощь: «Социальная сеть Facebook сообщила 12 января, что удалила в декабре 2020 года десятки профилей… Основанием для удаления названо «скоординированное неаутентичное поведение». Это понятие в Facebook понимается как «скоординированные усилия для манипулирования публичными дебатами для стратегической цели, где фальшивые аккаунты являются основными для операции»…

Каким будет народ, такой будет и страна. Посмотрите на народ, и в нем вы увидите его будущее. Поэтому навязываемые нам формулировки, повторяемые, как мантра, – «мы такие никчемные», «мы не способны», «мы разрознены», «мы молчим» – несут зло. Они внушают сомнение в себе, распространяют апатию, заражают пессимизмом. Встряхнитесь, покопайтесь в себе. Так ли вы слабы и никчемны? Чем вызваны ваши жалобы, претензии, разочарование? Перенастройтесь с распространения пессимизма на принятие оптимизма, веры, силы, духа от других. Дело же в нас, в нашем внутреннем состоянии. Нужна перезагрузка, смена программы. Шаг за шагом в процессе работы вы вытесните пессимизм и неверие в будущее страны, а освободившееся место заполните уверенностью, духом, силой. 

Почему важен народ, его дух, его пассионарность? Потому что последнее слово, как и само будущее, всегда остается за ним. Но это слово, т.е. свою волю, народ должен быть способным выразить. Так что рано нам вешать на шею хомуты своих коней. Наши кони еще не пали бездыханными. Мы вообще их еще не седлали.

Надо склеивать нацию. И это можно делать только поддержкой и продвижением общечеловеческих ценностей и целей, но не разочарованием, упреками, самобичеванием и повторением внушаемых народу негативных установок.

Айнаш КЕРНЕЙ

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн