На арену выходят «ХИПСТЕРЫ»

Результаты последних президентских выборов, а также тематика так называемого «транзита власти» и создание контуров будущей системы государственного управления заняли своё место в истории современного Казахстана.

Нет необходимости в деталях снова разбирать результаты и так называемые «сюрпризы» прошедшего месяца. Однако, важно оглянуться назад и сделать предварительные выводы, а самое главное, понять, что, а главное кто является главной движущей силой проводимых в стране изменений, и какова конечная цель.

Во-первых, с точки зрения так называемых «сюрпризов» выборов можно рассматривать появление нового поколения возможных политических активистов, способных генерировать свежие идеи и коммуницировать их на новом уровне путём активного использования социальных сетей и современных технологий. Основной костяк новой идеологической прослойки активистов приставляет собой так называемых «хипстеров»* — молодежь, получившую образование за рубежом, активно пользующуюся всеми благами современного мира и имеющих достаточно средств оставаться какое-то время относительно независимыми как материально, так и идеологически.

При ближайшем рассмотрении может показаться, что данное движение возникло само по себе, однако, такое мнение сомнительно. Основной причиной заблуждений может служить факт существования политической жизни в стране, которая проходила свои взлеты и падения, активизировалась и замирала, возрождалась и выжигалась каленым железом, когда власть давала надежду и переходила все возможные границы, включая физическое устранение оппонентов, но, однозначно, заложила основу того, что сейчас может быть оформлено как новые требования к существующей системе принятия решений и пересмотра договора между обществом и властью.

И тут важно понимать, что «прозрение», которое возникло у молодежи и заставило нервничать власть имущих, произошло не просто так, а является результатом вклада огромного количества людей, которые приняли для себя решение довести свою, отличающуюся от основной пропаганды точку зрения, несли свою ответственность перед историей как путём прямого противостояния системе, так и посредством повышения осведомленности, глубокого анализа критических взглядов общества на происходящее в стране.

Во-вторых, «оппозиционная карта», так искусно разыгранная новой когортой «акординских аналитиков» привела к логическому завершению определенного этапа в политической жизни страны, основной целью который было нанести последний удар по так называемой «старой оппозиции» путем ее дискриминации в ходе выборов и легитимизации очередных нелегитимных досрочных выборов. Конечно, можно снять шляпу перед тем, как эффективно государственная машина использует весь свой потенциал и инструменты для достижения цели, но главным остается вопрос, для чего и с какой целью проводилась данная кампания и каков конечный результат всех этих изменений.

В-третьих, для понимания мотивов проводимой политики стирания «старой оппозиции» из политического поля необходимы знания устоявшихся неписаных правил в политике, которые можно описать посредством теории групп влияния. Она гласит, что все наблюдаемое в политике происходит ради интересов конкретной группы или может быть использовано в интересах такой группы влияния. Для достижения целей группы влияния могут использоваться разные инструменты, включая законодательные инициативы, совместные проекты, приносящие определенные материальные выгоды, и многое другое.

Более того, «теория организации», описанная в недавно увидевшей свет книге Досыма Сатпаева «Деформация вертикали – от «анонимных империй» до антилобби», гласит: «…любая проблема остается нерешенной, если она является анонимной, и у нее нет своего ретранслятора. И этим выразителем вполне определенной, узкой, специфической проблемы как раз выступают различные заинтересованные группы, имеющие потенциал превращения в группы давления».

И тут возникает очень простой и важный вопрос – в чьих интересах может быть использована активность «хипстеров» и куда это может привести? И в чем могут быть скрытые интересы самой влиятельной на сегодня группы влияния, объединенной вокруг самого влиятельного игрока в нынешней авторитарной политической системе Казахстана – когорте узкого круга бессменного «лидера нации»?

Прежде всего – это сохранение статус-кво, который навязывается обществу, где вся система работает только лишь в интересах одного-единственного выгодополучателя. События всех последних лет в стране наталкивают на мысль, что основным столпом данной идеологии является отсутствие ответственности «главного архитектора», закрепленное посредством внесения изменений в законодательство и Конституцию страны. Поэтапное отстранение от внутристрановой проблематики постепенно привело к искажению самого понятия государственности, в котором ответственность перед обществом вынесена на периметр обсуждения, при этом данная идеология проталкивается на всех уровнях принятия важных государственных решений и коммуникации с обществом.

Таких примеров может быть много, однако тренд остается неизменным. А именно – обогащение узкого круга приближенных посредством перераспределения общих благ, направленное на использование государственных средств для развития и содержания частных интересов. Примером могут служить деятельность так называемого «Фонда Первого Президента», в составе которого можно найти казахстанские офшорные компании, освобожденные от уплаты налогов в стране; развитие Назарбаев Университета и Интеллектуальных Школ, для становления и развития которых использовались бюджетные средства; создание банковских и финансовых институтов с целью поддержки деятельности аффилированных структур и т.д. В этой связи показательны ребрендинг и очищение портфеля «Цесна Банка» путем создания «JusanBank», кредиты, выделяемые «Bank RBK» для финансирования проектов «Kazakhmys LLP», новая программа приватизации государственных активов, строительство ЛРТ и т. д.

И в этом процессе важно понимать, что данные модели финансирования частных проектов посредством использования государственных средств и попытки легитимизации активов неизвестного происхождения появились не сразу, а получали свое развитие на протяжении всех лет независимости.

При этом необходимо отметить, что информационный шум, который включает в себя появление новых лидеров мнения в лице так называемой «новой оппозиции», которая ставит во главу угла активное дистанцирование от деятельности существовавших до сегодняшнего дня оппозиционных сил, может служить лишь для того, чтобы отвлечь внимание от самого большого перераспределения государственных средств в современной истории и навязать идею о законности и важности происходящего для будущего страны. Целью данной стратегии могут являться как «стирание из памяти» истории создания таких частных структур, так и сохранение и дальнейшее обогащение ключевой на сегодняшний день группы влияния «лидера нации».

При всей социальной важности требований группы «хипстеров», инструментов, которыми они пользуются, а также сохранения своеобразной независимости, их «ахиллесовой пятой» остается отсутствие исторической памяти, важнейшее место в которой занимает понимание процесса зарождения и становления материального благосостояния группы «лидера нации», а также инструментов выявления и возврата под общественный контроль соответствующих активов.

Более того, использование «новых оппозиционеров» для дальнейшей маргинализации представителей «старой оппозиции» может в дальнейшем усугубить повестку дня, уводя в тень глубинные причины происходящего в стране и создание системы династической передачи верховной власти. Вывод – важно использовать историческую память, знания и опыт «старой оппозиции» в повестке дня «новой оппозиции», воспрепятствовать попытке увести ее на обочину истории с целью дальнейшего ухода власти от ответственности и затирания претензий социума к равномерному распределению национального богатства.

Сырым ДАТОВ

От редакции: Как уже известно, за время митингов с 9 по 13 июня в одном только Алматы задержаны и заключены в изоляторы временного содержания около четырех тысяч человек. Многие из них – молодежь из группы так называемых «хипстеров».

Так вот, по сведениям инсайдеров нашей газеты, после митинговых событий в Алматы, по указанию тогдашнего акима города Бауыржана Байбека были выявлены 804 наиболее активных представителя молодежи, и они взяты в так называемую «обработку». По личному поручению акима сотрудники отдела внутренней политики города и районов Алматы с каждым из них ведут «беседу», с целью «повернуть» их активность в пользу существующей власти. В частности, для этого из отдельных групп молодежи отбираются наиболее покладистые – для дальнейшего «ручного управления». Их пытаются выдвигать в лидеры методом выдачи грантов, например, чтобы на эти деньги они завлекли наиболее активных в «клубы интересов» вне политики. Среди «пряников» фигурируют удовольствия типа пикников на природе и т.д.

Иными словами, имеются все основания предполагать, что, если среди активистов вроде «От правды не убежишь» или «ояновцев» вдруг появятся новоявленные лидеры, они будут нести на себе все признаки «засланных казачков» или «козлов-провокаторов». Таким образом власть начинает новый этап раздрая уже среди молодежи – сея среди нее вражду, сталкивая ее лбами, побуждая к разборкам типа «свой-чужой». «Разделяй и властвуй!» – эта старая политика сейчас актуальна, как никогда.

В связи с этим мы призываем новое, «поствыборное» поколение казахстанцев проявлять гражданскую бдительность, сознательность, на попадаться на расставленные удочки власти!

«D»

*Хи́пстеры — появившийся в США в 1940-х годах термин, образованный от жаргонного «to be hip», что переводится приблизительно как «быть в теме». Слово это первоначально означало представителя особой субкультуры.

Современные хипстеры — очень расплывчатая и не монолитная категория, многие представители которой сами не относят себя к таковым. Считается, что хипстеров отчасти объединяют увлечения, внешний вид и образ жизни. (Википедия).

Республиканский еженедельник онлайн