Откровенный разговор Соловьева и Толстого

Понятно, что активизация российских депутатов и пропагандистов вопросами положения своих соотечественников и состояния русского языка в соседних странах связана с приближающими выборами. Переключают внимание избирателей с внутренних вопросов на внешние якобы проблемы. Печален тот факт, что завоевать российский электорат можно именно риторикой вражды и противостояния, что есть результат многолетней агрессивной пропаганды.

Смешно, когда Соловьев говорит о том, что против РФ идет война на всех уровнях. Это РФ вкладывает огромные средства для того, чтобы вести прямо и косвенно информационную войну во всех сопредельных странах. Мало того, что у нас представлено вещание росс. каналов, так еще и множество якобы наших отечественных новостных сайтов, прикрываясь доменом kz, проводят откровенную пророссийскую политику. 

Не попутал ли Соловьев границы компетенции, требуя от Қазақстана действий «по пресечению деятельности ряда блогеров»? Интересен вопрос: на чем основана его уверенность в праве высказывать подобное требование и ожидать послушной реакции қазақских властей?

Заслуживает внимания следующий пассаж Толстого: «Все эти государства, которые пока что таковыми не являются, они взращивают националистов и этих хамов, для того, чтобы приехать в Москву и… сказать: «Слушайте, у нас такие проблемы, у нас есть такие националисты, поэтому, чтобы они не пришли к власти, дайте денег нам, дайте нам преференции по газу, дайте нам оружие, потому что мы – члены ОДКБ. Давайте вы с нами будете договариваться, вы нас поддерживайте. Если вы нас не будете поддерживать, то придут люди, которые устраивают охоту на ведьм»» (с).

Первое, государства «пока что таковыми не являются» именно потому, что РФ цепляется за них и всеми правдами и неправдами стремится сохранить свое тлетворное на них влияние.

Во-вторых, Толстой сам является националистом, говоря об интересах исключительно РФ (и это правильно!) и заявляя о том, что России нужна национальная идея, вокруг которой сплотится общество. При этом его, вероятно, пугает аналогичное намерение других стран.

В-третьих, он обнажил действия нашей власти, которая пытается лавировать между РФ и народом Қазақстана ради удержания власти, шантажируя Россию националистами, а народ Қазақстана – угрозами со стороны северного соседа. Отсюда понятны слова Абаева, который сигнализировал россиянам, что вот он, послушный их воле, ставит на место «пещерных националистов». В свете откровений Толстого всё становится на свои места.

Толстого возмущают извинения женщины (к слову, за допущенные ею оскорбления в адрес қазақов). Правда, Толстой свел ее поступок к «всего-навсего она сказала, что этот город построили русские». Об оскорблениях народа он не упомянул. «Она должна за это извиняться? А мы должны на это смотреть?», – вопрошает Толстой.

Во-первых, она извиняется за оскорбления. Ок, давайте не будем «на это смотреть», қазақам порядком надоели эти лживые извинения. 

Соловьев, кстати, предлагает оптимальный выход: в случае хулиганства, оскорблений и пр. выдворять из РФ нарушителей. Редкое совпадение – именно это и предлагают қазақи. Все просто и, главное, без противостояния двух соседних народов. Оскорбил, не любишь страну, ненавидишь народ – не мучайся, уезжай туда, где тебе комфортно. Не надо никаких извинений. 48 часов на сборы и депортация. Все счастливы, довольны, конфликт исчерпан.

И снова о городах. Толстой упомянул город Шевченко. Во-первых, русские строили не города, а крепости, форты, что свидетельствует о захвате и удержании чужой территории. Упомянул он и Алма-Ату (россияне не могут выучить новые названия в других странах), добавив – Верный. И Шевченко, и Верный были небольшими поселками, в которых единичные каменные здания строили иностранцы, а частные дома возводили себе сами купцы разных национальностей. Русские, придя на қазақскую землю, строили крепости (где жило псевдоказачество, рекрутируемое из крепостных крестьян), крестьянские избы и бараки для рабочих, в которых люди жили до 1980-х годов. Собственно города в Қазақстане начали строить германские, японские и др. военнопленные. Позже стали возводить «хрущевки» и общественные здания на деньги Қазақстана, за счет сырья, которое нещадно выкачивалось из недр қазақской земли. Для кого строили? Кто там жил? Русские и представители других наций; қазақи составляли 5 %, в лучшем случае 15 % городского населения. Жители городов получали квартиры, пользовались благами, оплаченными богатствами Қазақстана. В 1990-ые гг. Қазақстан позволил им эти квартиры приватизировать. Бесплатно. А потом қазақи покупали квартиры у уезжающих за свои собственные деньги. Мы дважды заплатили за эти города! И за 30 лет мы построили в этих городах больше, чем советы за 70 лет. 

Говоря о соседстве, прежде дайте себе труд выучить названия наших городов. Қазақи смогли запомнить новые названия Ленинграда, Сталинграда, Куйбышева, Свердловска и др. У россиян настолько сложные проблемы с памятью?

А сколько заводов, фабрик, дорог (БАМ и пр.), городов и «великих строек» на территории России были построены людьми разных национальностей?! Сотнями тысяч жизней заключенных, сосланных было оплачено то, чем теперь пользуются россияне. Десятки тысяч иностранных специалистов поднимали и модернизировали аграрную Россию. Где благодарность?

К слову, о том, что кто-то плюет в протянутую руку, вероятно, руку помощи. ЕАЭС принес Қазақстану только потери. Россияне зарабатывают на Қазақстане, при этом получая инструменты давления. Всегда – и при царской колонизации, и при совке, и сейчас – Россия получала и продолжает получает прибыль от Қазақстана. 

Толстой упомянул «земли Южной Сибири»: «… они каким образом имеют право заставлять людей, которые там жили веками, потомков наших казаков, извиняться перед потомками Золотой Орды?». 

Следовало бы уточнить, откуда они тут взялись. Тихой сапой Россия проникала в Степь, строя крепости, из которых годами так называемые казаки бежали от голода в Степь. Туда завозили крепостных крестьян, приписывая их в казачество. Часть русских бежала от помещиков в Қазақстан как в землю обетованную, где была свобода, где можно было разбогатеть, где не было крепостных. Россию вполне устраивала такая крестьянская колонизация чужих земель. Бежали крестьяне долго: староверы, крепостные весь XIX в. пробиваясь на благодатные земли қазақов. Миллион крестьян прибыл в период столыпинской реформы, вытесняя қазақов с их родовых земель. Большевики сердцевину Степи отобрали у қазақов под КарЛаг, погубили голодом почти половину местного населения, переселили в страну раскулаченных, депортированных, целинников. А теперь говорят о том, что «веками проживали». Нет, веками здесь проживали қазақи, потомки той самой Золотой Орды, которой и принадлежала Сибирь. При царской России в Сибирь ссылали преступников, каторжан, политически неблагонадежных, польских революционеров, сбегали крестьяне от Матушки-России. Сбегали на свободу. Местные народы Сибири приютили русских крестьян, приютили на свою голову, потому что за ними шла колонизация. Сибирь – азиатская. И массово русские в ней появились только в прошлом веке, так что слова Толстого о «жили веками» – не более чем фигура речи. 

Еще раз соглашусь: не надо извинений. Их никто не заставляет ни оскорблять, ни извиняться, более того, қазақам претят эти лицемерные извинения. Гораздо продуктивнее депортация.

Теперь еще один подводный камень. У России проблемы с демографией. Делая вид, что они спасают русских от якобы ужасных қазақов и кыргызов, на самом они нуждаются возвращении русских в Россию, в чем признается Соловьев. Он предлагает основать 3 города, переселить туда русских из сопредельных стран, помочь им с подъемными. Это он называет «Спасать наших единомышленников, единоверцев». Он так долго работал над этим единомыслием. Толстой добавляет, что надо «отправить мигрантов (!) из Средней Азии, чтобы они всё построили» (с). Ой, а как же пресловутое «русские вам города построили»? Так это мигранты должны города россиянам построить?! Толстой города хочет, а вот нужно ли переселять русских из «ближнего зарубежья», он сомневается: «Например, Алма-Ата – это тоже русская крепость Верный. Не очень понятно, почему русские должны там перед кем-то извиняться».

Согласна с россиянами. Извиняться не надо. Просто депортируем. Вот нашему Қуату запретили въезд в Россию на 50 лет. Отличный выход, даже справедливый. Думаю, Қуат справится с этим наказанием. Запретить въезд, – и никаких споров, обид между народами. И, главное, каждый оказывается там, где мечтает. 

Но что-то Толстой ушел от предложения возвращать русских на родину. Не потому ли он сопротивляется этому, чтобы при необходимости иметь возможность заявлять о спасении «соотечественников»? К слову, о соотечественниках. Говоря о мигрантах в России, спикеры почему-то не говорят о тех гражданах РФ, которые живут и работают в Қазақстане. Сетуя на нехватку рабочих рук, почему бы не призвать патриотов России работать дома? 

К слову, где благодарность Қазақстану, 11 лет обучающему детей, которые потом, 4 года отучившись в российских вузах, приносят пользу именно российской экономике?

При этом Толстой считает: «Нам надо не только Сибирь осваивать, но и показывать примером защиты прав своих соотечественников, показывать, что с Россией такого рода шутки не пройдут. Ни у кого, ни у Казахстана, ни у Киргизии» (Уж мы точно в оскорблениях қазақов шуток не видим!).

Какими людскими ресурсами Толстой собирается осваивать Сибирь? При этом желая удерживать русское населения в соседних странах, чтобы что-то «показывать». Не проще ли переселить соотечественников (граждан РФ) в Россию и, не отвлекаясь на «показы», заняться внутренними проблемами страны? К чему, кстати, призывают и российские избиратели.

Думаю, после таких громких заявлений, российская сторона создаст надлежащие условия для желающих получить российский паспорт (люди в комментариях под видео на YouTube жалуются на то, что российские чиновники чинят препоны), а также откроют қазақским коллегам базу с именами тех, кто из бывших граждан Қазақстана получил российский паспорт за последние 20 лет. А то нам предстоит перепись населения, а власти все никак не поймут, как же разобраться в двух паспортах. Вдруг нечаянно обидят – подчитают россиян как қазақов.

Россияне, пребывающие на территории Қазақстана, поедут на Родину и будут приносить пользу любимой стране. Россия от этого, безусловно, выиграет, потому что туда прибудут не создающие анклавы мигранты-азиаты, а свои родные соотечественники. Қазақстан с удовольствием проводит тех, кто представляет собой потенциальную угрозу а ля «спасение соотечественников». Или Россия сознательно держит в Қазақстане своих соотечественников, чтобы иметь повод для шантажа? Или России не нужны свои соотечественники на своей земле? Дайте уже возможность людям попасть на их Родину. Уверена, что вы получите исключительно лучших. У нас всегда уезжают именно лучшие. Но нам для соседа не жалко.

Наши русские, считающие Қазақстан своей Родиной, останутся здесь, и вместе с земляками будут строить процветающий Қазақстан. Да будет так!

К чему сталкивать лбами народы, когда вопрос решается просто. Не надо соревноваться в том, кто громче кричит, чиновникам достаточно сесть за стол переговоров и мирно решить вопрос о возвращении на Родину держателей российского паспорта, а также вопрос о депортации в случае конфликтов (как в Қазақстане, Кыргызстане, так и РФ). 

И о языке. Просто поразительно, что порой Соловьев думает в унисон с нами. Он говорит, что надо «привлекать высококвалифицированных людей, а не того, кто стал таксистом, при этом не знает ни русского языка, ни города, в котором работает». Полностью согласна. Мы, знаете ли, тоже хотим, чтобы у нас в сфере обслуживания работали люди, знающие қазақский язык.

Согласна я и с Толстым, указывающим на опасность анклавов, а также с тем, что «люди живут компактно и не собираются ассимилироваться». Как я его понимаю, у нас еще и работают «компактно», предпочитая людей одной национальности, при этом постоянно упоминая о многонациональном Қазақстане.

Соловьев сетует на нехватку русского языка: «Не понимаешь, где находишься и какой язык звучит. Все должны понимать, в какой стране живут». Ой, действительно, это так важно, чтобы звучащая речь и надписи отражали национальное государство, в котором находишься и живешь. 

Толстой добавляет: «Если вы приехали в гости, то должны соблюдать наши правила, а не создавать свои». И ведь он прав. Нельзя навязывать свои правила чужой стране.

Полагаю, наличие одинаковых проблем помогут нам лучше понять друг друга. Это дает надежду на то, что сообща нам легче будет их решить. 

Остается порекомендовать Абаеву брать пример со своих российских коллег в их отстаивании национальных интересов, языка, культурного пространства и озабоченности поиском национальной идеи, способной сплотить всё общество.

Ainash Kerney

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн