«СПУТНИК СВАТА Вакцинация в Казахстане – бизнес приближенных

Официальные лица Казахстана называет кампанию вакцинации, которая стартовала 1 февраля, «единственным способом победить пандемию» и акцентируют внимание на том, что все расходы берет на себя государство. Часть выделенных государством средств уйдет в компанию, совладельцем которой выступает родственник самой влиятельной семьи в Казахстане – бизнесмен Кайрат Боранбаев, ставший за последние несколько лет одним из богатейших людей в стране.

В эфире казахстанских телеканалов на этой неделе транслируют кадры из медицинских учреждений, где приступили к вакцинации от коронавируса. Вакцинация безальтернативная: прививают лишь одним препаратом – российским «Спутником V».

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев во время посещения Карагандинского фармацевтического комплекса. Крайний слева – бизнесмен Кайрат Боранбаев, сват дочери Назарбаева Дариги. 6 сентября 2018 года.

Вакцину, которую сейчас отправляют в клиники по всей стране, Казахстан купил в России. С 15 февраля, как говорят официальные лица, начнется иммунизация той же вакциной «Спутник V», но произведенной Карагандинским фармацевтическим комплексом – производственным предприятием в Центральном Казахстане, которое заключило контракт с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), финансировавшим разработку «Спутника V».

Карагандинский фармацевтический комплекс (КФК) был основан в 2005 году. Как говорится на сайте компании, функционирующей в формате ТОО – товарищества с ограниченной ответственностью – объект открыли «по личному поручению президента Нурсултана Назарбаева» для производства оригинальных конкурентоспособных препаратов. Позже сюда пришли частные инвестиции. В 2017 году владельцем комплекса стала компания «НеоТекФарм», которая частично принадлежит казахстанскому бизнесмену Кайрату Боранбаеву, который за три года до этого породнился с семьей президента Нурсултана Назарбаева. И дела у карагандинского предприятия, судя по имеющимся в открытом доступе цифрам, пошли в гору.

  • Кто такой Кайрат Боранбаев?

54-летний Кайрат Боранбаев – сват Дариги Назарбаевой, старшей дочери экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева. Дочь Боранбаева Алима в 2013 году вышла замуж за Айсултана Назарбаева, среднего сына Дариги Назарбаевой (Айсултан умер в августе 2020 года в Лондоне, по информации британских СМИ, причиной смерти названа «кокаиновая интоксикация).

Боранбаев с 2016 года входит в число богатейших людей Казахстана. Он является франчайзи McDonald’s в Казахстане, России и Беларуси. Владеет ТОО «Компания по управлению активами “Алмалы”», ТОО «Казахстанская нефтехимическая компания “Кемикал”», ТОО «Алекс» (минвода «Алекс-Сарыагаш»), долей в АО Phystech II через свое ТОО «Холдинговая компания “КазТурбоРемонт”». У Боранбаева есть и другая фармацевтическая компания, «Нурмай-Фармация». Боранбаев не раз упоминался как владелец роскошных объектов недвижимости в Британии, Чехии, России.

Почему российскую вакцину от коронавируса решено производить именно в Караганде, на базе местного фармацевтического комплекса? По официальным данным, этот комплекс начали рассматривать как площадку для выпуска вакцины в ноябре-декабре 2020 года. В Минздраве сообщили, что 4 декабря «для ускорения наладки производства и выпуска вакцины был подписан меморандум между министерством здравоохранения и РФПИ для предварительной отработки и оказания консультативной помощи по производству и регистрации вакцин».
Причина, по которой выбор пал на Караганду, может быть связана и с тем, что среди собственников предприятия есть влиятельные люди из соседней страны, вакцина которой, собственно, используется в Казахстане для массовой иммунизации населения. Первым на этот факт обратило внимание казахоязычное издание Malim.kz.
Владельцами «НеоТекФарма» (ТОО, как и многие другие предприятия Боранбаева, зарегистрировано в Алматы, по адресу Тимирязева, 18А, бизнес-центр «Алмалы»; по информации из открытых реестров, в «НеоТекФарме» не больше десяти работников) выступают бывшие члены российского правительства Андрей Дементьев и Андрей Реус, экс-вице-министры промышленности (в их собственности есть и другие фармкомпании), и бизнесмен Виктор Харитонин, состояние которого по оценке российского Forbes увеличилось за прошлый год в два раза, до 2,4 миллиарда долларов. Все трое стали косвенными собственниками КФК в 2017 году, вместе с Боранбаевым.
Примечательно, что предприятие Харитонина в России, научно-исследовательский центр «Генериум», является одним из производителей вакцины «Спутник V», которую создал институт имени Гамалеи.
Сейчас использование «Спутника V» одобрили в основном страны, дружественные Москве и/или зависящие от нее финансово. Это Алжир, Аргентина, Беларусь, Боливия, Пакистан, Туркменистан, Венгрия, Сербия, Боливия, Парагвай и Венесуэла. Западные страны пока не рассматривали вопрос о регистрации российской разработки. Некоторые казахстанские медики-активисты на фоне критики ряда зарубежных коллег тоже выразили обеспокоенность массовым применением российской вакцины.
– Переболевшему коронавирусом человеку вакцина уже не нужна. Почему такого деления нет, почему всем подряд сейчас [в Казахстане делают прививку]? Потому что это очевидно, что таким образом на плечах казахстанцев хотят произвести клиническое испытание. Никакой эпидемиологической предпосылки нет, чтобы быстро вакцинировать [население]. На мой взгляд, это просто какое-то выполнение обязательства нашего правительства перед правительством России, – поделился мнением с Азаттыком алматинский врач-активист Каиргали Конеев.

Производители «Спутника V» в России с самого начала не скрывали, что рассчитывают получить доход от реализации вакцины. Еще в августе 2020 года РФПИ сообщал, что 20 (на тот момент) стран собираются купить у России миллиард вакцин, и, соответственно, Москва планирует заработать примерно 18 миллиардов долларов. В компании «Р-Фарм», одной из крупнейших фармацевтических фирм России, тогда заявляли, что маржа от реализации вакцины «Спутник V» за пределами страны составит 20 процентов.
Карагандинский фармкомплекс сообщает, что работает с РФПИ по так называемой схеме контрактного производства: владельцем лицензий на производство вакцины является российский фонд, в Караганде производят лишь готовую вакцину из поставляемого из России сырья. Первая опытная партия, выпущенная в Караганде в декабре прошлого года, была признана российским разработчиком соответствующей качеству. С 15 февраля вакцина в казахстанские клиники будет поставляться из КФК.
Сколько заработает фармкомплекс на «Спутнике V»?
На брифинге 27 января вице-министр здравоохранения Казахстана Марат Шоранов сообщил, что на обеспечение 10 миллионов граждан вакциной от коронавируса в бюджете заложено «порядка 50 миллиардов тенге» (свыше 117 миллионов долларов). Из них 16,8 миллиарда, или около трети выделенной суммы, по словам Шоранова, направят на покупку двух миллионов доз российской вакцины «Спутник V». Часть партии вакцины, по словам чиновника, будет приобретена непосредственно в России, часть – у Карагандинского фармацевтического комплекса. Он не привел точных данных, какая часть средств будет перечислена предприятию в Караганде.
Отправленные Кайрату Боранбаеву вопросы об ожидаемой прибыли от выпуска «Спутника V» по контракту с государством остались без ответов. Как и вопрос, будет ли он сам прививаться российской вакциной.
Ситуация, когда человек из окружения влиятельного топ-чиновника (Нурсултан Назарбаев после отставки сохранил за собой пост председателя могущественного совета безопасности) получает госконтракты и осваивает бюджетные средства, в развитых демократиях рассматривалась бы как конфликт интересов, считает казахстанский политолог Димаш Альжанов. В Казахстане же, где нет верховенства права, подотчетности власти и механизмов, через которые общество могло бы контролировать распределение государственных средств, подобная картина никого не удивляет, отмечает он.
– Бизнесмены получают те или иные контракты не за счет конкуренции, а за счет неформальных связей, – говорит Димаш Альжанов. – Имея политический патронаж, можно получить доступ к распределению ресурсов. Люди капитализируют связи с руководством страны. Если посмотрите на дома семьи Назарбаевых, на собственность за рубежом, можно четко обрисовать картину, как родство с первым президентом позволяет обогащаться.

Багдат АСЫЛБЕК

Rus.Azattyq.org

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн