ЭТО БЫЛ ПРИВЕТ

Тимуру Кулибаеву?

  • Громкое задержание экс-председателя Национальной палаты предпринимателей Казахстана Аблая Мырзахметова вызвало много догадок и обсуждений. Дело даже не в его суперталантах, позволивших Мырзахметову в 32 года пересесть в кресло министра и умении уходить от наказания, а в его приближенности к среднему зятю первого президента Тимуру Кулибаеву. В свете проводимой политики Президента РК К.-Ж.Токаева по возврату незаконно приобретенных капиталов, задержание Аблая Мырзахметова не выглядит рядовым случаем. Многие связывают это с возможным «наездом» на самого Тимура Кулибаева. В этой связи предлагаем вниманию наших читателей печатную версию видеоматериала наших коллег ютуб-канала «АЙРАН».

Ведущая Алтыншаш СМАГУЛОВА:

Антикор заявил, что подозревает бывшего главу «Атамекен» в подстрекательстве к даче взятки. Неофициальные источники называют сумму в 30 млн долларов. Кто и за какие услуги заплатил такую сумму? Как это связано с осужденным бизнесменом Боранбаевым и Тимуром Кулибаевым? Может ли зять Назарбаева тоже попасть под санкции «Нового Казахстана» и причем тут любовница казахского олигарха Гога Ашкенази?

Кто такой Аблай Мырзахметов? С конца 90-х и до начала 2000-х Мырзахметов был первым замом, а затем возглавил предприятие «Қазақстан темір жолы». После стал министром транспорта и коммуникации. Пока в 2002 году не пересел с министерского кресла на скамью подсудимых за организацию хищения госимущества. Аблаю Мырзахметову дали пять лет, правда условных. Мягкий срок тогда вызвал возмущение в обществе, но еще более неожиданным было его появление в составе правления союза «Атамекен» в 2007 году. С 2013 года Аблай Мырзахметов председатель правления Нацпалаты предпринимателей. Председателем президиума палаты в то же время становится средний зять Назарбаева Тимур Кулибаев.

Кроме того, экс-министр и олигарх Мырзахметов в списке «Форбс» отмечен как один самых влиятельных бизнесменов Казахстана. Это как раз не удивительно. По мнению политологов, Мырзахметов – член большой команды олигарха Кулибаева. Причем один их самых приближенных. Поэтому логично и то, что в Нацпалате Аблай Мырзахметов продержался всего на месяц дольше Кулибаева. А тот, как все помнят, покинул пост и страну сразу после «январских событий» вслед за другими зятьями, дочерями и племянниками семьи. Доберется ли казахстанский антикор до них? Можно ли расценивать арест Мырзахметова как «привет Кулибаеву»? Что будет с бизнесом олигархов «старого Казахстана» и кто из старорежимной элиты станет следующим фигурантом очередного уголовного скандала?

Толганай УМБЕТАЛИЕВА, политолог:

– Аблай Мырзахметов часто привлекал внимание своей деятельностью правоохранительные органы. На него было очень много жалоб. Нужен был просто повод. Они просто ждали этого момента. Безусловно, это внтуриэлитная борьба за ресурсы.

Идет борьба за позиции внутри элиты. Люди, которые пришли вместе с Токаевым и поддерживают его, пытаются получить доступ и ресурсы через позиции. Я думаю, что все происходит в рамках межэлитных игр.

Когда, в 2003 году Мырзахметов попал в сложную ситуацию и его привлекли к ответственности за коррупционные действия, я склонялась к мнению, что именно благодаря Кулибаеву он избежал тюремного заключения и получил условный срок. Также ему запретили занимать государственные посты. Поэтому он пошел другим путем и стал продвигать своего старшего брата Аскара Мырзахметова.

Я не думаю, что в этот раз Кулибаеву удастся сделать послабления Мырзахметову. Я склоняюсь к мысли, что Кулибаев сам его сдал, чтобы обеспечить свою безопасность. Сейчас ему важнее собственная безопасность, нежели людей, которые были рядом с ним. Кулибаеву нужно защищать себя и свои ресурсы. Понятно, что многое ему придется вернуть. В то же время он пытается сохранить свои активы, легализовать их, чтобы остаться в Казахстане, а не бежать из страны. Поэтому ему придется идти на определенные жертвы. Одной из таких жертв стал Аблай Мырзахметов.

  • «… Через Мырзахметова дают понять тому же Тимуру Кулибаеву, что какие-то активы нужно все-таки возвращать. Если он сделает это добровольно, то все будет нормально.

В этот раз Мырзахметов получит реальный срок. Он очень долго избегал ответственности. Токаев хочет продемонстрировать, что он ведет жесткую борьбу с казнокрадами и коррупционерами и в этот раз накажет Мырзахметова.

Андрей ЧЕБОТАРЕВ, политолог:

– Он почти десять лет возглавлял Национальную палату предпринимателей «Атамекен». Здесь важно поставить вопрос о прозрачности деятельности самой палаты, о финансовых потоках, которые через нее проходили. Куда перераспределялись эти деньги? После «январских событий» прошлого года в стране идет процесс выстраивания нового баланса сил правящей элиты. Мы видим, что этот процесс достаточно интересный и укрепляются позиции государства против групп влияния, которые были созданы под эгидой членов семьи бывшего президента Нурсултана Назарбаева.

Насколько сейчас имеющиеся «договоренности» до «январских событий» в силе? Я вижу, что многие представители элит стараются дистанцироваться от своих прежних патронов и выйти из непопулярных патронажных клиентских связей. Критикуют того же Назарбаева и членов его семьи, с кем раньше очень дружили.

Сейчас через Мырзахметова дают понять тому же Тимуру Кулибаеву, что какие-то активы нужно все-таки возвращать. Если он сделает это добровольно, то все будет нормально.

В 2002 году Нурсултан Назарбаев жестко «прессанул» представителей оппозиции в лице Мухтара Аблязова и Галымжана Жакиянова, создавших движение «Демократический выбор Казахстана». Тогда же он выступил на совещании с членами правительства и представителями бизнеса и озвучил свою знаменитую фразу «любого могу взять за руку и повести в суд». Ему был нужен баланс, чтобы показать, что «прессуют» не только оппозицию. Под эту раздачу попал Мырзахметов. Конечно, это было сделано не на пустом месте, поскольку за ним числились нарушения законодательства. Возможно, они были не столь значимыми, но тогда решили сделать из него «козла отпущения». В итоге он получил 5 лет условно. Позже с этим бэграундом он возглавил палату «Атамекен» в качестве председателя правления. Это говорит о том, что со стороны экс-президента личных претензии к нему не было. Просто надо было кого-то посадить в качестве баланса в противовес Аблязову и Жакиянову.

Мырзахметов ранее был судим за коррупционные преступления, и его опять привлекают. Это является отягчающим обстоятельством. А если это еще имеет политическую подоплеку – как посадить Мырзахметова и дать сигнал Кулибаеву или еще кому-то, то это уже другое дело. Не исключено, что его посадят. Мы видим, как жестко обошлись с Каримом Масимовым, бывшим членом семьи бывшего президента Кайратом Боранбаевым, Кайратом Сатыбалды и его бывшей женой. Сейчас идет сигнал, что шутить никто ни с кем не будет.

Алтыншаш СМАГУЛОВА: «СМИ со ссылкой на журналиста Козачкова сообщили, что за 30 млн долларов Мырзахметов якобы обещал помочь Кайрату Боранбаеву, который сейчас отбывает срок за отмывание денег.

  • «По данным информированных источников, предполагаемый взяткодатель в деле Аблая Мырзахметова Талгат Боранбаев. Младший брат олигарха Кайрата Боранбаева. Интересное совпадение, буквально недавно супруга Кайрата Боранбаева продала самолет как раз за 30 млн долларов и с такой же суммой задерживают Аблая Мырзахметова как раз тогда, когда на горизонте маячит рассмотрение апелляционной жалобы Кайрата Боранбаева».

Очевидно, что олигархов из «старого Казахстана» за решеткой станет больше. Если тренд по зачистке элиты продолжится, то доберутся ли до самой «семьи» или бить будут только по окружению? Судя по свежему рейтингу «Форбс», у Назарбаевых-Кулибаевых все в порядке. За время политической перезагрузки страны некоторые богачи стали еще богаче. Тот же Тимур Кулибаев и его официальная жена Динара (дочь Нурсултана Назарбаева. – Ред.) увеличили свое состояние на 400 000 млн долларов США. В мировом рейтинге дочь и зять Нурсултана Назарбаева на 636-м месте самых богатых людей мира. Что будет с их бизнесом дальше, сохранят ли они свои позиции в списках «Форбс» и могут ли попасть под удар активы тех, кто входит в число неофициального окружения? Например, предполагаемая любовница Тимура Кулибаева Гога Ашкенази. Она же бизнесвумен и светская львица. Владелица компании по обслуживанию нефтегазового сектора и хозяйка модного дома в Милане. Живет между Италией и Англией. Дружит с принцами и миллиардерами. По сообщениям журналистов, воспитывает двух сыновей от Кулибаева. Отразится ли на ее бизнесе, что семья лишилась политических позиций, что возлюбленный Кулибаев больше не топ в Казахстане, и кто еще теперь в зоне риска?

Как вы считаете, будут ли продолжаться чистки и наезды на представителей «старого Казахстана» и кто может стать следующим?

Толганай Умбеталиева:

– Очень сложно предугадать следующего. Необходимо учесть, что Аблай Мырзахметов сам давал поводы. Его часто замечали в различных скандалах, поэтому фигура Мырзахметова сильно привлекала внимание. Я думаю, что он поднадоел Кулибаеву и им пожертвовали. Скорее всего, чистка будет продолжаться. Новая когорта из окружения Токаева будет бороться за ресурсы, и головы еще полетят. Люди, связанные с Назарбаевым, будут уходить сами, либо их «попросят».

Думаю, сейчас идут переговоры, где главным пунктом является отказ от власти. Если семья подпишется под это условие и не будут претендовать на власть, не будут участвовать в политических процессах, не будут скрытно финансировать оппозицию и создавать проблемы Токаеву, то, скорее всего, им удастся сохранить определенные позиции и не попасть под суд. В противном случае им придется поплатиться.

Сейчас стоит вопрос, как команда Токаева сможет по закону доказать их вину и предъявить семье? Если смогут, то позиции Токаева станут сильными.

Если законным способом этого сделать не удастся, то семья Назарбаева будет чувствовать себя вольно и активно участвовать в политической жизни страны. Семья так просто не откажется от своих амбиций. Дети Дариги Назарбаевой тоже имеют амбиции на политическую власть в Казахстане. Они рассматривают попытку реванша. Поэтому все будет зависеть от команды президента, смогут ли они по закону предъявить, чтобы получить отказ от политической борьбы. Мы пока видим, что они еще не подошли к самым влиятельным фигурам.

Андрей Чеботарев:

Все говорят про одного и того же человека, это бывший первый заместитель председателя КНБ РК Самат Абиш. Неизвестно, где он сейчас находится и в каком он статусе. Вначале было заявлено, что он в орбите следствия по его бывшим коллегам. Ну не мог он быть в стороне, когда другие участвовали в заговоре.

Наверняка, некоторые бизнесмены из окружения бывших элит не хотят быть лояльными и играть по тем правилам, которые устанавливает Акорда. Тимур Кулибаев всегда сторонился политики. Он никогда не действовал открыто. Редко когда что-то говорил. Скорее всего, все переговоры будут происходить кулуарно.

Мы видим, что представители «старого Казахстана» как Адильбек Джаксыбеков, Булат Утемуратов, Ахметжан Есимов, ведут себя лояльно и никто на их бизнес не покушается. Но все не так просто, раз представители команд попадают под раздачу. Это говорит о том, что не все гладко между Акордой и определенными группами влияния. Все будет зависеть от того, кто готов играть по нынешним правилам. Тут палка в двух концах. Власти еще не установили четкие правила и прощупывают почву, как и с кем взаимодействовать.

Сможет ли Гога Ашкенази на своем бизнесе ощутить, что Казахстан уже не прежний и ее покровители находятся в позиции изгоев?

Толганай Умбеталиева:

– Как я уже отметила, команда Токаева сперва должна разобраться внутри страны. Если это им удастся, то они возьмутся за тех, кто вне страны. Я думаю, Гога Ашкенази пока недосягаемая. Они держат ее на примете, но нужны серьезные аргументы, поскольку она находится в Европе. Просто так предъявить ей обвинения будет сложно. Для этого нужны доказательства. У нее хорошие связи в Европе, и она ими воспользуется. Это дело будущего. Если власти справятся с семьей Назарбаева внутри Казахстана, то, возможно, она пойдет следом вместе с Тимуром Кулибаевым.

Газетный текст подготовил

Азамат Шорманханулы – «D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн