«Общественная позиция»
(проект «DAT» №5 (369) от 9 февраля 2017 г.
Возвращаясь к напечатанному
В постскриптуме к статье «Облик аморале, или С легким паром, судья Курмантаев» («D», от 2.02.2017) мы обещали раскрыть некоторые штрихи и к профессиональному портрету председателя Есильского районного суда №2 г.Астаны Акбулата Курмантаева. Что и делаем. Опять же ничего лишнего и ничего личного. Только факты.
В номере «D» от 20.10.2016 г. в статье «Зашли на сайт Мами – получили приговор» мы писали о том, как в сентябре того же года приговором Есильского районного суда №2 г.Астаны к уголовной ответственности были привлечены сразу четыре дольщика ЖК «Алатау» – Балкия Бисенгалиева, Абузар Хамзин и другие – за клевету и оскорбление, якобы допущенные ими в отношении частных обвинителей – бывшего учредителя ТОО «АлатауЖилСервис» Андрея Чукреева и юриста ТОО «АлатауЖилСервис» Динары Кудайкуловой. Суд приговорил их к наказанию в виде денежного штрафа, в частности, Бисенгалиеву и Хамзина – в размере 500 МРП, или более 1 млн. 60 тыс. тенге каждому в доход государства.
Напомним, дольщиков привлекли к уголовной ответственности за то, что они осмелились создать свой групповой чат в сети WhatsApp, где обменивались мнениями по проблемам своего ЖК, обращались с заявлениями на сайты председателя Верховного суда, других госорганов, республиканской ассоциации КСК. Как следствие, утверждали частные обвинители, они понесли непоправимый ущерб своей деловой репутации, испытали невыразимые моральные и душевные страдания.
Как говорится, не было бы так смешно, если б не было так грустно. Симптом некоей болезни, вирус которой семимильными шагами распространяется в Казахстане, подтверждает анализ Казахстанского Международного бюро по правам человека: когда «один поругал Путина, другой – Россию, третий – наши власти, четвёртый – свою нацию, пятый – чужую. Результат – 2-3 года лишения свободы».
Свобода выражения не только своего мнения, но даже обращения к кому бы то ни было даже в социальных сетях и сети WhatsApp чревата наказанием в уголовном порядке. И не только в казахстанских реалиях.
Так, 9 декабря прошлого года на встрече с представителями СМИ президент Российской Федерации Владимир Путин был в шоке. Цитирую: «Не знаю, кто мне это передал… В постановлении судьи написано: «Такой-то, далее – фамилия, совершил преступление путем написания заявления в Липецкую облпрокуратуру»… Я просто таких вещей, когда смотрю, у меня просто волосы, оставшиеся на голове, дыбом встают. Что это такое? Совсем с ума сошли, что ли? Просто удивительно. Надо будет попросить и генерального прокурора, и председателя Верховного суда с этим разобраться. Я уже не знаю насчет предвзятости, но насчет квалификации – тут вопросы возникают, конечно же».
Жалко, до нашего президента такие письма не доходят. Полагаю, иначе у него не только бы волосы дыбом встали, но и кулаки зачесались.
Но вернемся к дольщикам, первоначально осужденным приговором судьи Каната Дуйсембиева. Так вот, когда они стали вчитываться в текст приговора, у них тоже волосы встали дыбом. Судья перепутал даже номер уголовного дела: вместо 7135-16-00-1/245 он указал 7135-16-2-4/237. Более того, протоколы судебного разбирательства оказались не подписаны им. Опустим другие «блохи». Но об одной из них нельзя не сказать.
Так, согласно ст.418 УПК, апелляционные (частные) жалобы, протесты могут быть принесены в течение 15 суток со дня провозглашения приговора, а осужденным, содержащимся под стражей, – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. Но в случае с дольщиками судья Дуйсембиев пишет: «Приговор может быть обжалован, опротестован в суд г.Астаны в течение 15 суток с момента провозглашения, а осужденным – с момента вручения копии приговора». То есть он опустил в этой заключительной части судебного акта словосочетание «содержащимся под стражей». А это очень даже существенно, ибо исполни осужденные дольщики, которые не содержались под стражей, волю судьи, им бы было отказано в рассмотрении апелляционной жалобы ввиду пропуска срока ее подачи. Умышленно это сделал судья или по невнимательности – сути не меняет. Допущено грубое нарушение нормы УПК.
Дольщики успели подать жалобу. А до этого написали жалобу на действия судьи в Судебное жюри Верховного суда РК и службу внутреннего контроля суда г. Астаны.
2 ноября 2016 года апелляционная коллегия по уголовным делам г.Астаны (судья Е.Космуратов) отменила приговор судьи Дуйсембиева в связи с нарушениями УПК и направила дело на новое судебное рассмотрение в тот же Есильский суд в ином составе со стадии главного судебного разбирательства.
Рассмотрением занялся лично председатель Есильского райсуда №2 Акбулат Курмантаев. И пошли пируэты.
Из жалобы осужденных дольщиков к председателю судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда РК А. Рахметулину во время личного приема у него следует, что 23 ноября судья Курмантаев рассмотрел ходатайство их адвоката об отложении слушания дела и удовлетворил его. Затем, попросив секретаря судебного заседания выключить аудио-видео фиксацию, частного заявителя Кудайкулову – покинуть зал, провел с осужденными беседу, «недвусмысленно» дав понять, что его решение, возможно, окажется для них негативным. Далее: мол, «есть у всех семьи, дети» и что следовало бы хорошо подумать о последствиях. «Самое страшное для нас было его откровенное заявление, что нам придется писать жалобы в Генеральную прокуратуру, в Верховный суд, все затянется на очень долгий срок, а справедливости нет», – говорится в жалобе. На вопрос Курмантаева: «чего вы добиваетесь?» – Бисенгалиева ответствовала:
«Мы хотим зарегистрировать объект кондоминиума и улучшить качество услуг и качество своей жизни в этом доме, так как мы все являемся дольщиками и инвесторами в строительстве ЖК «Алатау», который застройщик презентовал, как дом бизнес-класса и визитной карточкой левобережья. Мы устали от грубого к себе отношения обслуживающей компании ТОО «АлатауЖилСервис», которая не считается с нашими интересами».
На ее пояснения, что ее осудили за то, что она является администратором чата «Жители Алатау», где жители обсуждают свои внутренние проблемы, судья отреагировал своеобразно: «Зачем Вам этот чат? Закройте его! Есть другая жизнь. Позвоните маме! (мать Бисенгалиевой скончалась 13 лет назад – Ред.) Позвоните брату! Скажите, что у вас все хорошо. Вы же из России. Я тоже из России, с Оренбурга. Мне 58 лет. Я часто звоню маме, все хорошо. Наверное, поэтому я выгляжу хорошо и молодо».
Разоткровенничавшись, судья Курмантаев, как пишут дольщики, признался, что является членом клуба «Life Fitness Astana», расположенного в ЖК «Алатау», собственником которого значится мать частного заявителя Андрея Чукреева, и ему все там нравится. Завершил он свои сентенции советом осужденным «прекратить заниматься общественной работой по регистрации кондоминиума, забыть все обиды, простить друг друга и подписать мировое соглашение». От мировой дольщики отказались, поскольку не считают себя виновными и не они судятся с частными заявителями в течение нескольких лет, а они с ними.
Апофеозом встречи Курмантаева с участниками процесса стала его конфиденциальная беседа с заявительницей Кудайкуловой.
Потрясенные услышанным, дольщики ходатайствовали об отводе судьи Курмантаева, в чем им было отказано. На личном приеме Рахметулина они просили о том же. Направили жалобу на действия Курмантаева председателю Верховного суда РК Кайрату Мами и председателю суда г.Астаны Тлектесу Барпибаеву. Увы!
Повторное судебное разбирательство уголовного дела в Есильском райсуде, но уже под председательством Акбулата Курмантаева завершилось 29 декабря 2016 года. Согласно приговору, мера наказания осталась прежней. Осужденные дольщики обжаловали его в апелляционном порядке. Какие доказательства они привели в опровержение приговора и насколько они обоснованны, – решать судьям второй инстанции.
Но в адрес председателей ВС и горсуда от Балкии Бисенгалиевой поступила повторная жалоба на Курмантаева – уже по фактам допущенных им нарушений УПК.
Из жалобы (с сокращениями): «После моего поста на «Фейсбуке», 25.01.2017 г. в разделе IT Правосудие о том, что по делу № 1/381 в Судебном кабинете (далее – СК – Ред.) не вложены все судебные акты, информация в истории и вложенные файлы в СК разнятся. Вечером того же дня получила через СК уведомление о том, что протоколы судебных заседаний вложены. При этом оказалось, что вложенные 6 протоколов с разными датами судебных заседаний подписывает не председательствующий судья Курмантаев, а своей ЭЦП его секретарь Рымгалиева Б. датой 25.01.2017 г.
Почему судья нарушает закон и лишил меня возможности и права в соответствии со ст. 348, 348-1 УПК РК принести замечания на протокол ГСР (главное судебное разбирательство – Ред.)?
Судья Курмантаев нарушает требования УПК РК и на заседании 23.11.2016 г. не объявляет состав суда, об использовании средств аудио-видео фиксации в судебном заседании и изготовления протокола электронным способом в соответствии с положениями ст.ст. 347, 347-1 УПК РК, это видно по АВФ (…) заседания.
По видео видно, что судья Курмантаев об этом не объявляет и дает возможность и вовсе не требовать от секретаря изготовления в бумажном варианте краткого судебного протокола, соответственно, нечего вкладывать в СК и негде ставить свою ЭЦП (…) и заверять его подлинность. Так что можно констатировать расхождение фактических данных в бумажном варианте краткого судебного протокола от 23.11.2016 г. и АВФ».
Далее Бисенгалиева цитирует монолог Курмантаева на судебном заседании: «Я для записи хочу сказать, что в прошлый раз я воспользовался своим правом судьи и согласно Уголовно-процессуального кодекса о том, что есть право на примирение сторон. Это моя обязанность. В отношении того, что я говорил такие слова, что нет справедливости в суде. Я сказал, что такое справедливость, почитайте в интернете, что такое справедливость. Поэтому я очень сожалею о том, что все-таки вы не нашли за это время возможности на примирение. Это уже ваше, конечно, право. Я вам еще раз говорю о том, что предоставил вам возможность на примирение. Вам нужно просто остановиться, задуматься. У вас есть дети, у вас есть семья, которая, еще раз подчеркиваю, может все это отразиться на всех. Ваша действительная возня, так называемая юридически тяжба, она и выеденного яйца не стоит. Которую вы сами делаете. Вы просто задумайтесь, что вы делаете? 5 лет судитесь, ходите в суде. От того, какое будет решение в суде на сегодняшний день, будет опять-таки в суде, в чью сторону, в сторону Чукреева или в вашу сторону, я понял, что вы не остановитесь.
Я об этом вас призывал в прошлый раз и сейчас вас призываю. Все, суд удаляется. Все можете быть свободны».
Тут следует уточнить. По словам Бисенгалиевой, не дольщики были инициаторами судебных процессов, а частные заявители, которые за 5 лет конфликта (на наш взгляд, разрешимых в гражданско-правовом порядке – Ред.) были инициаторами около сотни исков.
«Если внимательно изучить этот монолог, то обман судьи распознать очень легко. Дело в том, что он признается, что имел с нами такой разговор. Тогда вопрос: почему этот разговор, если не имеет ничего предосудительного, не записан на АВФ заседания 23.11.2016 г.», – спрашивает Бисенгалиева и продолжает: «Ну и к чему и с чего этот разговор? Разве не в суде устанавливается законность и справедливость? А откуда бы нам стало известно, что судья Курмантаев А.А. является членом клуба «Life Fitness Astana», находящегося в нашем доме и принадлежащего семье частного обвинителя Чукреева А.А. Он сам нам об этом и рассказал. Может, как раз это и есть коррупционная составляющая? Личный интерес судьи в исходе дела в пользу частного обвинителя, чьим клиентом он является?
…На АВФ зафиксировано, как судья Курмантаев сам временами говорит за свидетелей. Как он снимает вопросы, на которые затруднялись ответить свидетели стороны обвинения. Какой раздраженный голос в наш адрес и как он благоволит Чукрееву и Кудайкуловой».
Обращаясь к высшему должностному лицу судебной системы страны, осужденная дольщица просила должной реакции, так как, по ее мнению, судья Курмантаев «подрывает авторитет судебной власти и нарушает законы».
На данный момент реакция в форме ответов. Из ВС за подписью заведующего отделом внутренней безопасности и предупреждения коррупции в судах Д. Омарова: «Ваша жалоба в отношении председателя районного суда №2 Есильского района города Астаны Курмантаева А.А. направлена для рассмотрения в Отдел внутренней безопасности и предупреждения коррупции суда города Астаны».
Из ответа горсуда, подписанного председателем судебной коллегии по уголовным делам А.Кенжегарина, следует, что доводы Бисенгалиевой о нарушении судьей Курмантаевым требований УПК при вынесении «неправосудного приговора будут проверены апелляционной инстанцией при пересмотре дела». Что же касается «неэтичного поведения судьи Курмантаева А.А., обращение направлено в Комиссию по судейской этике суда города Астаны для проведения проверки. Доводы о некачественном составлении протокола главного судебного разбирательства секретарем судебного заседания будут проверены руководством Администратора судов города Астаны».
Что ж, как говорится, поживем – посмотрим. Но в завершение хотелось бы напомнить об одной норме международного права: судить за выражение своего мнения, гражданской позиции, критику, оценочные суждения – незаконно. Иметь собственное или профессиональное мнение, иметь гражданскую позицию, оценивать по внутреннему убеждению что-либо или кого-либо – это законное право каждого человека.
И напоследок. У нас, журналистов, пишущих и говорящих на правовую тему, Конституция РК, УК и УПК, ГК и ГПК, закон о СМИ – настольные книги. Они – как Коран и Библия. Но когда судьи, выносящие приговоры и другие акты от имени Республики Казахстан, а также прокуроры, участвующие в судебных процессах в статусе государственных обвинителей, просто пренебрегают ими, не говоря уже о ратифицированных Казахстаном международных пактах и конвенциях, а в силу, наверное, своей безнаказанности, позволяют себе сентенции в духе председателя Есильского райсуда по уголовным делам Курмантаева, то нам, гражданам этой страны, верящим в силу Закона и Правосудия, стоит ли говорить о понимании ими морали и аморальности? Может, должность, которой некоторые ими сегодня облачены, приобреталась на подпольном рынке? Как знать. Имеем же мы, в конце концов, право хотя бы сомневаться.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»
P.S.: Как нам стало известно из инсайдерских источников, статья «Облик аморале…» стала достоянием гласности в том числе в среде судейского корпуса страны. Но даже «подпольно» рядовые служители Фемиды боятся высказать свое мнение. Словом, приехали. Но как выехать? Официально свое мнение Судебное жюри и комиссии по судебной этике на сей счет еще не озвучили. Но информагентство «Ұзын құлақ» доносит, что по эпизоду, связанному с саунными скандалами, Акбулат Курмантаев отделался строгим выговором. Дальше ехать некуда.