КОГО будет слушать КНБ?

Заинтересовавшись проводимой регистрацией мобильных телефонов, попытался разобраться в сути этой акции. И вот что я понял, ознакомившись с мнением сведущих в этом деле людей.

На самом деле проблема, конечно же, не в том, что кто-то во власти озаботился кражами наших телефонов. Вот уж чем-чем, только не этим. Задача здесь совершенно другая, и связана она в первую очередь с угрозами самой власти. На самом деле, покупая телефон, мы предоставляем все необходимые для контроля над нами данные: это и ИИН, и адрес, и номер СИМ-карты. А в момент активирования «симки» у них высвечивался и наш IMEI. То есть все необходимые данные, по которым владельца телефона можно было отследить и вычислить, у государства в лице спецслужб имелись.

Но! Жизнь не стоит на месте – кто-то потерял телефон, у кого-то его украли. Кто-то переставил «симку» в другой аппарат, кто-то купил новую. То есть информация со временем перестает соответствовать реальности. А это создает проблемы в отслеживании лиц, интересующих спецслужбы и правоохранительные органы.
Возникла необходимость жестко привязать СИМ-карту к IMEI и к ИНН. Только в этом случае у спецслужб сохраняется возможность адресного отслеживания и выявления нужных им персон.

Вообще эту работу КНБ вместе с операторами связи могли бы выполнить и без участия владельцев телефона. Но это титаническая работа и поэтому было принято решение загрузить ей самих граждан. Мол, это их телефоны, пусть и занимаются их регистрацией. А зная, что казахстанцы не очень обязательны в этом вопросе, пригрозили отключить всех, кто проигнорирует постановку на учет.

С 1 января (хотя не исключено, что будет дана отсрочка отключения) мобильный телефон в Казахстане станет инструментом тотального контроля над гражданами. Имея в руках сотку, каждый должен помнить, что каждый его шаг и каждое его слово контролируется, и это может быть использовано против него.

Это не означает, что будут отслеживать и слушать всех подряд. Нет, конечно! На это никто и не претендует.

Эта система создана для выборочного контроля и наблюдения за теми, кто может представлять интерес спецслужбам и правоохранительным органам. Это люди, попавшие в разработку правоохранительных органов, а также активисты политической оппозиции, диссиденты всех мастей и просто недовольные ситуацией в стране.

То есть для большинства казахстанцев эта система контроля абсолютно не актуальна. Она работает выборочно. Пока человек не интересен для людей в погонах, его это не будет касаться. Но как только он либо преступит закон, либо станет кому-то неугоден и его «закажут», его телефон станет источником сбора информации о каждом его шаге и слове. Особо это относится к политическим оппонентам режима и тем гражданским активистам, которые причиняют беспокойство власть имущим. Вот они-то – основная целевая аудитория, на которую направлена эта система контроля.

Сергей ДУВАНОВ

Республиканский еженедельник онлайн