Три сестры: ДАРИГОЕ удовольствие

  • Часть третья
  • Как известно, повествование о самых известных (ну и самых богатых, соответственно) сестрах в стране мы начали с Алии, оставив старшую «на десерт». Хотя про Даригу Нурсултановну можно целый документальный роман написать. Или оперу (оперуполномоченному). С другой стороны, можно было вообще ничего не делать, так как казахстанцам о ней и без того многое известно. Но мы все же расскажем кое-что, обратив внимание на ее место на политическом олимпе, добавим кое-чего нового и порассуждаем о ближайших перспективах.

Опять «Томирис»

Наш постоянный читатель ждал этот материал на прошлой неделе, однако мы вынуждены были его немного перенести, так как появилась более актуальная тема – резолюция Европарламента с нескрываемым намеком на возможное введение санкций в отношении к клептократам, нарушающим права человека в Казахстане. В принципе эти два момента тесно связаны, поэтому, можно сказать, что, перерыв нашем повествовании был «в тему». Но об этом ниже, а пока познакомим читателя с нашей сегодняшней героиней несколько с непривычной для многих стороны.

Начать, наверное, нужно с ее властных и политических амбиций. Конечно, ни для кого это не секрет, но нужно признать, что большинство мыслит в этом направлении лишь штампами и стереотипами. Да, мы не будем оспаривать тот факт, что Дарига Назарбаева видела себя на посту главы государства, но это не обязательно могла быть должность президента. Например, существует версия, что она могла взойти на престол в качестве премьер-министра, быть «избранной» парламентом. В любом случае для этого делалось многое, включая «идеологическую подготовку» в виде продвижения проекта «Томирис», начатого еще в начале «нулевых» и завершенного недавним кинофильмом, о котором мы рассказывали в серии про Алию. Кроме этого, через подконтрольные СМИ и приближенных «историков» в головы казахстанцев внушалась мысль, что потомками кочевников вполне может управлять женщина, тем самым развивался миф — «Золотой человек» на самом деле девушка.

Но если с народонаселением можно особо не заморачиваться, то с правящими элитами нужно было действовать по-другому. Причем за последние полтора десятка лет внутренняя «многовекторность» Акорды часто менялась, и поэтому приходилось выдумывать новые варианты транзита. Идеальным оказалось то самое «перераспределение полномочий», которое не давало ни одной группировке узурпировать власть и расправиться с конкурентом. Но это вопрос для отдельного рассмотрения, а по нашей сегодняшней теме отметим, что роль и место старшей дочери первого президента тоже менялись.

Уже упомянутое «премьерство» рассматривалось в виде одного из последних вариантов, но дольше всего держался принцип поддержки действовавшего тогда главы государства. Так, слова Дариги Нурсултановны о том, что она возвращается в политику, чтобы «помочь папе» (сказаны в 2012 году, когда она вновь стала депутатом парламента), сказаны не просто так – «Папе» действительно нужна была помощь, и несмотря на некоторые их разногласия, отец и дочь делали одно дело. Да и до сих пор делают.

Ни дать, ни зять

Чтобы понять президентские амбиции Назарбаевой, нужно вспомнить о таковых ее первого мужа. Покойный Рахат Алиев не очень-то их скрывал, а иногда даже намеренно выставлял на самое видное место. При этом версия генпрокуратуры с госпереворотом выглядит довольно правдоподобно, за исключением того, что роль и место нашей героини в этих планах грубо замазана. Ее просто оба раза (в 2001 и 2007 годах) отодвинули от некоторых политически выгодных позиций. Если брать во внимание «Рахатгейт» (похищение и убийство топ-менеджеров «Нурбанка»), то единственным выгодополучателем даже по официальной версии была именно Дарига Нурсултановна, а заодно и ее старший сын.

Мы не будем лезть в семейные дела этой четы, но если сложить эти и другие пазлы, то вырисовывается занятная картинка, где главным действующим лицом выступает именно старшая дочь первого президента. Ведь маловероятно, что она ничего не знала, что делает ее супруг, но при этом она до последнего дня его защищала, как самая верная жена. Однако, как показывает дальнейшая практика, защита была не только и не столько брака, сколько семейных активов. Главным образом, тех, которые были выведены не совсем законным или совсем незаконным путем за рубеж.

Второй брак Дариги Нурсултановны в лишний раз показывает, «кто дома хозяин», поэтому некоторые даже искренне переживают за Кайрата Шарипбаева. Активы на его имя в виде элитной недвижимости и других капиталовложений, конечно, тоже засветились в Европе, в том числе через «Радио «Свобода», но это не противоречит мнению, что это брак тоже мог быть по расчету. Или в виде большого политического бизнес-проекта. Впрочем, мы ничего не навязываем – любовь зла, полюбишь и потенциального фигуранта санкционного списка…

Дочерний капитал

Наверное, не имеет смысла вести опись всего имущества Дариги Нурсултановны – можем кое-что упустить, а ей обидно будет. Просто заметим, что когда говорят о наследстве, оставленном Рахатом Мухтаровичем, нужно понимать, что это был скорее ее бизнес, чем даже совместный. Вообще, выведенный капитал для нее и других клептократов – это некие инвестиции в будущее, свидетельствующие о том, что они совершенно не думают о будущем страны, но, напротив – о сознательном желании убежать из нее в случае опасности.

Сам же Казахстан является для подобных людей лишь средством обогащения – пусть это звучит несколько банально, но это так – и Дарига Назарбаева классический тому пример. В этом плане достаточно вспомнить, сколько средств вкладывается предприятиями и фирмами старшей Назарбаевой в производство и развитие. Но ничего особо на ум не приходит – только банки, медиа-империя, купля-продажа и целый конгломерат офшорных фирм с непонятной деятельностью. Даже благотворительная ее деятельность вызывает большие сомнения. Кстати, как мы уже писали, около половины средств фонда «Бота», где были аккумулированы средства (90 с лишним млн. долларов – ред.), арестованные при расследовании «Казахгейта», разошлись по фирмам, так или иначе имевшим отношение к Назарбаевой. Круговорот коррупционных капиталов в природе, так сказать.

Больше всего, естественно, общество интересует ее лондонская недвижимость, о которой заговорили весной прошлого года. Между тем, о том, что знаменитый дом-музей Шерлока Холмса, дом-магазин «Битлз» и некоторые другие достопримечательности английской столицы принадлежат «неким казахам», заговорили еще в 2015 году. Об этом писала британская пресса, а некоторые издания напрямую показывали на Рахата Алиева. Кстати, именно этот скандал стал одной из причин того, что англичане стали формировать принятие законодательных актов, призванных бороться с отмыванием капиталов, в том числе через скупку элитной недвижимости в Англии.

Это будет скоро

Но все это в прошлом. Гораздо интереснее, что происходит сейчас и произойдет в обозримом будущем. В первую очередь, обратим взор на «наш» Лондон. Как известно, в прошлом году там заморозили некоторые активы Дариги и ее старшего сына, последовали судебные разбирательства (в гражданском порядке), которые окончились освобождением домишек и квартир из-под ареста. Однако, как отмечалось, победой это назвать трудно.

Вообще, эта история тянет на детективный роман в стиле того же Холмса, но уже с включением экономических преступлений с участием так называемых «политически значимых лиц» (ПЗЛ). Именно под такую категорию попадает нынешний депутат мажилиса Дарига Назарбаева, а с учетом того, что и Нурали Рахатовича тоже можно назвать госслужащим, то это удваивает интерес к ней. Поэтому наивно было бы полагать, что подданные Ее Величества просто так отступились бы от этого дела, забыв о нем. Коротко говоря, в британском парламенте скоро пройдут слушания по «экономическому криминалу», в ходе которых отдельное место будет уделено нашим ПЗЛ.

К чему это может привести? К тому, что в Англии будет создан прецедент с привлечением к ответственности клептократа иностранного государства, решившего отмыть свои капиталы через приобретение недвижимости в Великобритании. Свое получат также те, кто так или иначе помогал это делать. Кстати, адвокаты Дариги и Нурали, сами того не подозревая, раскрыли целую цепочку фирм, через которую происходила «отмывка» – хотели показать, что все чисто, а на самом деле лишь доказали обратное: ведь если бы деньги были заработаны законно, никто бы не стал заморачиваться офшорами и перекладыванием из одного счета в другой.

Не будем гадать, что именно ждет Назарбаеву и Алиева в ближайшем будущем – пусть это решит английский суд, но можно с большой долей вероятности сказать, что грядут большие проблемы, среди которых повторный арест и последующая конфискация недвижимости могут быть не самой главной. Заодно де-факто будет доказано, что казахстанские власти предоставляли недостоверные сведения о том, как Дарига Нурсултановна зарабатывала на свои домики в Лондоне, тем самым укоренится понимание, что Казахстан – это авторитарная страна со всеми признаками тоталитаризма, где правят клептократы, а это лишь ускорит введение персональных санкций в отношении казахстанских чиновников и олигархов.

Таким образом, старшая дочь лидера нации просто подставляет всю страну и всех своих подельников по ее разграблению. Будет ли наказание за такое в самом Казахстане? Вряд ли. Ей только нужно опасаться биологического ухода своего отца, после которого ее может ожидать участь дочери Ислама Каримова. Естественно, «раскулачивать» ее и упекать в тюрьму, как Гугушу, никто не собирается, но межклановые разборки, в которые, возможно, будет вмешиваться Россия, мы увидим обязательно.

Мирас НУРМУХАНБЕТОВ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн