Всего несколько лет назад полиграфия была вотчиной лишь больших типографий. Мини-типографии сегодня не очень дороги, технологические процессы просты, затраты невелики. Получить кредит в банке на их открытие не составляет большой сложности. С поставщиками материалов для ведения бизнеса тоже особых проблем нет. Затраты окупаются легко, по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности: рынок сбыта готовых продуктов тут просто бездонен! Именно поэтому в Казахстане типографий сейчас – пруд пруди. На этот рынок рванули все, кто движим получением быстрой прибыли.
В том числе учредители ТОО «Корпорация ERNUR», головной офис которого находится в славном городе Шымкенте. Фортуна оказалась на их стороне: они выиграли тендер на печать самых «главных» газет страны – «Егемен Қазақстан» и «Казахстанской правды». Однако не тут-то было.
На «чистую воду» вывело корпорацию «ERNUR» управление по ЧС Алматинского района департамента по ЧС по г.Астане. Проведя внеплановое пожарно-техническое обследование здания типографии, расположенной «у черта на куличках» – по ул. Сілеті д.30, чээсники вручили директору ТОО Е. Нурмаханову предписание с указанием выявленных нарушений и сроков их устранения. Повторная проверка выявила, что в «ERNUR» и ухом не повели, чтобы подтвердить свое законопослушание.
Кроме того, выяснилось, что корпорация эксплуатирует здание без разрешения на то государственной приемочной комиссии, стены и перегородки офиса и надстройки третьего этажа были сделаны из деревянных шпал – вместо газоблока и кирпича. Да еще на третьем этаже здания живут типографские работники, приехавшие из Шымкента. Целевое назначение здания по документам – автомойка с бильярдной. ТОО выкупило его и приспособило под типографию.
Выводы чээсников и административный штраф в 17310 тенге (10 МРП) «ERNUR», для которого это – словно комариный укус, не обжаловал , но и нарушения не устранил. Управление по ЧС обратилось в городскую прокуратуру и специализированный межрайонный экономический суд г. Астаны, который решением от 13 июня 2013 года приостановил эксплуатацию здания – до устранения нарушений.
Суд вынес также частное определение в адрес департамента государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования по г.Астане – довести до его сведения о нарушениях законодательства корпорацией «ERNUR».
Решение суда вступило в законную силу. Но типография шымкентских печатников продолжает работать во всю. По сей день «Егемен Қазақстан» и «Казахстанская правда» печатают свои тиражи здесь.
Хотелось бы вкратце сказать и о странностях, с которыми был сопровожден тендер. В нем, кроме «ERNUR», участвовали и другие компании. Так, заявки подали АО «Астана Полиграфия», ТОО «Издательство БМ», ТОО «Prosper print». Однако все последние три компании не были допущены к участию в электронном тендере конкурсной комиссией во главе с ее председателем Асхатом Мукашевым по одним и тем же причинам – «Несоответствие требованиям конкурсной документации. Несоответствие квалификационным требованиям». При этом замечу: нарушения проигравших конкурс были незначительные, согласно закону о госзакупках, они являются опечатками, орфографическими ошибками, которые не могут считаться нарушениями.
Следует также отметить, что АО «Астана Полиграфия», ТОО «Издательство БМ» – предприятия с историей и деловой репутацией на столичном полиграфическом рынке. Однако…
Странность предпочтения конкурсной комиссии и в том, что ее члены, по-видимому, поверив на слово шымкентским полиграфистам, даже не подумали съездить на улицу Сілеті и своими глазами посмотреть, где, в каких условиях, на каком оборудовании будут печататься главные республиканские газеты, на содержание которых, между прочим, ежегодно выделяется по полмиллиарда бюджетных тенге.
Выигрыш корпорации «ERNUR» странен еще и тем, что в типографии одна печатная машина. Случись с ней завтра что-либо – будет ЧП государственного масштаба. И не сносить тогда головы ни руководству корпорации, ни конкурсной комиссии, которая отдала ей договоры на огромные суммы. Да и руководству обоих газетных АО вряд ли поздоровится. Уж они-то, в первую очередь, должны быть заинтересованы в безопасности номеров и тиражей. В репутации газет – тоже.
Как известно, ни один тендер, и не только в Казахстане, не обходится без так называемых откатов. То есть от общей суммы договоров «победитель» «отстегивает» энную долю тем, кто присудил ему викторию далеко не из альтруистических соображений. Далека от мысли, что конкурсная комиссия, наделив доселе не известную в Астане шымкентскую компанию законным правом на печатание газет, патронажных Акорде, не помнила о законах о коррупции и госзакупках. Но также известно, что если очень захотеть, в каждом заборе можно найти лазейку. Поэтому, однако, в истории победы корпорации «ERNUR» все так кажется странным…
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»
СОЦИУМ
Рожать детей от…
ЛЮБОВНИКА?
• Или как произрасти нацию?
Недавно с телеэкрана один депутат мажилиса то ли в шутку, то ли всерьез предложил принять закон, обеспечивающий жильем одиноких женщин, достигших 40-летнего возраста. По его мнению, наличие жилья обеспечит им создание семьи и рождение ребенка. Мажилисмену возразил молодой человек: он, имея двух детей, скитается по чужим углам, его семья не заслуживает государственного (пусть муниципального) жилья. Другой оппонент депутата считает: в стране много бездомных матерей-героинь, почему им не выделяют жилье?
Следующий участник дискуссии предложил вернуться к опыту наших предков и законодательно разрешить многоженство. Что удивительно, его поддержали даже женщины, присутствовавшие в студии.
На мой же взгляд, обычай гласного многоженства сильно устарел. В цивилизованном мире он заменен обычаем тайно заводить любовницу.
Проблему надо рассматривать в другой плоскости. Задача государства и общества должна состоять не в стремлении выдать всех женщин замуж (это невозможно), а разными мерами поощрять рождение детей: от мужа ли, от любовника, от случайного мужчины или же путем искусственного оплодотворения.
Последний способ гарантирует хорошее потомство и способствует «обновлению крови» нации. В Японии, например, в послевоенные годы выдавали особое пособие детям, родившимся от американских солдат, расквартированных на военных базах.
По подсчетам специалистов, на территории Казахстане могут проживать более 70 млн. человек, т. е. население республики можно увеличить в 4 раза.
Государство, общественность, СМИ должны поощрять и пропагандировать прирост населения.
Ежегодное рождение младенцев можно рассчитать по следующей формуле: Нр=(Н/2)*(Пд/Ж)*(Чд/Пд)=Н*Чд/2Ж, где Н/2 – число женщин; Пд – детородный период женщины; Ж – средняя продолжительность жизни женщины; Пд/Ж – доля детородных женщин; Чд – среднее число детей у женщины; Чд/Пд – число родившихся детей, приходящихся на 1 год.
Ежегодный уход населения из жизни – обратно пропорциональная функция средней продолжительности жизни Ж, т. е. Ну=Н/Ж.
В результате алгебраического сложения двух процессов получим годовой прирост населения Нп = Н*Чд/2Ж – Н/Ж = Н*(Чд-2)/2Ж.
Отсюда следует, что плюсовой прирост возможен, если Чд будет более двух, т. е. каждая женщина должна родить более двух детей.
Однако перепись населения показала, что в Казахстане около 360 тыс. женщин в возрасте от 25 до 40 лет не вышли замуж. Этим фактом забеспокоились демографы, поскольку минимум столько не родившихся детей не досчиталась малонаселенная республика. Проблемой озаботились и некоторые политики, поскольку она носит не только демографический, но и экономический характер. Устойчивый постоянный рост производства должен подпитываться приростом молодого поколения.
Проблема одиночества молодых людей обусловлена многими факторами.
Во-первых, мужчин упомянутого возраста, потенциальных клиентов ЗАГСа, меньше, чем женщин. Это связано с повышенной смертностью сильного пола, со службой в армии, пребыванием в местах лишения свободы, отсутствием желания связать себя узами Гименея. Зачем ловеласу семья, когда и так доступны коммерческие женские услуги?
Во-вторых, в обществе высок престиж высшего образования. Девушки стремятся получить образование любой ценой. В советское время они учились в ВУЗе 5 и более лет (а некоторые поступали далеко не с первой попытки), откладывая замужество на потом.
Сейчас ситуация будет ухудшаться, так как предполагается продлить время обучения в школе до 12 лет, а получение высшего образования требует более 8 лет (4 года бакалавриат, минимум 2 года работы по специальности, потом – магистратура). Получается, девушке и выходить-то замуж некогда, рожать детей – тем более.
В-третьих, завышенное самомнение слегка образованной женщины, нежелание вступать в брак с формально менее образованным, но зачастую более продвинутым мужчиной. К тому же некоторые девушки с дипломом (особенно коренные горожанки) имеют лучшее материальное обеспечение и не готовы пустить к себе примака.
В-четвертых, отсутствие феминистической смелости родить ребенка вне брака, боязнь родительского и общественного осуждения.
В-пятых, отсутствие действенной поддержки необеспеченных матерей-одиночек со стороны государства.
В-шестых, некоторые девушки из-за денежных затруднений или вследствие физиологического зова встают на путь коммерческих интимных услуг. Значительная часть таких жриц любви потом не в состоянии променять любвеобильную жизнь на дозированные отношения с супругом.
И последнее: материальные и жилищные трудности.
Конкретно какими законами и общественными отношениями можно поощрять рождаемость детей в Казахстане?
Во-первых, по примеру России начислять будущий материнский капитал в ощутимом размере.
Во-вторых, увеличить и разбюрократить выдачу пособия на рождение ребенка. Сейчас оно мизерное, для его получения требуется предоставлять кучу справок, в том числе документ о прописке. Молодые мамы часто не имеют жилья, какая может быть прописка? В итоге тот, кто больше других нуждается в пособии, лишен его.
Разовое крупное пособие, на мой взгляд, должны вручать в ЗАГСе вместе со свидетельством о рождении на основании справки из роддома. Чтобы у мамы не было соблазна получить деньги второй раз, информацию заносить в компьютерную сеть и ставить отметку о получении пособия в свидетельстве о рождении. (У меня в дипломе инженера крупно написано: «Нагрудный знак получил»).
В-третьих, многодетным (4 и более детей) семьям предоставлять муниципальное жилье.
В-четвертых, в обществе (через СМИ) следует повышать престиж матери-одиночки. У самой матери после рождения ребенка появляется биологический смысл жизни, исчезает чувство одиночества, притухают возрастные хвори, отодвигается старость.
В-пятых, процедуру искусственного оплодотворения надо сделать безочередной и бесплатной. Многие женщины, в том числе замужние, не могут этого добиться из-за дороговизны процесса.
В-шестых, надо как-то поднимать общественный престиж любовниц (раз уж они есть) и уравнять юридические права в вопросах наследства детей, родившихся вне брака (в доказанных случаях). В чем вина этих детей, почему их считают «незаконнорожденными» и лишают даже малой доли состояния обеспеченного папаши?
В-седьмых, надо использовать побудительные свойства налогов. В СССР было два налога по поводу создания семьи и рождения детей: налог с холостяков (касался «старых парней») и налог на бездетность (относился к «старым девам»). Любители беззаботной холостой и бездетной жизни платили налоги, которые шли на различные пособия многодетным семьям. По-моему, следует возродить эти законы, они подтолкнут хотя бы часть потенциальных супругов на решительный шаг, к тому же пополнят бюджет.
И наконец, можно законодательно снизить возраст выхода на пенсию женщинам, родившим и воспитавшим детей. За каждого ребенка засчитывать по 1,5 года (столько времени мать находится в декретном отпуске).
Саин ТЕМИРГАЛИЕВ,
кандидат экономических наук, доцент