В АМТ играют без правил

amtВ любом конфликте большего уважения обычно заслуживает та сторона, которая играет по правилам, ведет себя достойно, не переступает грани как профессиональной и служебной, так и простой человеческой этики, не говоря уже о законах. В затяжном конфликте между компанией «АрселорМитталТемиртау» и профсоюзным комитетом карагандинских угольщиков «Коргау», похоже, работодателю не до этики.

ВОТ ТЕБЕ, БАБКА, И ЮРЬЕВ ДЕНЬ!

В статье «Арселор» забивает шахтеров «под лавку», опубликованной в прошлом номере нашей газеты, мы писали об анонимной листовке-воззвании, распространенной на угольных предприятиях АМТ, содержание которой явно направлено на дискредитацию «Коргау».

«Почему «защитник» («Коргау» – Ред.) не встал на сторону регрессников, а, наоборот, объединился со страховой компанией (Альянс-Полис, с которой АМТ заключал договор страхования втайне от профсоюза «Коргау» – Ред.), которая нарушала договор и оставила без страховых выплат и без того пострадавших людей? Почему вместо того, чтобы объединиться с работодателем и вместе отстаивать интересы своих же работников против сторонней фирмы, профсоюз провоцирует конфликты и вводит в заблуждение людей?» – цитировали мы воззвание неизвестных авторов, чьи «уши», впрочем, выглядывают буквально из каждой строчки.

В воззвании они напрямую обвиняют лидеров «Коргау» в организации «целой акции протеста». А именно: в подстрекательстве регрессников и вымогательстве в корыстных целях, совершении преступления, «приведшего к трагической гибели одного из регрессников», и призывают «не поддаваться на провокации и призывы отдельных лиц».

Как говорится, вот тебе, бабка, и Юрьев день! (Поневоле вспомнишь эту поговорку, родившуюся на Руси в конце XVI века в связи с началом крепостного права, которая была отменена, как известно, лишь в 1861 году. Тем не менее поговорка бытует по сей день и означает разочарование от ожидания).

Видимо, следует освежить память авторов воззвания. Можно ли назвать акциями протеста регрессников (а иных в Караганде не происходило с приснопамятных середины 90-х годов прошлого века) их письменные петиции во все инстанции или пару их поездок в казахстанскую первопрестольную, где их не пускали не то чтобы в святые парламента – даже за порог министерства труда и соцзащиты. Простояв несколько часов у «парадного подъезда», шахтеры-регрессники возвращались в родные пенаты не солоно хлебавши.

Может, «подстрекательство» профсоюза «Коргау» в том, что он выиграл судебные процессы по выплате регрессных более 300 шахтерам? Однако работодатель не поспешил исполнить судебные решения. Может, как раз работодатель своим закононепослушанием и спровоцировал доведенных до отчаяния регрессников в течение более месяца стоять у главного офиса УД АМТ, требуя объяснений, почему он нарушает их права и не выполняет казахстанские законы? Ведь никто из руководства не снизошел до встречи с ними. Почему они «сделали ноги» в тот трагический день – 17 октября этого года, когда один из регрессников пришел с бутылкой бензина? Почему оказались закрыты их кабинеты?

Мягко говоря, большое недоумение вызывает нежелание руководства УД, прежде чем валить с больной головы на здоровую, самокритично проанализировать глубинные причины настроений шахтеров и ответить на вопрос, которым оно задается в листовке-воззвании. Так, в ней говорится: «Компания выделяет огромные средства на содержание социальной сферы, на организацию медицинского обслуживания своих работников, на решение социальных проблем, но почему результат вызывает обратный эффект – недовольство среди рабочих и нерешенные социальные проблемы?». Если внимательно вчитаться в этот текст, то понятно, что работодатель сам же и ответил на свой вопрос: эффективность от «огромных средств» нулевая, если как результат – нерешенные социальные проблемы. Другими словами, он сам и расписался в неэффективности собственного менеджмента в социальной сфере. Недовольство рабочих – это и есть следствие нерешенных социальных проблем. Или опять виноват «Коргау»?

«Кому выгодно создавать социальное напряжение в трудовых коллективах?» – воздевают свои длани авторы листовки. Ответ на этот их вопрос шахтеры дали на профсоюзной конференции – наверняка самому работодателю, потому как, говорят они, если судить по его последним действиям, все идет к тому, что он свернет свою деятельность в Караганде. Вот пусть и доказывает работодатель обратное шахтерам. Да не воззваниями, а решением социальных проблем.

ЧУ! ВОСКЛИЦАНЬЯ ПОСЛЫШАЛИСЬ ГРОЗНЫЕ!

Подстрекательством он считает и тот факт, что профсоюзные лидеры шахтеров провели в Астане две пресс-конференции, дают интервью СМИ. Так вот, этот формат гласности не запрещен казахстанским законодательством и право каждого – донести до общественности и правительства те проблемы, которые имеют место быть и которые требуют своего решения.

Кстати, лидеры угольного профсоюза секрета из своего намерения провести пресс-конференции не делали. В отличие от руководства УД АМТ, которое на свое такое же мероприятие пригласило СМИ в Темиртау, а по логике должно было провести его в Караганде. Однако тайное стало явным благодаря тому, что пресс-служба АМТ оказалась из рук вон плохим конспиратором: ее электронная рассылка дошла аж до Астаны. И уж вовсе никак нельзя назвать этичным поведение спикеров той пресс-конференции, когда они не хотели пустить на нее представителей «Коргау».

Что же касается «публичных акций с ярыми обвинениями», которые якобы позволяют себе профсоюзные лидеры в отношении работодателя, тут, наверное, следует доказать: а) наличие в природе «публичных акций» (ну, не пресс-конференции же, в конце концов); б) содержание в них «ярых обвинений» и в каких выражениях дословно они были высказаны. Может, почудилось кому-то из руководства УД АМТ, что «Коргау» призывал карагандинских шахтеров: «Давайте покажем им свой гнев!» – как в свое время обратился к польским шахтерам их профсоюз «Солидарность»?

ЗАДРАВ ШТАНЫ, БЕГИ ЗА «АРСЕЛОРОМ»!

Авторов листовки-воззвания никак нельзя обвинить в нехватке скромности. Все лавры по урегулированию регрессного конфликта они отдали работодателю. Прочитав эту часть их творения, трудно не прослезиться от умиления. Захотелось, в отличие от великого поэта Владимира Маяковского, «задрав штаны, бежать», нет, не за комсомолом и даже не за профсоюзом, а за «Арселором». Ну, посудите сами.

«… в последней ситуации с регрессниками, возникшей по вине недобросовестного страховщика, юристы АМТ сопровождают и оказывают правовую поддержку пострадавшим шахтерам в судах, благодаря этому 18 регрессников уже получили единовременные выплаты, а 2 работника шахты «Тентекская» и «Костенко» получили ежемесячные выплаты.

Для более быстрого и эффективного решения этого вопроса генеральный директор АО «АрселорМитталТемиртау» обратился к главе компании с просьбой помочь нашим шахтерам, этот пункт был одним из основных в обращении к президенту. И только после этого по поручению Нурсултана Назарбаева правительство во главе с премьер-министром приняло решение о содействии нашим работникам в получении денег», – пишут авторы листовки.

Во-первых, страховщика в свое время выбирало само руководство УД АМТ, договор заключало при закрытых от профсоюза «Коргау» дверях. И если страховщик оказался «недобросовестным» – это уже «прокол» того, кто подписывал с ним договор.

Во-вторых, как сообщали СМИ, в обращении к президенту Казахстана Лакшми Миттал «жаловался на казахстанских судей и бизнесменов». По-видимому, миллиардеру крайне не понравилось, что благодаря нашим судам все иски по регрессным выплатам и 13-й зарплаты выиграл профсоюз «Коргау», который и инициировал эти иски.

В-третьих, придется еще раз освежить память авторов листовки: премьер Серик Ахметов поручил руководству АМТ расплатиться с регрессниками только после ЧП 17 октября. Так что как бы ни хотели авторы выдать желаемое за действительное, «серьги» они раздали не тем «сестрам». Факты и хронологию событий перевернули с ног на голову.

ГДЕ ДЕНЬГИ, ЗИН?

Считать деньги в чужом кармане, как известно, – нехорошо. Но интересно.

На этой неделе на презентации законопроекта «О профессиональных союзах» в Комитете по социально-культурному развитию мажилиса парламента председатель этого комитета Дарига Назарбаева спросила: «Профсоюзная организация на примере Темиртау: 4 тысячи человек. Они отчисляют 1% от зарплаты… Это очень приличные деньги. Вот вопрос: куда деваются деньги?».

Этот же вопрос наша редакция адресовала профсоюзу угольщиков «Коргау». Ответ получили. Но это тема уже следующей публикации. Кстати, о миллиардах тенге и сотнях миллионов долларов, вкладываемых АМТ в «социальный пирог» шахтеров, который они якобы уплетают за обе щеки и чего-то еще недовольны – тоже.

Жумабике ЖУНУСОВА,
«D

Республиканский еженедельник онлайн