• Тем временем, находящийся за рубежом экс-глава КНБ Казахстана Альнур Мусаев опровергает свою причастность к этому чудовищному преступлению. По его мнению, заказчиками убийства являются другие высокопоставленные лица. Нам удалось по Скайпу связаться с опальным экс-чиновником и задать ему несколько вопросов на эту тему.
– Господин Мусаев, на прошедшем суде Рустам Ибрагимов заявил о том, что по вашему приказу он устранил Алтынбека Сарсенбаева. Что вы скажете в ответ на это обвинение? Вы были знакомы с Ибрагимовым?
– Рустама Ибрагимова и сотрудников «Арыстана» КНБ, убивших Алтынбека, я не знаю и никогда с ними не встречался. Каких-либо мотивов убивать Алтеке у меня не было. Весьма спорным является также тезис о том, что я был «подручным» у Рахата Алиева и по его приказу организовал это зверское убийство. Ни для кого не секрет, что мы – очень близкие друзья, но кто из нас подручный, а кто главный, лучше всех знают Нурсултан Назарбаев и Мухтар Алиев, которые еще в начале 90-х годов попросили меня взять шефство над Рахатом. Я не буду утверждать, что Рахат был моим подручным. Это было бы смешно, но старшим товарищем для него я являюсь до сих пор. В связи с тем, что имелась возможность держать под наблюдением людей, от которых исходила угроза жизни Алтынбеку (и не только его), я точно знаю, кто организовал убийство. И уверен, что это знает большинство думающих людей в Казахстане.
– Вы не хотели бы дать свои показания на возможно следующем судебном процессе, которое будет проходить по этому делу, только теперь уже в отношении вас и Алиева? Например, выступить по Скайпу?
– У меня нет никакого желания участвовать в этом процессе, но так сложилось, что меня уже туда втянули, теперь уже в качестве обвиняемого. Я читал материалы по суду в Каскелене. Впечатления удручающее. Все идет по той же схеме, по которой давали показания «свидетели» о том, что я участвовал в убийстве сотрудников «Нурбанка», а сейчас дают показания «свидетели» по убийству Алтынбека.
– Вы знакомы были лично с Алтынбеком Сарсенбаевым?
– С Алтынбеком Сарсенбаевым мы в один период работали в команде Нурсултана Назарбаева, и у нас всегда были хорошие отношения, я к нему всегда относился с симпатией и чувствовал его теплое отношение к себе. Последний раз мы с ним общались в 2005 году. Мне врезалась в память встреча с Алтеке в декабре 2005 года, примерно за 2–3 месяца до убийства. Он пришел встревоженный. До этого мы встречались, но очень редко. В основном в кафе или других уединенных местах. Но на этот раз он приехал ко мне в офис. Был очень обеспокоенным, при этом держал себя в руках. С улыбкой говорил обо всех этих наружных наблюдениях и о том, что его пытаются спровоцировать на какие-то противоправные действия. Я дал ему послушать телефонные разговоры между Дутбаевым и Нурбековым (начальником Алматинского ДКНБ) в части его касающейся. Алтеке тогда поблагодарил меня и попросил по возможности проинформировать его в случае, если будет какая-либо угроза его безопасности. Я в свою очередь взял с него слово не разглашать сведения о наличии у меня прослушки. Очень надеюсь, что близкие, друзья и соратники Алтеке в курсе того, что у нас с ним никогда не было конфликтов и противоречий.
Разговор между нами был очень долгим и интересным. Он рассказал мне, почему и как он оказался в оппозиции. Он также говорил обо всех своих контактах. Он до последнего дня своей жизни контактировал с Назарбаевым, иногда по телефону, иногда лично встречался. Одним словом, вел постоянно переговоры. В 2001 году, когда меня с Рахатом обвинили в том, что мы готовим военный путч, были у нас тесные контакты и с Алтеке, и с Мухтаром Аблязовым. Причем контактировал я лично, у Рахата таких контактов не было. Я разговаривал практически с многими основателями ДВК. В то время Алтеке занял очень интересную и правильную позицию. У нас было единое мнение. Я Мухтару Аблязову (он, кстати, в книге это тоже описывает) предложил вместе объединиться и строить государство. Но Назарбаев нас грамотно тогда отстранил. Он, по существу, поспособствовал созданию ДВК. И все этого для того, чтобы в перспективе стравить нас, силовиков, с молодыми руководителями правительства. В итоге Назарбаев расправился с нами и оппозицией в лице «младотюрков», скинул со всех позиций. Посадил Галымжана Жакиянова и Мухтара Аблязова. В дальнейшем начал вести репрессии и подковерные игры против Алтынбека и всех акжоловцев. Вот тогда у меня и у Сарсенбаева было единое мнение, что мы не должны были ссориться. Он тогда очень грамотно вел эту политику. И когда мы с ним встречались уже после этих событий, в Москве, Сарсенбаев являлся тогда послом Казахстана в России, он мне сказал: «Вот, Алеке, мы тогда были с вами правы».
Я понимаю, что вас интересует вопрос, кто заказал это зверское убийство. Я обладаю такой информацией. Но говорить без конкретных фактов, выложить вам видео или аудиозапись, я не имею такой возможности. Во-вторых, вы прекрасно понимаете, что у меня есть какие-то определенные обязательства перед Назарбаевым, несмотря на то, что он считает меня своим врагом, облил грязью и сделал из меня преступника. И в общественном мнении Казахстана я являюсь таковым. В этой ситуации я не собираюсь лично поливать его грязью. При этом я хотел бы отметить, что исходя из всей информации, которая существует об этом убийстве, вы прекрасно понимаете, кто реально заказал это убийство. Я не буду называть никаких фамилий. Я готов обсуждать эту тему, но называть имен не буду.
– Какова роль Рахата Алиева в этом деле?
– Я могу высказать только собственное субъективное мнение, исходя из событий, которые были. Я могу сказать, что Алиев был осведомлен обо всем, что связано с убийством Сарсенбаева. В его руках также были материалы аудиозаписи переговоров между руководством КНБ и руководством страны, которые фиксировали все, что творилось вокруг Алтеке. Кроме этих данных, Алиев располагал информацией от президента, поскольку он тогда был одним из руководителей Министерства иностранных дел, а главное был старшим зятем, насколько я помню. Я в то время не был вхож в кругах и был, как и бывшие чиновники, в опале, хотя ни в какой оппозиции и противостоянии не состоял. Против меня было возбуждено уголовное дело о том, что я хотел провести государственный переворот. В 2005 году меня, так же как и Алтынбека Сарсенбаева, взяли под наружное наблюдение и подполный контроль КНБ. Я уверен, что Рахат не является заказчиком убийства Алтеке. Фактами не располагаю конкретными, но я имел информацию с аудиопрослушек. Исходя из того, кто на самом деле лично брал подписку с Утембаева, сделал из него «козла отпущения» и был заинтересован в проведении прошлого суда, и есть настоящие заказчики преступления.
Беседовала –
Дилярам АРКИН