Что в имени тебе моём?

Анонимный telegram-канал «Нурсултанский соловей» теперь называется «Евразийский брифинг», возможно, сменился и владелец. Однако ресурс по-прежнему продолжает снабжать своих читателей информацией, не всегда доступной рядовым казахстанцам. Разумеется, нельзя верить всему, что он пишет, авторы зачастую бывают ангажированы, но некоторые материалы заслуживают если не доверия, то хотя бы внимания. На этой неделе отдельный пост «евразийцы» посвятили главе Нацбанка Казахстана. Публикуем его, что называется, без купюр.

Некомпетентность главы Национального банка Казахстана Тимура Сулейменова приводит к рекордному обвалу тенге на казахстанской фондовой бирже.

Национальная валюта Казахстана продолжает свое падение на бирже КАСЕ – курс снизился до 524,79 тенге за доллар. Ситуацию на валютном рынке прокомментировали в Национальном банке Казахстана, где заявили о некоем «двухпроцентном ослаблении» тенге, которое вряд ли повлияет на жизнь рядовых казахстанцев, что является ложью. Курс тенге на бирже КАСЕ только в течение одного календарного месяца ослаб более чем на 10 %, а на протяжении последних шести месяцев тенге обвалился по отношению к американской валюте более чем на 20 %.

Основной проблемой для рынка Казахстана и особенно для восприятия экономической ситуации в стране населением является не сам процесс девальвации национальной валюты, в основе которого могут лежать фундаментальные факторы, а некомпетентность главы Национального банка Казахстана и искажение статистики. На фоне резкого ослабления курса тенге власти Казахстана вынуждены пересмотреть прогноз по инфляции по итогам 2024 года в сторону повышения до 8,4–9,2 % против ожидавшихся ранее 7,5–9,5 %. В 2025 году рост цен составит 6,5–8,5 % вместо предполагавшихся ранее 5,5–7,5 %, однако даже такие пересмотренные прогнозы из-за ранее искаженной статистики не соответствуют действительности.

Из-за неверного прогноза Национального банка Казахстана оказался заведомо невыполним и нуждается в серьезном пересмотре и бюджет страны на 2025 год, ранее запланированный с учетом прогноза со среднегодовым курсом 470 тенге за доллар. В Национальном банке Казахстана заявили, что в декабре 2024 года предпримут валютные интервенции на 1 млрд долларов. Еще 1 млрд долларов был потрачен ранее в ноябре, из-за чего в итоге валютные резервы Казахстана снизились с 44,5 до 43,5 млрд долларов, что никак не отразилось на девальвации тенге.

Резкая девальвация национальной валюты Казахстана на бирже КАСЕ связана со спекулятивным фактором – подробности валютных торгов на КАСЕ закрыты для общественности, а ключевыми игроками на торгах являются несколько крупных финансовых учреждений страны, находящиеся в руках олигархата. Биржевые спекулянты, такие, как «Алтын Банк» и «Halyk Bank» (принадлежат Тимуру и Динаре Кулибаевым), «Форте банк» (принадлежит Булату Утемуратову), «Jusan Bank» (принадлежит Галымжану Есенову), «Евразийский банк» (принадлежит Александру Машкевичу, Патоху Шодиеву и семье Шухрата Ибрагимова), проводят валютные торги между собой и таким образом определяют курс национальной валюты.

Выявлять и пресекать деятельность биржевых спекулянтов должен Национальный банк Казахстана, однако глава регулятора Сулейменов подконтролен олигархату и является выходцем из олигархических структур.

В возрасте неполных 28 лет Сулейменов был назначен директором Департамента налогового учета и налогового планирования в «КазМунайГаз», полностью контролировавшийся Тимуром Кулибаевым. Через три года по протекции Кулибаева стал вице-министром экономики и бюджетного планирования Казахстана.

Все без исключения предшественники Сулейменова с 2013 года также были подконтрольны олигархату или являлись выходцами из олигархических структур:

– Галымжан Пирматов пришел в Национальный банк Казахстана по протекции Булата Утемуратова;

– Ерболат Досаев и Данияр Акишев действовали в Национальном банке Казахстана в интересах Тимура Кулибаева;

– Кайрат Келимбетов пришел в Национальный банк Казахстана по протекции Вячеслава Кима и Кайрата Сатыбалды.

Республиканский еженедельник онлайн